Камчатская межрайонная природоохранная прокуратура по поручению прокуратуры края провела проверку по статье "Держать и не пущать!", опубликованной в газете "Рыбак Камчатки" от 31.07.2013 № 31.
В публикации изложены доводы о нарушении правил рыболовства на реке Большая и об отказе в доступе к водному объекту.
В соответствии со ст. 6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, т.е. общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно закону на водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Информация об ограничении водопользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.
Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина такой береговой полосы составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. В этом случае ширина береговой полосы составляет пять метров.
Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
Федеральный закон от 02.07.2013 № 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", на который сделана ссылка в газетной публикации, вступает в силу с 01 января 2014 года (за исключением отдельных положений, не регулирующих правоотношения в сфере осуществления любительского и спортивного рыболовства).
В соответствии с требованиями Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" мероприятия по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах рыбохозяйственного значения проводятся должностными лицами органа государственного надзора (контроля) на основании плановых (рейдовых) заданий в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора (контроля). Сотрудники таких органов при выполнении оперативных мероприятий должны иметь при себе служебное удостоверение установленного образца, которое по требованию обязаны представить.
В рамках настоящей проверки по требованию межрайонной природоохранной прокуратуры уполномоченным органом - Северо-Восточным территориальным управлением Росрыболовства проведена служебная проверка по фактам, изложенным в публикации. В том числе проверены доводы о неправомерном отказе в доступе к водному объекту.
Указанной проверкой установлено, что в период времени, указанный в статье, сотрудники Управления на территории рыбоохранного поста (Усть-Большерецкий район, слияние рек Быстрая и Плотникова) не находились, так как убыли для осуществления оперативных мероприятий в район другого водного объекта согласно оперативному заданию. Фактов ненадлежащего исполнения обязанностей сотрудниками Управления не выявлено.
В ходе анализа состояния законности при осуществлении рыболовства на участке, указанном в газетной статье, установлено следующее.
С целью выполнения контрольно-надзорных функций и пресечения фактов браконьерства в 2013 году Управление направляло одновременно до 5 оперативных групп в район бассейна реки Большой (в августе работало 3-4 группы). При проведении оперативных мероприятий на реке Большой, в том числе на рыбопромысловом участке № 729, предоставленном в пользование ООО "Биг-Ривер" для организации спортивного и любительского рыболовства, группами выявлено 238 административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ (нарушение правил рыболовства).
На реке Быстрая в районе рыбопромыслового участка № 733, предоставленного в пользование ООО "Андар", выявлено 70 аналогичных административных правонарушений. В настоящее время в указанных районах продолжают работу 3 оперативные группы Управления.
Оснований для принятия мер прокурорского реагирования по результатам проверки не установлено.
Прокуратура Камчатского края
|