Подходит к завершению лососевая путина 2013 года. В середине августа в Петропавловск-Камчатский после длительного похода вернулось ППС "Антиас" Пограничного управления ФСБ России по Камчатскому краю. Экипаж пограничного патрульного судна выполнял в море задачи по контролю соблюдения на промысле пограничного и природоохранного законодательств.
"Антиас" находился в рейсе два с половиной месяца и обошел обширный участок акватории от Курильских островов до северной части Охотского моря.
За этот период осмотровая группа поднялась на борт 59 судов. На тринадцати из них старший госинспектор отдела по организации государственного контроля в сфере охраны морских биоресурсов Олег Пинчук выявил различные нарушения. При этом требования природоохранного законодательства на всех проверенных судах были соблюдены.
В начале июня в районе Курил пограничники контролировали добычу терпуга и других донно-пищевых видов рыб. "Первые ласточки" - административные протоколы на капитанов - появились уже там. В районе острова Китой в зоне, запретной для нахождения судов и ведения промысла, был замечен траулер "Зевс". Капитан не уведомил о заходе в трехмильную зону Сахалино-Курильское территориальное управление ФАР, как того требует закон, за что получил штраф. Аналогичные нарушения совершили СРТМ "Залив Васильева" и СДС "Атлант". Последнее многократно без разрешения заходило в запретную зону в районе островов Онекотан, Матуа и Расшуа, что было отражено в судовых документах. К административной ответственности в виде штрафов, помимо капитанов, в ближайшее время будут привлечены также компании-судовладельцы. Подобные ситуации возникают чаще всего из-за незнания или неверного толкования пользователями ВБР действующих законодательных актов. В частности, многие капитаны считают, что при заходе в запретные для нахождения, промысла или бункеровки районы достаточно уведомить пограничные органы, и забывают о необходимости получать разрешение в органах рыбоохраны в лице Федерального агентства по рыболовству.
Помимо российских судов в районе Курильских островов "Антиас" контролировал японский малотоннажный дрифтерный флот, осуществлявший добычу рыбы лососевых видов. Вся документация на семи осмотренных судах оказалась в полном порядке. Как отмечает Олег Пинчук, японцы отличаются скрупулезностью в этом плане и четко соблюдают заранее оговоренные конкретные условия промысла.
В конце июня "Антиас" отправился к южной оконечности острова Сахалин, а оттуда вдоль побережья прошел до Шантарских островов. Активного промысла в районе не наблюдалось, мешали айсберги. Обходить ледовые поля пришлось и пограничному патрульному судну, но службе данное обстоятельство не помешало. На нескольких судах были выявлены нарушения правил ведения промысловой документации. Зачастую, к ним приводят невнимательность со стороны капитанов судов. Однако, как отмечает Олег Пинчук, есть и другая сторона медали - по ведению того же промыслового журнала по сей день нет утвержденных четких правил. Методические рекомендации, разработанные Росрыболовством, трактуются неоднозначно. Возникает также вопрос о легитимности этого документа, поскольку методические рекомендации не являются нормативно-правовым актом. Поэтому зачастую истина рождается только в споре. Инспекторы вынуждены в ходе проверки документации на борту, руководствуясь логикой, а также положениями иных действующих нормативно-правовых документов в области рыболовства, обосновывать свои требования к заполнению журналов, на практике добиваться взаимопонимания с пользователями ВБР.
Там же, у северной оконечности Сахалина, старший госинспектор Олег Пинчук привлек к административной ответственности за незаконное захоронение отходов в пределах территориального моря капитана научно-исследовательского судна "Профессор Кизеветтер", принадлежащего ТИНРО-центру. В нарушение правил рыболовства судно сбрасывало отходы от переработанной рыбы, стоя на якоре примерно в миле от берега. Это явно прослеживалось по судовой документации. Экипаж судна принимал уловы от ставных неводов и тут же на месте, не выходя за трехмильную зону, перерабатывал их. При этом отходов на борту на момент проверки осмотровая группа не обнаружила.
От Шантарских островов "Антиас" "поднялся" на север по Охотскому морю, где к началу августа завершался промысел краба и трубача. Большая часть проверенных краболовов уже находились в ожидании транспорта для перегруза продукции. Претензий у контролирующих органов к ним не возникло.
А вот южнее, в исключительной экономической зоне на траверзе поселка Октябрьский, где еще продолжали работать на дрифтере российские суда, осмотровая группа обнаружила на борту СДС "Современник" значительное количество неучтенной рыбопродукции. По словам капитана, более двухсот тридцати килограммов филе красной рыбы экипаж заготовил для себя. Филе было упаковано, разложено по ящикам и припрятано на нижних полках морозильной камеры.
А на рабочей палубе под бытовым мусором пограничники нашли несколько корзин со свеженарезанной рыбой, подготовленной к заморозке, которая также не отражалась ни в судовых суточных донесениях, ни в промысловом журнале. Осмотровая группа "Антиаса" изъяла рыбопродукцию и позднее передала ее на ответственное хранение. В отношении капитана определением было возбуждено дело об административном правонарушении. Теперь по итогам экспертизы, которая должна определить видовой состав и объем использованного сырца, станут известны суммы штрафов, которые капитан, а затем и юридическое лицо заплатят за нарушение правил рыболовства. Отметим, что судовладелец ООО "Тихоокеанская рыболовная компания" полностью признала свою вину и активно сотрудничает по делу с дознавателями отдела по организации контроля в сфере охраны морских биоресурсов. Капитана СДС "Современник" уже освободили от занимаемой должности.
По результатам летней командировки общих штрафов на должностных лиц наложено на сумму около 200 тысяч рублей, еще около 600 тысяч рублей по итогам рассмотрения дел об административных правонарушениях заплатят юридические лица.
По словам Олега Пинчука, в этом году рыбаки на уловы не жаловались. По крайней мере, в море красной рыбы хватило всем. Как говорится, не ловил только ленивый. По объемам суточных уловов пользователи ВБР даже отметили рост показателей по сравнению с предыдущими годами. Другой вопрос, что по каким-то причинам лосось не пошел в камчатские реки. Ответ на него предстоит дать ученым.
Елена Вольская
Газета "Граница России Северо-Восток"
|