Еще прошлой весной Артем Никитин (фамилия изменена, настоящая фамилия редакции известна - прим.ред.) трудился в порту Палдиски на рыбном заводе. Но зарплата его не устраивала, и мужчина всерьез задумался подыскать работу за рубежом. Тогда он и не подозревал, чем это все закончится.
В апреле ему на глаза попалось объявление фирмы VR Service о приеме на работу в Норвегию на рыбообрабатывающую фабрику. Работодатель обещал и жильем обеспечить, и зарплату предлагал от 1500 евро. Пометка "от" воодушевила Артема, ведь это означало, что заработать можно еще больше.
"Я заполнил анкету, связался с ними, сходил на собеседование, где мне наобещали, что я буду получать за основные часы работы 11 евро, за дополнительные - 13, и стал ждать звонка, - рассказывает Артем Никитин. - Потом мне позвонили и сказали, что нужно срочно собираться и ехать в норвежский город Берген. Договор со мной был подписан второпях, где прекрасные условия немножко омрачались тем, что дорога, проживание и питание оплачиваются за мой счет. В итоге мне пришлось подписать договор и приложение, в одном говорилось, что работодатель покрывает все расходы, а по условиям второго я от всего этого отказываюсь. Но деваться было уже некуда, так как я уволился с предыдущей работы".
В тесноте и в обиде
По приезде в Берген мужчину ждал неприятный сюрприз - оказалось, что все дома для работников заняты, Никитину пришлось жить в переполненном доме и первое время спать в общем зале. Естественно, нормально выспаться и отдохнуть было просто невозможно. Позже Артема переселили в подсобное помещение жилого дома одной из работниц того же завода, но лучше от этого не стало.
"Нам пришлось жить в нечеловеческих условиях: в сырых комнатах с плесенью, пауками и мокрицами. Это было полуподвальное помещение, окна которого выходили на стену и сваленный в кучу хлам. В ванной был сломан подогрев пола, босыми ногами на него было не встать, настолько пол был горячим, - вспоминает ужасы своего временного дома Артем. - Мы жили по два человека в маленькой комнатушке, и платили по 350 евро за койку. Хорошо, что у нас таковые вообще были, некоторым приходилось спать вдвоем на одной кровати, а то и на ледяном полу на обыкновенном матрасе. Средства обогрева, плиты, матрасы и подушки, тарелки и прочую утварь приходилось искать на свалках".
Несмотря на жуткие жилищные условия, новоиспеченный работник готов был потерпеть ради заветных денег. Но и здесь обещания в объявлении, как выяснилось, очень сильно расходятся с реальным положением дел. Вместо того, чтобы трудиться и зарабатывать, частенько приходилось просто сидеть дома.
За первые полмесяца Артем заработал всего 500 евро, но надеялся, что дальше дела пойдут в гору.
Однако заработанные за второй месяц 350 евро заставили мужчину задуматься о возвращении на родину.
"Когда я решил поговорить об этом с работодателем, он указал мне на контракт, где прописано, что я обязан отработать три месяца, а в случае отказа, как выяснилось, я вынужден буду заплатить неустойку в размере 7000 евро. Также выяснилось, что в этом контракте прописаны пункты, что я не могу устроиться самостоятельно никуда в Норвегии в течение трех лет, в противном случае я должен буду заплатить неустойку в размере 10 000 евро. И тут я понял, что меня просто обманули", - сокрушается Артем.
И он был не один такой. Оказалось, что это происходит не в первый раз, люди приезжают, ничего не зарабатывают и уезжают. "Один человек заработал за месяц 3 евро. Меня ждала еще худшая участь. Я за последний месяц не заработал вообще ничего, даже денег на билет, и работодатель мне сказал, что я должен покупать его за свой счет и добираться домой как хочу", - рассказывает Артем.
Помоги себе сам
Без денег и друзей в чужой стране мужчина позвонил в генеральное консульство Эстонии в Осло. Но результат был неутешителен - сотрудник консульства сказал, что все претензии работодателю можно предъявить только по приезде в Эстонию, и больше ничем помочь не смог. Тогда Никитин отправился в норвежскую налоговую инспекцию.
"Они ужаснулись, когда увидели договор, сказали, что таких договоров просто не может быть, - рассказывает мужчина. - Связались с фирмой завода Sekkingstadt, они мне прислали своего человека. Он, в свою очередь, связался с эстонской фирмой-посредником VR Serviсе, на объявление которой я купился, и те согласились оплатить мне стоимость билета на паром, но добираться до Стокгольма я должен был за свой счет".
Как только Артем добрался до Эстонии, сразу же обратился к юристу и в Трудовую инспекцию. По словам мужчины, инспекция склоняла его решить вопрос полюбовно, но Никитин стоял на своем. Представитель VR Service же предоставил документы, согласно которым Артем оказался никудышным работником и с первого дня от своих обязанностей отлынивал.
"Тем не менее, меня почему-то держали там три месяца, хотя других людей, кто действительно вел себя так, как говорилось про меня, отсылали домой и через две недели, и даже через три дня,
- возмущается оскорбленный работник. - В результате споров трудовая комиссия вынесла решение выплатить мне 100 евро, которые я заработал за последний месяц в Норвегии".
Помимо этого Артем отправил документы в Налогово-таможенный департамент, потому что у него были явные сомнения насчет того, платились ли за него эти три месяца налоги. В департаменте занялись рассмотрением документов, но комментировать ситуацию отказались.
Плохому работнику плохая зарплата
Объявление о приеме на работу на рыбообрабатывающую фабрику в Норвегии все еще висит на сайте VR Service, и там все так же желающим заработать сулят от 1500 евро в месяц. Сама же фирма VR Service юридически является компанией Vanalinna Service, а договор Артема был заключен с Nordicum Fish. Впрочем, и юридический адрес, и правление у обеих фирм одинаковое.
"Никитин с условиями договора согласился, о чем свидетельствует его подпись, и расчет получал в соответствии с условиями договора. У нас есть отчеты по всем выплатам, - поясняет проект-менеджер компании Vanalinna Service Ирина Филиппова. - Некоторая проблема возникла с оплатой последнего месяца, так как работник в течение контракта неоднократно нарушал условия договора. Он показал себя как очень плохой работник: прогуливал смены, ссылаясь на болезнь, но ни одной справки предоставить не мог, дисциплину в доме, который ему предоставила фирма, также не соблюдал. Более того, без разрешения фирмы взял к себе девушку из Эстонии, за проживание которой тоже платила фирма. Поэтому если Никитин кому-то и оплачивал по 350 евро за жилье, нам хотелось бы видеть подтверждения. Все налоги платились в соответствии с эстонским и норвежским законодательством".
Что касается заявленной в объявлении заработной платы, по словам Ирины, она относится к должности специалиста-рыбообработчика, в обязанности которого входит филирование рыбы, засолка, копчение, и который отрабатывает полную ставку. Артем мог претендовать на эту должность, если бы проявил себя на неквалифицированной работе, которой занимался.
В то же время договор подряда, заключенный с Артемом, характеризует его деятельность, как работу по рыбообработке, конвейерные и подсобные работы. И в целях договора указана именно разделка, филировка, упаковка и засолка рыбы - все то же, что написано и в многообещающем объявлении. Интерес вызывает и пункт договора, по которому заказчик, Nordicum Fish, не несет ответственности за информацию об условиях работы, предоставленную третьим лицом, которым по сути является разместившая объявление о работе фирма VR Service.
Противоречивые условия
Еще более странным выглядит приложение, которое полностью противоречит содержанию основного договора. Если договор предусматривает оплату проживания, проезда и питания работника заказчиком, то есть компанией Nordicum Fish, то согласно, приложению, подрядчик обязуется самостоятельно нести все затраты. В случае же оплаты фирмой, работник обязан компенсировать ей затраты. Что интересно, приложение предусматривает согласование этого вопроса в устой форме, таким образом, исключая подтверждающие оплату документы.
Не права фирма и по части запрета работнику в течение трех лет работать в регионе. Формально ограничить работника можно, но здесь есть свои тонкости, о которых уже предупреждала Эстонская торгово-промышленная палата.
"Предприятие с целью защиты своих экономических интересов может заключить с работником соглашение об ограничении конкуренции. Однако при этом надо учитывать проистекающие из Закона о трудовом договоре требования", - сообщает юрист Эстонской торгово-промышленной палаты Марко Удрас.
По словам юриста, прежде всего, следует проинформировать работника о содержании соглашения об ограничении конкуренции. То есть работнику должно быть понятно, как долго и в отношении каких действий, конкурентов и сферы деятельности действует соглашение.
Во-вторых, предприятие обязано выплатить своему бывшему работнику разумную компенсацию за каждый месяц после прекращения трудовых отношений за соблюдение требования об ограничении конкуренции. Такая компенсация должна восполнить возможное сокращение дохода в течение периода, пока действуют ограничения.
В-третьих, соглашение об ограничении конкуренции разрешается заключать максимально на один год после окончания трудового договора. Если ограничение конкуренции противоречит закону, то бывший работник не обязан придерживаться соглашения.
МК-Эстония
|