Скорее всего, что спрос крупнейшей в мире розничной сети магазинов Walmart на российскую MSC-сертифицированный горбушу или горбушу российского промысла, находящегося в Fisheries Improvement Project (FIP) (т.е. проект по приведению промысла в соответствие со стандартами MSC) в этом году в значительной степени превышает фактическое предложение.
Во-первых, в своем недавнем письме, адресованном поставщикам, Walmart признал, что в настоящее время есть только один единственный FIP, одобренный Sustainable Fisheries Partnership (SFP) (Партнерство устойчивого рыболовства), который был назван "очень маленьким проектом WWF для промысла кеты на р. Тугур в России".
Говорят, что как в России, так и в США ведутся непрекращающиеся обсуждения, и в настоящий момент ни одно из них не привело к публично объявленным проектам по совершенствованию промысла.
В то же время, имеющегося в наличии российского MSC-сертифицированного лосося не достаточно, чтобы удовлетворить спрос Walmart.
По приблизительной оценке индустрии, Walmart заказал своим китайским поставщикам более 400 контейнеров российской горбуши. Это составляет 8 000 тонн готовой продукции.
Китайским поставщикам необходимо будет купить 12 000 тонн H&G (обезглавленной и потрошеной горбуши) или полуразделанной горбуши, которая будет эквивалентна 16 000 тонн живого веса.
Мы изучили информацию, полученную из независимых источников, по наличию российской горбуши с MSC-сертифицированного промысла и обнаружили несоответствие.
Во-первых, ожидается, что в этом году вылов на о. Итуруп (Курильские острова) составит около 7 000 тонн горбуши. Это первый промысел, который был сертифицирован по стандартам и критериям MSC. Информация на сайте MSC сильно преувеличивает размеры вылова промысла, заявляя о 37 тысячах тонн горбуши, еще в прошлые годы цифры были: 3 000 тонн в 2011 г., 15 000 тонн в 2012 г. и 7 000 тонн согласно квоте на вылов в 2013г.
Квота на вылов еще одного крупного MSC-сертифицированного промысла на северо-востоке Сахалина составляет 38 000 метрических тонн. Тем не менее, хотя этот промысел и является MSC-сертифицированным, некоторые из его крупных промысловых компаний не входят в группу Клиента MSC.
Как это случилось в других областях, первая группа сертифицированных промысловых компаний была против вхождения других участников в процесс сертификации MSC, стараясь сохранить свое конкурентное превосходство. Несмотря на усилия дополнительных переработчиков, ни одна общественная организация не могла обеспечить им открытого и честного способа присоединения к программе сертификации MSC. Вместо этого, проблема главным образом была оставлена на усмотрение "местных", оставляя решение за владельцами сертификата MSC, и закрывая доступ к значительной части Сахалинской MSC-сертифицированной горбуши.
Общественные организации не занимаются выловом рыбы, и невозможность воздействия на конкурирующие промысловые компании является еще одним слабым звеном усилий по обеспечению бесперебойности поставок.
Согласно политике Walmart, данный лосось не может быть в дистрибьюторской сети, так как у этих компаний нет сертифицированной по стандартам MSC цепи поставок (CoC) или нет разрешения на присоединение к первоначальной группе Клиента.
В результате этого значительная часть Сахалинского промысла не будет иметь права продавать MSC-сертифицированную горбушу из-за отсутствия сертификации цепи поставок.
Если мы сложим 7 000 тонн с промысла на о. Итуруп, и, возможно, 15 000 тонн с Сахалина, а также учтем отсутствие поставок с промыслов в FIP, то получится, что общее количество поставок MSC-сертифицированного лосося составляет около 22 000 тонн горбуши живого веса. Что равно 16 500 тонн H&G (обезглавленной и потрошеной горбуши) и около 11 000 тонн готового филе.
Если Walmart на самом деле нужно 8 000 тонн филе горбуши, по нашим подсчетам это составляет около 73 % от всего предложения сертифицированной горбуши. Такая позиция не обоснована, потому что другие поставщики, такие как компания High Liner, а также другие европейские компании-покупатели будут также искать такую же MSC-сертифицированную рыбу. Если Walmart действительно собирается выкупить 70% всей имеющейся в наличии MSC-сертифицированной горбуши, то это приведет к ценовой конкуренции и более высоким ценам. Что не соответствует цели Walmart по российскому промыслу - низкие мировые цены на горбушу. Именно поэтому они, в первую очередь, перестали использовать Аляскинский источник снабжения.
Это очевидно приводит к нерациональной ситуации для Walmart, MSC и поставщиков.
Во-первых, цена на эту рыбу незамедлительно возрастет, заставив Walmart платить более высокую цену.
Во-вторых, давление обойти цепь поставок MSC будет огромным, поскольку значительная часть промысла не входит в программу MSC сертификации цепи поставок. В результате этого, возникнет вопрос о честности MSC-сертифицированных поставщиков, если только чрезвычайные меры не будут предприняты для аудита цепи поставок российского лосося.
В конечном счете, все это не способствует экологической ответственности промысла.
Вместо того чтобы сконцентрировать внимание на действительных проблемах незаконного вылова, отсутствия знания о заполнении нерестилищ для каждой конкретной речной системы, и воздействия промысла на нецелевые виды рыб, чрезмерный спрос на эту рыбу создаст стимулы для пренебрежения, в том числе и другими требованиями.
Есть знаменитая теория борьбы с преступлением, которая называется "разбитое окно", согласно которой, обращая внимание на такие малозначительные нарушения закона, как разбитые окна, можно предотвратить более серьезные нарушения закона и преступления, такие как кражи и уличные грабежи. Это относится и к российскому промыслу. Если есть необоснованное давление на систему MSC, произойдет масштабный обман и, как только такой обман произойдет, будет легко обманывать также и по другим вопросам, таким, как нерегиструемый промысел прилова, незаконный вылов и т.д.
Ирония этой ситуации заключается в том, что ни одной из этих проблем нет на Аляске, и единственной причиной того, что Walmart отказывается покупать Аляскинскую горбушу, является согласие Walmart с мнением своего НКО партнера вместо существующего опыта американского управления промыслом.
Такая политика будет продолжать иметь негативное воздействие: открыто вредить Walmart через прессинг американских покупателей и политиков, а также вредить делу продвижения экологически ответственного промысла.
В заключение, у Walmart есть другая проблема с их крупнейшим китайским поставщиком, компанией Yihe Co. По многочисленным отчетам из Китая, предполагается, что эта компания не работает с той же мощностью, как в предыдущие годы. На пяти контрактных перерабатывающих предприятиях выполняется небольшой объем работ, в то время как основной штат сотрудников работает на одном из заводов, который принадлежит компании. Некоторые называют завод "закрытым".
Даже извне можно увидеть что, что-то не так с Yihe Co., неработающей в пик сезона, и можно предположить, что есть проблемы либо с сырьем, либо с финансами, либо с заказами.
В прошлом году эта компания была крупнейшим поставщиком горбуши Walmart. Не ясно сможет ли она сыграть эту роль в этом году.
В целом у Walmart много причин работать с Аляскинской горбушей. Для этого Walmart нужно признать Аляскинскую сертификацию Responsible Fisheries Management (RFM) (Ответственное управление промыслом) и опыт успешного управления лососевым промыслом Аляски эквивалентными сертификации MSC, которую признает Walmart.
Неофициальный перевод
Рыба Камчатского края
|