English version
на Камчатке: 07.10.2022 
 
на главную



  ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
  8 924-890-67-19 NEW!
  E-mail @
  8 984-165-44-27 для MMS
  (фото и видео)



  РЕЙТИНГ
  лидеров рыбной
  отрасли России



  ДИКИЕ ЛОСОСИ
  СЕВЕРНОЙ ПАЦИФИКИ



  и н т е р н е т - м у з е й
  WWW.FISHMUSEUM.RU



  информационный портал
  КАМЧАДАЛЫ.РУ



  ПРОБЛЕМЫ
  ОТРАСЛИ



  БИЗНЕС


  доска бесплатных
  ОБЪЯВЛЕНИЙ



  ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ
  БАЗА



  ИСТОРИЯ
  СЕВЕРНОЙ ПАЦИФИКИ



  НАУКА ДЛЯ РЫБАКОВ


  СОХРАНИМ ЛОСОСЬ
  ВМЕСТЕ



  БИБЛИОТЕКА


  архив газеты
  "ТИХООКЕАНСКИЙ
  ВЕСТНИК"



  ФОРУМ


  ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ


  ПРОЕКТ ПРООН/ГЭФ

гл. редактор сайта - info@npacific.kamchatka.ru
администратор сайта - admin@fishkamchatka.ru



последние комментарии

(все комментарии)












при использовании
на сайтах
оригинальных материалов
Рыба Камчатского края
активная ссылка на
www.fishkamchatka.ru
ОБЯЗАТЕЛЬНА

администратор сайта - admin@fishkamchatka.ru,
тел. 8 (4152) 251927
(с 9:30-18:00 П-Кам).
Факс 8 (4152) 417-553






обмен банером




Камчатский Краевой фестиваль "Сохраним лососей ВМЕСТЕ"
.: в этот день... :.
В 1806 г. в залив Анива прибыла "Юнона" под командованием Н.А. Хвостова, которому Н.П. Резанов дал указание на Сахалине освободить айнов из-под японской власти, а японцев отправить на родину, запретив возвращаться, кроме как для торговли
В 1961 г. Родился Броневич Игорь Тадеевич (РО "Мэм")
В 1994 г. в г. Москве Учредительной Ассамблеей создано Росийское Морское Собрание. Эта дата считается днем начала воссоздания Морских собраний в России, которые существовали в России с 80-х годов XVIII века до 1917 г.

Новости


Россия



08 июля 2013

Отечественное рыболовство в Арктике нуждается в протекционизме со стороны государства - Вячеслав Зиланов

Председатель Координационного Совета ассоциаций, объединений рыбной промышленности Северного бассейна Вячеслав Зиланов излагает свою точку зрения по поводу перспектив развития российского рыболовства в Арктике:
"Арктика, согласно общепринятым взглядам включает в себя морские пространства Северного Ледовитого океана с его окраинными морями: Гренландским, Норвежским (частично), Баренцевом, Белом, Карским, Лаптевым, Восточно-Сибирским, Чукотским, Бофорта и Линкольна. Эти морские пространства, центр которых - Северный географический полюс, а южная граница - побережье пяти приарктических государств: Дании (в отношении Гренландии), Канады, Норвегии, России, США и образуют пространства Арктики.
Ряд других исследователей считают, что за южную границу Арктики следует принимать Северный полярный круг - параллель 66°33' северной широты. В этом случае морские пространства значительно расширяются к югу в основном в Норвежском море вплоть до Исландии.
Наряду с этими понятиями Арктики наиболее часто, особенно в зарубежной научной литературе, за южную её границу предлагается принять прохождение изотермы +10 С в июле. В этом случае в западной части Арктики ее южная граница, ввиду теплого течения Гольфстрим, сдвигается к северу (по сравнению с географическим определение по Северному полярному кругу), а в восточной Арктики значительно к югу, включая даже в понятие Арктики всё Берингово море. Безусловно, при таком подходе будет межгодовая подвижность - "пульсация" южной границы Арктики.
Совершенно очевидно назрела необходимость, по крайней мере для рассмотрения проблем рыболовства в Арктике, принять, возможно посредствам международной договоренности пятью приарктических государств (Россией, Канадой, Данией (в отношении Гренландии), Норвегией и США), определение южной границы морских пространств Арктики.
В России, в утвержденном президентом Дмитрием Медведевым 18 сентября 2008 г. директивном документе "Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу" принята для целей этих "Основ" следующая дефиниция: "Арктической зоной Российской Федерации понимается часть Арктики, в которую входят полностью или частично территории республики Саха (Якутия), Мурманской и Архангельской областей, Красноярского края, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов..., а также земли и острова, указанные в Постановлении Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР от 15 апреля 1926 г. "Об объявлении территорий СССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане" и прилегающие к этим территориям, землям и островам внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона и континентальный шельф Российской Федерации, в пределах которых Россия обладает суверенными правами и юрисдикцией в соответствии с международным правом".
Исходя из упомянутого выше мною, при рассмотрении вопросов отечественного рыболовства в Арктической зоне Северного Ледовитого океана и прилегающих морях анализируется российский промысел в 200-мильной ИЭЗ 5-ти арктических субъектов Российской Федерации: Мурманской, Архангельской областей, Красноярского края, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов, а так же Калининградской и Ленинградской областей суда, которые ведут промысел в этих районах. Кроме того учтены результаты отечественного промысла в 200-мильных зонах других приарктических государств по межправительственным договоренностям) и за их пределами - в открытых водах Северной Атлантики и сопредельным морям. При этом следует учитывать, что на данный период окончательные сведения по вылову за 2012 год пока отсутствуют, и в этой связи мною использованы оперативные сведения, которые, тем не менее, реально отражают характерные черты результатов промысла.
На этом обширном морском пространстве России пока еще не до конца завершена процедура оформления договоренностей по разграничению морских пространств в Беренговом и Чукотском морях с Соединенными Штатами Америки.
Незавершенность вопросов разграничения в Арктике несет определенную напряженность и при проведении здесь рыбопромысловой деятельности, особенно в тех районах, где она ведется почти круглогодично. К тому же вступивший в силу Договор между Россией и Норвегией о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане от 15 сентября 2010 года передал под юрисдикцию Норвегии всю западную часть Баренцева моря (наиболее рыбопродуктивную), что обусловило зависимость нашего рыболовства от норвежских властей. Это, прежде всего, район архипелага Шпицберген. В этой связи крайне острым остаётся проблема обеспечения беспрепятственной работы отечественного рыболовного флота в западных районах Баренцева моря, включая и район Шпицбергена. Пока ещё нет единых правил рыболовства для этих районов, как и нет договоренностей между Россией и Норвегией относительно согласованной процедуры контроля за деятельностью судов и гармонизированных мер наказания в случае нарушения правил рыболовства и целого ряда других положений. Отсутствие решений по этому комплексу проблем создаёт обширное конфликтное поле между российскими рыбаками и норвежскими контролирующими органами непосредственно в море.
Следует отметить, что таких точек рыболовного "напряжения", или как мною предложено их ранее именовать "дуги рыболовной напряженности" в Арктической зоне России две: западная с Норвегией и восточная - с США. Безусловно, с окончательным урегулированием этих проблем рыболовства и их юридическому оформлению исчезнут и "дуги рыболовной напряженности". Однако необходимость обеспечения защиты отечественного рыболовства в Арктике и достижения согласованной политики по управлению, сохранению и использованию морских живых ресурсов, а также - контролю за рыболовством между соседними арктическими государствами остается, и, по моему мнению, еще более возрастает и после разграничения морских пространств.
Последнее касается, прежде всего, общих запасов, а также трансграничных и трансзональных запасов морских живых ресурсов Арктики. К ним относятся прежде всего такие арктические, уже вовлеченные в рыболовство виды, как сайка и мойва, которые в Северном Ледовитом океане и прилегающих морях имеют циркумполярное распространение и образуют в ряде морских районах слабо изолированные популяции и стада . Использование ресурсов мойвы и сайки рыболовством осуществляются только в Баренцевом, Гренландском, северной части Норвежского морей и в водах архипелага Шпицберген. В некоторые годы промысел возможен в Карском и Белом морях. Годовой вылов этих объектов определяется, как состоянием запасов, океанологическими условиями, так и спросом рынков. В отдельные годы суммарный вылов всеми странами этих арктических видов достигал до 2 млн т в год. В настоящее время их добыча не превышает 300 - 450 тыс. т.
Другие объекты рыболовства в Арктической зоне России, да и в морских районах, ограниченных Северным полярным кругом - это бореальные и арктобореальные виды: - треска, пикша, сельдь, путассу, черный палтус и другие. Их значение в коммерческом рыболовстве так же велико и вылов достигает всеми странами до 3,0-3,5 млн т в год.
Что касается годового вылова российским рыболовным флотом непосредственно в исключительной экономической зоне Арктики, прилегающей к побережью России, то он составляет в разные годы 350-550 тысяч т. Если брать за южную границу Арктики Северный полярный круг, то вылов, по экспертной оценке, увеличивается до 0,8 -1,0 млн тысяч т в год и осуществляется он, в основном, в Баренцевом, Белом, Гренландском и северной части Норвежского морей. Основные объекты промысла - треска, пикша, сельдь, мойва, путассу, окуни, зубатки, палтус и другие промысловые виды.
В 2012 году общий вылов рыболовным флотом России в Арктической зоне (в основном в её западной части) и в прилегающих морях - Баренцевом, Белом, Гренландском, Норвежском и северной части Северной Атлантики составил около 902 тыс. т. Из этого количества до 60 - 70% поставляется на внутренний рынок страны, остальное количество экспортируется в страны Европы, Азии и Америки.
В районах морей Карском, Лаптевом, Восточно-Сибирском и Чукотском масштабный промысел не ведется, ввиду отсутствия здесь многочисленных рыбных запасов, что обусловлено особенностями условий внешней среды - низкими температурами, ледовыми покровами, бедностью фитопланктона. Рыболовство же в предустевых пространств, впадающих в эти моря рек, составляет около 5-8 тыс. т и используется для питания местного населения.
Вместе с тем, в связи с потеплением Арктики, необходимость в дополнительном исследовании состояния морских живых ресурсов в районах, освободившихся ото льда пространств Карского, Лаптева, Восточно-Сибирского и Чукотского морей, безусловно востребована и имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. В этой связи целесообразно разработать и принять национальную долгосрочную научно-поисковую программу по исследованию и выявлению биоресурсов в 200-мильной Арктической зоне России, освободившейся ото льдов. Поручить такие исследования следует ПИНРО и ММБИ, имеющих опыт такой работы в арктических условиях, с привлечение заинтересованных коммерческих рыбопромышленных фирм.
Коммерческое рыболовство в Арктической западной зоне Северного Ледовитого океана осуществляется в основном в Баренцевом, Гренландском, Норвежском морях и в водах архипелага Шпицбергена российскими судами в соответствии с мерами регулирования, принятыми на национальном уровне, достигнутых договоренностей в ходе переговоров с соседними государствами Норвегией, Данией (в отношении Гренландии и Фарерских островов) и Исландией, а также, исходя из рекомендаций таких международных организаций как ИКЕС и НЕАФК. Кроме того, капитаны рыболовных судов, работающие под флагом Российской Федерации, руководствуются при осуществлении промысла в Арктической зоне правилами рыболовства и предписаниями соответствующих компетентных органов своей страны и, прежде всего, Росрыболовства. Базовыми нормативно-правовыми документами в этом отношении являются Федеральный Закон " О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов" и Правила рыболовства для Северного бассейна, а также принятые в развитии их целый ряд нормативно - правовых документов, которые как показала практика последних лет, требует внесения ряда поправок.
К ним, прежде всего, относятся поправки по статусу "научного" вылова, прибрежному рыболовству, поисковым работам по обеспечению рыболовного флота сырьевой базой и освоению новых районов и объектов промысла, отмены платности за пользования морскими живыми ресурсами в Арктической зоне (такой нормы нет ни у кого из Арктических государств) так же как и отмены Постановления Правительства №486 относительно доставки уловов из промыслового района Шпицберген в российские порты и целый ряд других.
Контроль за рыболовством российских судов в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе в Арктической зоне России осуществляют Пограничная служба ФСБ, а за ее пределами в конвекционных районах - органы рыбоохраны Росрыболовства и международные инспекторы НЕАФК. В настоящее время и за пределами 200-мильных зон контроль за рыболовством российскими судами, в соответствии с нормативным документом Правительства России, будет осуществлять Пограничная служба ФСБ страны. При ведении, по договоренности, российскими судами рыболовства в 200-мильных зонах Арктики других государств (Норвегии, Дании (Гренландия и Фарерские острова), Исландии Канады) контроль за их деятельность, соблюдением правил рыболовства и охраны окружающей среды, осуществляют соответствующие органы этих прибрежных государств.
Практика контроля за рыболовством со стороны Пограничной службы ФСБ показывает о несвойственной для неё подобной функции и отсутствии в этом важном направлении не только опыта, но и соответствующих кадров, что ведет к конфликтам с рыбаками и, как правило, "давлению" этого ведомства на бизнес. Представляется целесообразным передать эти функции Росрыболовству, как это было ранее. Тем более, что ведомство является, каким же государственным органом, как и погранслужба.
Политика России по управлению, сохранению морских живых ресурсов их использованию и контролю за рыболовством в Арктической зоне сформирована на основе соответствующих положений "Морской доктрины Российской Федерации до 2020 г.", "Основ государственной политики РФ в Арктики на период до 2020 г. и на дальнейшую перспективу", "Стратегией развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года", Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и "Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 г.". В развитие их разработаны, приняты и осуществляется в практическом плане комплекс нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность российского рыболовного флота и меры по управлению и сохранению морских живых ресурсов Арктики, а также среды их обитания. Следует подчеркнуть, что этот массив нормативно-правовой базы касается и других, прилегающих к Арктике районов, где ведет свою деятельность российский рыболовный флот.
В перспективе, в связи с вовлечением в хозяйственную деятельность природных ресурсов и, прежде всего, углеводородного сырья на континентальном шельфе в Арктической зоне России, не исключено возникновение необходимости в разработке дополнительных специальных мер по сохранению среды обитания морских живых ресурсов и осуществление рыболовной деятельности в этом регионе с учетом разработки углеводородов и хрупкости природы Арктики.
Ввиду потепления Арктики происходит смещение районов коммерческого рыболовства в западной её части (Баренцево, Гренландское, Норвежское моря, районы вод архипелагов Шпицберген, Земля Франца - Иосифа, Новая Земля) к северу от обычных районов рыболовства. Так, в промысловый сезон 2012 года основные объекты рыболовства - треска, пикша и палтус достигли при миграции в северном направлении севера Шпицбергена и Земли Франца - Иосифа. В центральных же районах Баренцева моря такое смещение идёт в восточном и северных направлениях.
В этой связи, учитывая огромную площадь открытых вод в центральной части Северного Ледовитого океана (2,8 млн кв. км, что составляет две площади Баренцева моря), находящегося за пределами 200-мильных зон пяти приарктических государств и где не исключено развитие неконтролируемого промысла трансграничных рыбных запасов, назрела необходимость в разработке межправительственного Соглашения о сохранении и управлении рыбными запасами центрального района Северного Ледовитого океана. России следует активизировать дипломатическую работу в этом направлении с учетом протяженности нашей внешней границе 200-мильной зоне, прилегающей к открытой Центральной части Северного Ледовитого океана и заинтересованности российских рыбаков в устойчивом использовании уже эксплуатируемых рыбных запасов в своей экономзоне. Это особенно касается Северо-Западного сектора Арктики.
Перспективным и своевременным представляется выступить России с инициативой о проведении пятью приарктическими государствами совместных исследований по изучению морских живых ресурсов в Центральной части Северного Ледовитого океана, освободившейся ото льдов.
Вместе с тем отсутствуют в настоящее время какие-либо предпосылки значительных миграций основных объектов промысла в открытые воды (за пределы 200-мильных зон) даже при значительном потеплении Арктики в восточной её части - Чукотском, Восточно-Сибирском морях, так как здесь маловероятно проникновение через Берингов пролив массовых промысловых видов из Берингова моря, даже в "теплый" период Арктики. Однако, как свидетельствуют наблюдения ученых, проникновения ряда видов всё же происходит. Среди них - треска тихоокеанская и ряд других видов.
Российское рыболовство осуществляется в Арктической зоне, исходя из установленных национальными научными институтами общих допустимых уловов (ОДУ) по 120 единицам запасов в 200-мильной исключительной экономической зоне России, в том числе и для Арктической зоны. Эти ОДУ приняты с учетом предосторожного подхода, а промысел их ведется традиционными орудиями лова: тралами, ярусами, частично ставными и тягловыми неводами и другими орудиями лова. До 98% годового вылова приходится на таловый лов. В промысле участвовало до 350 судов разных классов. При этом 60% судов имеют возраст свыше 16 -20 лет. Одновременно с этим около 70 судов прошли глубокую модернизацию, а часть из них построена и закуплена российскими судовладельцами за рубежом. Все эти суда находятся под флагом России, а их владельцами являются российские компании. Однако в виду необходимости уплаты налогов (НДС и таможенные пошлины) при их заходе в порты России они, как правило, в них не заходят, предпочитая разгружаться, снабжаться, в портах Норвегии или используя транспорта непосредственно в море. В результате по разным экспертным оценкам ежегодно до 6,5 - 7,0 милд. рублей остаётся в зарубежных портах, включая порты Норвегии. К тому же обслуживание наших судов в портах Норвегии намного превышает таковые в портах России. Все попытки рыбаков Северного бассейна обратить на это внимание федеральных органов власти и решить проблему "незаходных" судов пока остаётся открытой.
В целом имеющийся рыболовный флот Северного и Западного бассейнов способны в ближайшие 10-15 лет, с учетом их модернизации и поступлением новых судов из новостроя, обеспечить выбор в арктических морях национальные квоты на вылова морских живых ресурсов. Вместе с тем, крайне необходимо приступить к ускоренному обновлению научно-исследовательского и поискового флота, способного вести рыбохозяйственные исследования и мониторинг за состоянием запасов морских живых ресурсов и окружающей средой в Арктической зоне, включая её открытую Центральную часть Северного Ледовитого океана. Требует своего решения и вопросы оптимального федерального финансирования научно-исследовательских морских экспедиций в условиях потепления Арктики ввиду расширения доступных новых районов, большая часть из которых ранее никогда не исследовалась.
На перспективу - до 2020 года - Правительством России утверждена Программа развития рыбохозяйственного комплекса, которой предусмотрено увеличение вылова в 2 раза, производство пищевой рыбной продукции в 1,6 раза и потребление пищевой продукции населением страны более чем в 2 раза. В этой долгосрочной программе определенная роль отводится и рыболовству в Арктической зоне России. Ставится задача оптимально использовать рыбные ресурсы на основе научных рекомендаций и установленных международных норм и стандартов по их сохранению.
Среднегодовой вылов в Арктической зоне России отечественном флотом будет следовать за колебаниями запасов основных объектов рыболовства под воздействием климатических изменений и может составить, при надлежащей политике со стороны Правительства России по отстаиванию наших интересов на международном уровне и совершенствовании нормативно - правовой базы, в перспективе не менее 1,3-1,5 млн т.

ИА "Норд-ньюс"


Понравилось? Поделись!
   



Эту новость просмотрели 3242
 

Комментатор: (Мск)

Добавить комментарий
Автор (Ник)
Комментарий


* Для комментирования, пожалуйста, авторизуйтесь
Зарегистрироваться
предыдущаяследующая назад
 

ИА "Тихоокеанский вестник"
« 2013 г. »
« июль »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        


.: Сегодня: 6.10.2022 :.
.: Регионы :.
+Эксклюзив
+Камчатский край
+Дальний Восток и Сибирь
+Россия
+Мировые новости
.: Реклама :.



     вверх