Скандалы, связанные с Росрыболовством, не утихают: то на Дальнем Востоке, то в северной столице, то на нижней Волге периодически всплывают весьма примечательные подробности об особенностях работы этого ведомства. Не стала исключением Астрахань, где ситуация оказалась типичной для данной структуры. Однако, как говорят специалисты, знающие обстановку в отрасли, именно в Астраханской области беспредел Росрыбаловства достиг вершины.
В основном, все скандалы вокруг Волго-Каспийского территориального управления (ВКТУ) Росрыболовства так или иначе ассоциируются с его руководителем Геннадием Судаковым. Свою должность он получил, как говорят, по протекции астраханского губернатора Александра Жилкина, поскольку до этого назначения Судаков работал под его началом в областной администрации. В те годы он запомнился, как борец за права рыбаков, ярый критик некоторых федеральных законов, которые, по его мнению, мешали наведению порядка и связывали по рукам и ногам добросовестных промысловиков. Его назначение представители рыбной отрасли восприняли "на ура": мол, свой, местный, понимающий специфику. Теперь все эти люди при упоминании фамилии Судаков, переходят на "исконно русский" и начинают наперебой рассказывать о его "подвигах".
Некоторые острословы даже сравнивают Судакова с известным литературным персонажем по имени Остап Бендер, другие - с бывшим министром обороны РФ Анатолием Сердюковым. В этой связи в первую очередь упоминается история кадровых перестановок в Каспийском научно-исследовательском институте рыбного хозяйства ("КаспНИРХ"). С приходом Судакова "КаспНИРХ", курирующий от науки рыбную отрасль, возглавила Татьяна Васильева. Как говорят в Астрахани, это приятная женщина, но к науке отношение не имеющая, хотя по Закону на эту должность можно поставить человека только с научной степенью. Судя по данным портала astrakhanpost.ru, где опубликовано обращение бывших работников НИИ к президенту России Владимиру Путину, Васильева защитила диссертацию, присвоив чужой труд. "Проверить это не трудно. Достаточно посмотреть автореферат, чтобы обнаружить результаты этой аферы", - говорится в обращении на имя главы государства. Там также отмечается, что на конец 2012 года из института "ушли" практически все научные кадры, при этом выражается опасение, что сейчас "КаспНИРХ" превращается в машину по освоению бюджетных средств. Об этом, как отмечается в письме, может свидетельствовать покупка двух автомобилей по 3 млн за штуку на фоне разваливающегося флота.
"Мы, как представители научного сообщества с ужасом наблюдаем, как на наших глазах происходит уничтожение водных биоресурсов Каспийского региона. Отсутствие в руководстве института опытных сотрудников из науки наводит на мысль, что главной его задачей уже давно не является изучение рыбной отрасли. Большинство решений, принимаемых сегодня в данном заведении, явно наносят ущерб рыбным запасам. Все это происходит на фоне выделения многомиллионного финансирования", - говорится в письме к президенту РФ.
Известно, что по различным федеральным программам в год на научную деятельность этой структуре выделяется порядка 700 млн рублей. Несколько лет назад на всю страну было заявлено, что в скором времени в Волге вновь появятся огромные судаки. Под чутким руководством Васильевой и Судакова ученые начнут выпускать в реку молодь судака крупной нарезки. На эти цели за четыре года было потрачено порядка 300 млн рублей, а судак в Волге, как говорят рыбаки, становится все мельче.
Проблема, как говорится в том же обращении представителей науки к главе государства, в использовании ненаучного подхода и применении спорных технологий. По мысли нынешнего научного состава "КаспНИРХ", чтобы судак быстро рос и отпускался в реку большим по размеру, его надо кормить специальным высококалорийным паштетом. Некоторое количество таких судаков действительно отправили в реку на умирание. Причина проста, говорят работники отрасли. Судак - рыба-хищник, а хищник с молодости должен учиться охотится. Его же, приучив к паштету и продержав дольше нормы в искусственных условиях, лишили этих навыков. Мог ли об этом не знать Судаков, который в отличие от Васильевой имеет, как минимум, элементарные знания об ихтиологии? Этот вопрос можно считать риторическим, поскольку в Астрахани всем рыбакам очевидно, что для отчета и телевизора - картинка была хорошая, а денежный ручеек на весьма спорные научные изыскания продолжает течь.
Еще одна показательная сфера деятельности - "борьба" с браконьерами. Судя по тому, как отчитывается по документам ВКТУ Росрыболовства, эта борьба близка к завершению: когда Геннадий Судаков приступил к исполнению своих обязанностей, его структура ежегодно ловила браконьеров с красной рыбой на тонны, сейчас речь идет о десятках килограммах в год.
Можно было бы только порадоваться, но не все так просто. Местная общественная организация "Точка отсчета" решила проверить официальные отчеты, и результаты оказались ошеломляющие, но вовсе не утешительные. Все реки и ерика забиты сетками. Тысячи километров сеток, тонны рыбы. Кому интересны подробности, стоит почитать блог Александра Алымова, руководителя "Точки отсчета". Он не стесняется в выражениях. Алымов обращает внимание, что "сейчас активно идет борьба с коррупцией в высших эшелонах власти. Убирают проворовавшихся, ставят тех, к кому относятся с уважением… но не всегда".
"Один из самых скандальных чиновников в Астрахани, человек чье имя связывают с браконьерством, с коррупцией намерен стать замом руководителя федерального агентства. Речь идет о Судакове, главе ВКТУ", - пишет Алымов. - Я вижу, что ситуация с браконьерами полностью вышла из-под контроля этой организации. И я понимаю, что контроль над браконьерством осуществляется, но совсем с другим смыслом…".
О говоря о красивых отчетах, Алымов привел результаты собственного расследования, которое показало, что выделяемые средства на самом деле расходуются на проведение семинаров, организацию фуршетов и подготовку дорогостоящих аналитических отсчетов.
"Фактически дотации в 50 миллионов рублей КаспНИРХ потратил на проведение общественных слушаний по подготовленным материалам и консультации в процессе согласования работ, подготовку научно-технических отчетов, участие в экспертных комиссиях и прочих мероприятиях, напрямую не связанных с процессом воспроизводства осетровых", - цитирует руководителя "Точки отсчета" портал astrakhanpost.ru.
Поскольку проследить подобные сомнительные растраты КаспНИРХ можно по документации, опубликованной на сайте самого института, активисты "Точки отсчета" обратились к прокурорам региона и Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры с просьбой осуществить проверку правомерности подобных затрат.
Известный российский блогер Сергей Доля пошел ещё дальше. Находясь с недельным отпуском в Астрахани, он смог договориться и съездить с браконьерами на охоту в море. После разговора с потомственными рыбаками он выяснил, что размах браконьерства оказался так же не сопоставим с официальными отчетами. "В среднем за одну ходку браконьеры зарабатывают 170 тысяч рублей: 150-140 тысяч на икре и 20-30 тысяч на мясе (примерно 50 кг - остальную рыбу выбрасывают). По установленному "тарифу" (контролирующих органов), один браконьерский выезд в море "стоит" 50 тысяч рублей, причем платить надо в любом случае, даже если не будет улова. Если не заплатить, будут проблемы. Если посчитать в среднем 12 ходок в месяц, то получается 600 тысяч рублей взяток с одной браконьерской бригады. По словам Василия, в его районе работает 10 таких бригад. Получается 6 миллионов в месяц или 48 миллионов в год за 8-ми месячный сезон. Невероятные цифры. И это только с одного района в Астраханской области", - поделился своим расследованием Доля.
Очевидно, что такой бизнес не может идти без прикрытия. Судя по данным разных источников, Судаков может использовать связи в местных силовых структурах. Чаще всего в неофициальных беседах в этой связи называют заместителя руководителя местного управления Следственного комитета Евгения Ковалева. Расчет понятен: килограмм черной икры сейчас стоит порядка 40 000 рублей, кило осетрины около 500 рублей, а если умножить на тысячи тонн и суммы взяток…
Не менее серьезное направление в работе ведомства Судакова - это раздача квот на вылов рыбы и контроль за их соблюдением, способами и местами лова. Многие наверняка помнят громкий скандал, разразившийся весной, когда астраханские рыбаки перекрыли Волгу, требуя отставки Судакова. Причина бунта проста: Судаков, действуя по принципу - "все должно приносить максимальный доход", приравнял бударки - рыбацкие лодки к океанским сейнерам. В результате рыбаки должны были оформлять многостраничные документы, где должны были указывать спутниковые координаты. О том, что система, которая их определяет, стоит дороже самой лодки, Судаков почему-то не подумал, а может быть на это и был расчет. За нарушения в оформлении бумаг с рыбаков требовался штраф, конечно же эквивалентный штрафу с сейнера. В итоге, только в прошлом году около 20% рыбаков разорились и в этом году на путину не вышли, остальные же вынуждены были пойти на крайние меры.
Между тем, как говорят специалисты отрасли, данными действиями Судаков решал сразу две проблемы: во-первых, как и гаишники, его гвардейцы предлагали решить вопросы на месте: от двух-до пяти тысяч. Те же, кто отказывался, решали вторую задачу для Судакова. На них оформляли протоколы, и по отчетам получалось, что борьба с нарушителями идет полным ходом, судя по суммам. Получается, вместо того чтобы гоняться за браконьерами, можно спокойно подъезжать к рыбакам и штрафовать за спутниковые координаты.
Во время недавнего визита в Астраханскую область министра сельского хозяйства Николая Федорова общественники рассказали ему подробно обо всех чудесных особенностях местной рыбной отрасли. Министр был возмущен и пообещал положить этому конец. При этом глава минсельхоза удивился, что глава федерального Росрыболовства Андрей Крайний предлагал ему в качестве своего зама именно Судакова. Впрочем, такие заместители - идеальный вариант для коррупционных схем, судя по тому, какое их количество время от времени садится на скамью подсудимых.
Екатерина Попова
РИА "Новый Регион"
|