Депутаты Самарской губернской думы вышли с инициативой внести поправки в федеральное законодательство, регулирующее промышленный лов рыбы на реках. Обеспокоенность региональных парламентариев вызвана тем, что рыболовецкие компании на Волге наносят серьезный ущерб применением донного трала в рыбодобыче. В связи с этим самарские избранники предлагают установить на промысловых судах специальные технические средства контроля - GPS-навигаторы и видеокамеры, позволяющие отслеживать как место траления (в границах разрешенных участков), так и его глубину. Последний громкий скандал с применением донного траления вызвал широкий резонанс среди жителей губернии. Как писали СМИ, в октябре 2012 года сотрудники правоохранительных органов задержали на Волге рыбаков, которые фальсифицировали документы, и для ловли рыбы использовали запрещенный донный трал. Это произошло в районе 1872-ого км главного судового хода реки Волга в Сызранском районе Самары в ходе специального рейда полиции. Как сообщил портал Средневолжского линейного управления МВД на транспорте, незаконной добычей рыбы занималась команда судна "Промысловый 3", принадлежащее Сызранскому рыбкомбинату № 1. Помимо того, что для ловли рыбы использовалось запрещенное орудие - донный трал, у "горе-рыболовов" были выявлены проблемы с документацией. В ходе проверки обнаружилось, что последняя запись в рыбопромысловом журнале была сделана 27 сентября. Дальше шли чистые листы, хотя накладные о том, что выловленная рыба сдана на завод, были в наличии. Помимо прочего это означало, что судно превышало квоты, установленные Росрыболовством. После этого задним числом запись в журнале подгонялась под правильные цифры, либо в него вписывали те числа, которые были нужны команде или руководству предприятия. В итоге полицейские пересчитали и изъяли всю рыбу, выловленную браконьерским способом.
После этого волжские рыбаки, которые уважают закон, провели массовую акцию против варварского траления Волги. Как отмечал местный портал "Волжские вести" , рыбаки требовали привлечь к ответственности руководство рыбкомбината, возглавляемого предпринимателем Александром Нероновым и его супругой Ольгой. В многолюдном митинге приняли участие рыбаки не только из Сызрани, но и из Самары и Тольятти. Река-то общая, а значит, траление бьет по интересам всех, кто кормится рыбой в этой части Волги. К слову сказать, рыбаки уже показали себя мощной протестной силой, когда организованно выступили против платной рыбалки. В одной только Самаре на акцию тогда собралось более 3 тысяч человек. Конечно, сейчас ситуация иная, поскольку проблема на первый взгляд выглядит локальной. Но сызранских, самарских и тольяттинских рыбаков переполняют эмоции. Рыбацкая лодка на средней Волге на глазах раскачивается, и происходит это по вине хозяев сызранского рыбкомбината Нероновых, которые в погоне за прибылью, похоже, забыли про социальную ответственность бизнеса.
Как говорят в Сызрани, ловить рыбу донным тралом - всё равно, что собирать малину экскаватором: ягоду вы, конечно, выгребете всю, но ничего живого там уже не останется. Даже динамит безопаснее для реки, потому что когда браконьеры соберут оглушенную рыбу, на это место придут другие косяки, и запасы восполнятся. Донный же трал взбаламучивает ил и поднимает со дна яды, которые Волга-матушка покорно приняла в себя в результате неразумной человеческой деятельности и, спрятав в слоях ила, постаралась обезопасить. Мальки в этой мути гарантированно погибнут. Зоопланктон, то есть еда для рыб, уничтожается мгновенно. Молодь, которая смогла пройти сквозь ячейки донного трала, получает травмы, после которых скорая гибель неминуема.
Чем это оборачивается для реки? Зайдите на рынки той же Самарской губернии, пройдитесь вдоль рыбных рядов. Впрочем, как с горечью говорят местные жители, это раньше были ряды и специальные рыбные рынки, а теперь лишь скромный рядочек. Рыба пока есть, но с каждым годом её всё меньше, а цены такие, что не подступишься. Действительно свежей рыбы, которая пахнет рекой и тиной, практически нет. Десятки раз мороженая - размороженная, она месяцами ждёт своего покупателя. И все разговоры про то, что, якобы "не бывает осетрины второй свежести", сегодня воспринимаются с усмешкой. Бывает. Нынче и "пятая свежесть" идёт за бешеные деньги. Сом, к примеру, в Сызрани стоит 500 рублей за килограмм, лежалый сазан с присохшей чешуёй, если поторгуетесь, отдадут за 160, а вообще сазан - по 200 рублей. Крохотные судачки, трёхсотграммовые, идут, как рыбья мелочь, как мусор, - "кило за сотню". Не ищите здесь волжской стерляди, её уже практически не осталось, она занесена в Красную книгу. Между прочим, когда в Самаре принимали Императора Александра II Освободителя, госудярю на берегу великой реки преподнесли хлеб, соль и трёхпудового живого осетра, который плескался в лохани. Но все ли самарцы или сызранцы сегодня знают вкус осетрины? Рыба дороже мяса, и далеко не всякому она по карману. А в результате, как сетуют местные, живём на Волге, а едим минтай. Рыбы явно мало. Если в СССР в 80-х годах Саратовское водохранилище давало 4 500 тонн рыбы, то в 2011 году из него выловили всего 828 тонн. То есть добыча упала в 5 раз.
В общем, с донным тралением пора завязывать. И сделать так, чтобы злоумышленникам в погоне за легкой добычей было не повадно губить Волгу. Но пока что, увы. Как писали СМИ, по факту донного траления судном сызранского рыбкомбината № 1 в конце концов было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
Хитрость в том, что в умелых руках донный трал легко и быстро превращается в так называемый пелагический, который в России разрешён. Он не роет дно, а процеживает водный слой, и не так опасен. Он хорош в море, но абсолютно бесполезен в реках. И неважно, что в верхних слоях Волги нет рыбы, там лишь чехонь, да уклейка, а за ними промысловики не охотятся. Достаточно было просто посмотреть, что попало в сети на "Промысловом-3": лещ, щука, сом, налим, сазан - а это всё донные рыбы. Их никогда не возьмёшь пелагическим тралом. Можно даже не гоняться на катерах за рыболовецкими судами предпринимателя Неронова. Можно просто попросить прайс-лист на продукцию его рыбозаводов. Как сказано в рекламе нероновских рыбкомбинатов, "Сегодня мы рады предложить более 250 наименований разнообразной продукции рыбного ассортимента на любого потребителя, от селедочки до деликатесов, на каждый день и в праздник". Вот бы и попросить объяснить, откуда там донная рыбешка, да ещё в таких количествах.
Конечно, и в Самарском областном департаменте охоты и рыболовства, и в Средневолжском территориальном управлении Росрыболовства знают способы, как доказать браконьерство. "Конечно, и в Самарском областном департаменте охоты и рыболовства, и в Средневолжском территориальном управлении Росрыболовства знают способы, как доказать браконьерство, и знают про уголовную ответственность за речное варварство: статья 256 УК РФ "Незаконная добыча водных животных и растений" обещает нарушителю до двух лет лишения свободы"
Но региональные чиновники разводят руками, кивая на Москву: мол, пока законодательством на реках разрешен пелагический трал, у браконьеров имеется возможность хитрого маневра. А уж тралят ли им воду, или скребут по дну, отследить сложно. Впрочем, если в столице прислушаются к инициативе самарских парламентариев и обяжут снабдить рыболовные речные суда навигаторами и видеорегистраторами, то появится ощутимая надежда на скорое наведение порядка на реках.
Олег Болотов
Комсомольская правда
|