Во время встречи с главами государств и министрами в Финнмарке, премьер-министр России Дмитрий Медведев был щедр на слова похвалы в адрес сотрудничества на Севере. На пресс-конференции в Киркенесе он особенно отметил развитие северных регионов, как самое важное направления для россиян. Открытие Северо-Западного прохода для судоходства является одной из самых обсуждаемых тем в последние годы. И российский премьер-министр не преминул это подчеркнуть. - По северному морскому пути всего лишь за несколько лет было перевезено 300 000 тонн грузов. Через несколько лет эта цифра вырастет до 4 миллионов тонн. Но наша цель - 10 миллионов тонн ежегодно, заявил он. Главное - транспорт, но не пассажирский Количество судов, которые ходят северным морским путем и по Северо-Западному проходу, выросло. В 2010 году их было всего четыре, в 2011 - 34, а в 2012 - 46 судов, которые ходили в восточном и западном направлении.
Экономическое сотрудничество Российский премьер также заявил, что стоит отметить и экономическое сотрудничество между странами региона. - Если мы увидим надлежащее развитие в Баренц регионе, то мы предложим создать финансовый инструмент. Вчера мы обсудили подробно этот вопрос. Мы не пришли к решению относительно того, в какой форме это будет происходить. Но я считаю, что финансовая ситуация, которая представляет собой слияние государственного и частного капиталов, будет продуктивной. Премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг поддержал эту идею. - Мы должны наращивать экономическое сотрудничество. Наши ресурсы необходимо направить на развитие инфраструктуры и транспорта.
Полезные ископаемые и окружающая среда Большинство поддерживает добычу ресурсов на севере. Министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт заявил, что горнодобывающая промышленность в Баренцрегионе должна развиваться дальше. Также представители экологического движения выступили в Киркенесе. Демонстранты хотели указать на недостаточный интерес к экологическому вопросу на Севере. Министр иностранных дел Дании Вилли Сёмндал считает, что взор всего мира обращен сейчас на Баренцрегион, и решение проблем окружающей среды является приоритетным. На это премьер-министр России ответил следующим образом: - Решение проблем окружающей среды - самое сложное, с чем мы имеем дело. В будущем мы должны найти баланс и не разрушать больше, чем того требует наша деятельность.
Главные задачи, поставленные в "Соглашении о сотрудничестве в Баренц-регионе", подписанном 20 лет назад в Киркенесе, в основном выполнены.
- Это настоящий прорыв в отношениях между людьми, - так охарактеризовал человеческие контакты через границы на Севере премьер-министр России Дмитрий Медведев, выступая на Баренц саммите.
Как и его норвежский коллега Йенс Столтенберг, Медведев высоко в частности оценил достигнутые соглашения по разграничению морских пространств, и безвизовый проезд для жителей пограничных районов Норвегии и Мурманской области.
- Этот порядок должен быть распространен на всех жителей Баренц региона, - подтвердили лидеры двух стран и отметили неуклонно возрастающий поток людей, пересекающих границы.
Медведев подчеркнул важность расширения возможностей пунктов пропуска, чтобы создать людям комфортные условия пересечения границы.
Вчера участники саммита посетили пограничный переход между Россией и Норвегией, а до этого в скромном зале заседаний отеля Thon, расположенном на самом берегу Варангер-фьорда руководители стран БЕАР подписали Киркенесскую декларацию-2. Как и ожидалось, основным ее содержанием стало внимание к экономическому сотрудничеству, то что называется от контактов к контрактам.
- Нужен финансовый инструментарий, который, в частности, поможет развивать государственно-частное партнерство, - сказал Дмитрий Медведев.
Окончательный текст новой декларации лидеры обсуждали до последнего момента. Российский премьер поделился, что ее активное обсуждение шло даже позавчерашним вечером во время делового ужина. Говоря об экономическом сотрудничестве, все лидеры отмечали важность использования Северного морского пути.
- Несколько лет назад по Северному морскому пути перевозили 300 тысяч тонн грузов, сейчас четыре миллиона, в перспективе будет десять миллионов тонн ежегодно и больше, - уверены участники Баренц-саммита.
Кстати, тему транспортного сообщения между странами Евро-Арктического региона подняла и одна из юных участниц конференции - эколог из Карелии Анна Рыбалова. На пресс-конференции с лидерами БЕАР она задала простой и насущный для многих путешественников вопрос: "Почему, чтобы доехать из Петрозаводска до Тромсе, нам надо лететь сначала в Петербург или Москву? Ясно также, что отсутствие прямого транспортного сообщения между странами Баренц-региона создает колоссальные проблемы для бизнеса".
Ответ политиков был обнадеживающим, мол, руководители стран знают о проблеме отсутствия эффективной транспортной инфраструктуры. Увы, никаких конкретных обещаний премьер-министры не озвучили.
И вот, наконец, соглашение подписано. В нем частности, нашло отражение и предложенное российской стороной создание финансового инструментария для реализации экономических проектов. Так что дело за финансами!
Торговое представительство РФ в Королевстве Норвегия
|