(продолжение)
Мы еще не знаем, какое окончательное решение приняли сенаторы по итогам расширенного заседания Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, обсудив уже не только на заседании, но и в кулуарах Совета Федерации вопрос "О поэтапном прекращении дрифтерного промысла тихоокеанских лососей в исключительной экономической зоне Российской Федерации".
Но мы уже знаем официальное мнение по этому вопросу со стороны ВСЕХ заинтересованных сторон, участвовавших и не участвовавших в дискуссии на Комитете Совета Федерации, но присутствовавших на Комитете от своих ведомств.
Ниже мы дадим полный список всех приглашенных на это заседание, аудиозапись и стенограмму выступлений.
А в этой публикации мы дадим официальные ответы Комитету Совета Федерации, которые не были озвучены во время обсуждения этого вопроса, но вошли в проект решения.
Одним из наиболее интересных для нас является мнение Всероссийской Ассоциации рыбопромышленников, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), которая в одночасье и коренным образом изменила свое мнение, позицию и отношение к этому вопросу, став примитивным апологетом идей Федерального агентства по рыболовству в отношении дрифтера, которое вынуждено защищаться, чтобы прикрыть некое срамное место, обнажившееся в ходе общественной дискуссии.
К слову сказать, ВАРПЭ на протяжении нескольких последних лет, связанных с пребыванием на посту президента и председателя Совета ВАРПЭ Юрия Ивановича Кокорева (человека, которого я лично искренне и глубоко уважаю), ПРОДЕЛАЛА ОГРОМНЕЙШУЮ РАБОТУ по продвижению идей, планов и программ развития рыбопромышленного комплекса России. Юрий Иванович на равных разговаривал с представителями всех структур власти России и, главное, его принимали, как Равного, уважали, как Равного и воспринимали, как Равного. Равного в смысле, ДОСТОЙНОГО представителя рыбацкой России. Ни сам Юрий Иванович Кокорев, ни один из членов его команды и никто из его коллег-ветеранов отрасли НЕ ВОШЕЛ в новый состав обновленного Правления ВАРПЭ. Президентом и Председателем Совета был избран мало кому известный Александр Владимирович Фомин, выходец из Магадана, бывший работник Росрыболовства и столь же бывший помощник вице-президента Зубкова, вошедшего в историю России не по своим эпохальным реформам в области рыболовства, а как родственник министра обороны Сердюкова.
Так вот на заседании Комитета господин Фомин не произнес ни одного слова о нынешней (в отличие от прежней, грамотной и рациональной позиции о поэтапном сокращении крупномасштабного дрифтерного промысла) позиции ВАРПЭ (вероятно, стесняясь почти полного дублирования "своего" ответа с текстом доклада заместителя руководителя Росрыболовства В.И. Соколова) и прочитал всем доклад (который мы полностью приводим) о собственной контрразведывательной деятельности по пресечению попыток ЦРУ (через Всемирный Фонд природы и его камчатских "агентов", вероятно в лице присутствовавших на заседании Комитета и выступавших против дрифтерной экспансии Председателя Законодательного Собрания Камчатского края Валерия Федоровича Раенко и меня, как президента Камчатского регионального общественного фонда "Сохраним лососей ВМЕСТЕ!") ввести запрет на дрифтерный промысел в исключительной экономической зоне России. Доклад был ориентирован на "мало образованную" (по его мнению) часть членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, которые самостоятельно (без ликбеза со стороны бывшего помощника вице-премьера) НЕ МОГЛИ разобраться в таком столь сложном политическом вопросе, как предательство интересов России со стороны целого ряда федеральных ведомств, прикрывавших и прикрывающих дрифтерным промыслом скандальность выступлений правителей России о передаче Японии Южных Курильских островов (Хрущева в 50-х и Ельцина в 90-х), с одной стороны, и продажность этих же ведомств в 2000-х, с другой стороны, о чем весьма категорично говорится в фильме о истинном дрифтерном промысле, показанном на заседании Комитета.
Я понимаю, что господин Фомин озаботился этим выступлением после моего доклада, в котором говорилось о том, что в течение ряда лет на крупномасштабном дрифтерном промысле в исключительной экономической зоне Российской Федерации грубо нарушается ВСЁ (если входить в детали) российское законодательство, и на эти нарушения смотрят сквозь пальцы ВСЕ государственные органы, осуществляющие контроль и надзор за исполнением этого самого законодательства в России. Изумилась и возмутилась только лишь Счетная Палата Российской Федерации. Но видимо, если исходить из расчетов и доводов господина Фомина и его бывшего патрона, благословивших дрифтерный промысел, и Счетная Палата Российской Федерации исполняла лишь только некоторую часть директивы Центрального разведывательного управления США, а не заботилась о национальных интересах России.
* * *
Информация Счетной Палаты РФ
Квоты на вылов тихоокеанских лососей в ИЭЗ России выделяются японской стороне на основе Соглашений между Правительством СССР и Правительством Японии о взаимных отношениях в области рыболовства у побережий обеих стран от 7 декабря 1984 года и о сотрудничестве в области рыбного хозяйства от 12 мая 1985 года. За предоставленную квоту с японской стороны взимается плата, которая поступает в доход федерального бюджета.
Кроме того, за предоставляемые российской стороной квоты на (добычу) вылов водных биологических ресурсов помимо перечисления средств японская сторона ежегодно производит компенсацию части расходов Российской Федерации по возобновлению запасов лососей в виде поставок организациям Росрыболовства оборудования и приборов в качестве безвозмездной технической помощи.
Доходы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям
Размер платы за право пользования водными биологическими ресурсами, добываемыми (вылавливаемыми) рыболовными судами иностранных государств в исключительной экономической зоне Российской Федерации на платной основе в соответствии с международными договорами Российской Федерации определяется в соответствии с Методикой, утвержденной приказом Росрыболовства от 7 октября 2011 г. № 996.
В 2011 и 2012 годах российская сторона проинформировала японскую сторону о намерении выделения японским заинтересованным организациям в 200-мильной зоне Российской Федерации, включая Японское море, квоты вылова лососей в размере 11 тыс. тонн.
Российской стороной установлено, что оплата за квоту лососей российского происхождения для промысла японскими малотоннажными судами должна производиться из расчета цены 300,3 японских иен за один килограмм, а за квоту для промысла среднетоннажными судами - 306,6 японских иен за один килограмм.
В 2011 году японским рыболовным судам было выделено тихоокеанских лососей в размере 5,2 тыс. тонн, в том числе нерки - 1,6 тыс. тонн, кеты - 3,4 тыс. тонн, горбуши - 0,1 тыс. тонн, кижуча - 0,05 тыс. тонн и чавычи - 0,05 тыс. тонн.
За указанные квоты японская сторона перечислила средства в федеральный бюджет в размере 1 595,5 млн. японских иен или 570,1 млн. рублей, то есть в полном объеме и в установленный срок.
Кроме того, в 2011 году российская сторона дополнительно выделила квоту добычи (вылова) лососей российского происхождения в объеме 0,3 тыс. тонн для промысла японскому среднетоннажному судну. Цена за 1 килограмм лососей составила 306,6 японских иен. За указанную квоту японская сторона перечислила в федеральный бюджет средства в размере 89,5 млн. японских иен или 31,8 млн. рублей, то есть в полном объеме и в установленный срок.
Таким образом, общая сумма, перечисленная японской стороной в 2011 году за предоставленные квоты добычи (вылова) тихоокеанских лососей составила 601,9 млн. рублей.
В 2012 году японским рыболовным судам в 200-мильной зоне Российской Федерации были выделены квоты на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в размере 7,14 тыс. тонн, в том числе нерки - 2,3 тыс. тонн, кеты - 4,5 тыс. тонн, горбуши - 0,2 тыс. тонны, кижуча - 0,07 тыс. тонн и чавычи - 0,07 тыс. тонн.
В 2012 году японская сторона за выделенную квоту добычи (вылова) тихоокеанских лососей российского происхождения перечислила в федеральный бюджет средства в размере 2 147,3 млн. японских иен, или 867,4 млн. рублей, то есть в полном объеме и в установленный срок.
Оборудование, поставляемое в качестве безвозмездной технической помощи в рамках заключенных Российско-Японских соглашений
До 2011 года заключение контрактов на поставку японского оборудования осуществлялось ФГУП "Нацрыбресурс" (конкурсный отбор агента не проводился). В настояще время контракты заключают бассейновые управления и научные организации Росрыболовства по утвержденным Росрыболовством перечням и согласованным ценам.
В 2011 году бассейновыми управлениями, занимающимися воспроизводством тихоокеанских лососей, было заключено 18 контрактов на сумму 447,7 млн. японских иен, а научными организациями заключено 15 контрактов на сумму 368,1 млн. японских иен на поставку оборудования в соответствии с межправительственными соглашения. Всего в 2011 году поставки оборудования составили примерно 290 млн. рублей.
В 2012 году бассейновыми управлениями было заключено 13 контрактов на сумму 286,5 млн. японских иен, а научными организациями заключено 22 контракта на сумму 383,6 млн. японских иен. Всего поставки оборудования составили в 2012 году примерно 270 млн. рублей.
При этом допускались нарушениях в части выполнения соглашений и порядка поставок:
- допускались случаи передачи научного оборудования и оборудования для воспроизводства организациям, не изучающим тихоокеанских лососей и не участвующим в их воспроизводстве. Так, научное оборудование и приборы по контрактам, в которых грузополучателями являются институты Дальнего Востока, в последующем Росрыболовством направляется в научные организации, расположенные в других регионах;
- стоимость поставляемых машин и оборудования завышается. Так, в 2010 году цены по заключенным контрактам завышены в среднем в 1,8 раза по сравнению с ценами, предложенными производителями. Заключение контрактов по завышенным ценам привело к недополучению оборудования бассейновыми управлениями по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов на сумму более 50 млн. японских иен (18,9 млн. рублей по курсу на дату заключения контракта);
- допускалось приобретение оборудования, которое отсутствовало в согласованнос с японской стороной примерном перечне оборудования, машин и приборов, поставляемых в качестве безвозмездной технической помощи по воспроизводству запасов лососей. Так, были приобретены 6 легковых автомашин, стоимость которых составила 29,4 млн. японских иен, или 11,2 млн. рублей по курсу на дату заключения контрактов;
- нарушался порядок организации поставок в части сроков направления заявок, заключения контрактов, предоставления актов приемки оборудования.
* * *
Вообще, если сказать честно, то это выступление было просто ПОДЛЫМ (от слова подличать - вести себя подобострастно, и от слова подлый - бесчестный, низкий в нравственном отношении). Как, кстати, подлой была и попытка к выступлению бывшего директора КамчатНИРО С.А. Синякова, который, как и Фомин выступали "аголтелыми апологетами" Росрыболовства, не скрывая, а всячески подчеркивая эту свою роль, не стесняясь того эффекта, который они могут произвести на другую (бОльшую) часть аудитории. Когда я вышел с заседания, то нос к носу столкнулся с Сергеем Анатольевичем. "Ну что, Серега, получил? - открытым текстом, зная его лично не один год, спросил я. "Все нормально, - довольно улыбаясь, ответил он мне. Наверное, для него, действительно, все выглядит достаточно нормально, когда меняются на противоположные собственные позиции, принципы, знания, выводы, убеждения на абы что, за что можно получить хорошую зарплату и должность. Конечно, это очень характерно для нынешнего продажного в России времени. А потому мне очень и искренно жаль Серегу Анатольевича, несомненно талантливого человека, который вынужден сегодня нести нелегкую службу прислуги от науки.
Но вернемся все-таки к Фомину и его официальному мнению. Вот оно
* * *
Председателю комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию
Г.А.Горбунову
Уважаемый Геннадий Александрович!
В соответствии с Вашим обращением от 07.05.2013 г. № 3.7-26/586 направляю позицию ВАРПЭ по вопросу "О поэтапном прекращении дрифтерного промысла тихоокеанских лососей в исключительной экономической зоне Российской Федерации".
1. Как может отразиться на российских предпринимателях и экспортерах рыбопродукции поэтапное прекращение дрифтерного промысла тихоокеанских лососей в исключительной экономической зоне Российской Федерации?
Кроме японского дрифтерного, осуществляемого в рамках Российско-Японского межправительственного по рыбному хозяйству, дрифтерный промысел тихоокеанских лососей в российской исключительной экономической зоне осуществляется 16-тью среднетоннажными судами, принадлежащими тринадцати российским предприятиям. В этот вид промысла вовлечены около 700 постоянных высококвалифицированных специалистов.
Указанные 13 предприятий в соответствии действующим законодательством по итогам аукциона заключили договоры с государством в лице уполномоченного органа федеральной исполнительной власти -Росрыболовства. Согласно заключенным договорам за предприятиями закреплены квоты до 2020 года. Предприятия понесли большие затраты на участие в аукционе. Рассчитывая на долгосрочную работу, предприятия приобрели суда, потратили средства на ремонт, закупку оборудования и техническое оснащение судов для промысла.
В случае закрытия промысла прямые убытки составят не менее 100 млн. руб. на каждое судно, а в сумме около 1,6 млрд. руб. Большинство предприятий, по всей видимости, просто прекратит свое существование, что приведет к потере около 700 рабочих мест.
Высвободившиеся объемы вылова дрифтерного промысла (это примерно 10-12 тыс. т, или - 2-2,5 % от прибрежного вылова на Дальнем Востоке и примерно 3-5 % от вылова Камчатке) будут освоены береговым промыслом, но прибавки рабочих мест на берегу это не даст, поскольку количество неводов и общая численность работающих на неводах бригад останется прежней. Просто возрастет интенсивность труда. Даже многократно больший рост объема прибрежного вылова лососей на Камчатке в 2007 г. (на 30 тыс. т или на 28%) по сравнению с 2006 г. не повлек увеличения количества рабочих мест (По данным камчатского управления Росстата численность занятых в рыбной промышленности в 2007 г. (13 311 чел.) снизилась на 29% (на 3860 человек) по сравнению с 2006 годом, а улов лососей в Камчатском крае в 2007 г. (138 тыс.т), напротив, вырос на 30 тыс.т (на 28%). по сравнению с 2006 г. (108 тыс. т) т Это значит, что даже в 4 раза большая по объему, чем от запрета дрифтера, прибавка берегового вылова на Камчатке не повлекла увеличения количества рабочих мест. Напротив, произошло их снижение на фоне возрастания интенсивности труда.).
Поскольку потери рабочих мест от закрытия дрифтерного промысла компенсированы не будут, произойдет соответствующее снижение выплат налогов в бюджеты всех уровней.
По оценкам специалистов суммарные налоговые выплаты при морском промысле на 1 кг улова в среднем на 4 рубля выше, чем при прибрежном промысле, за счет более высоких цен, таможенных платежей и затрат на промысел.
Налоговые потери от запрета дрифтерного промысла составят около 250 млн. руб. в год.
Кроме того, велика вероятность нанесения репутационных потерь государственной власти, в угоду "раздутой" и финансируемой из-за рубежа антидрифтерной пропаганде в СМИ.
Таким образом, закрытие дрифтерного промысла будет иметь исключительно негативные последствия в области занятости, сбора налогов и демографической безопасности. Оно в корне противоречит государственной политике, направленной на создание квалифицированных рабочих мест и закрепление постоянного населения на Дальнем Востоке.
2. Позиция ВАРПЭ по рассматриваемому вопросу.
"Поэтапное прекращение" означает не что иное, как запрет российского дрифтерного промысла с исключительно тяжелыми экономическими и социальными последствиями для предприятий. Для такого шага должны быть чрезвычайные основания. Без таких оснований запрет разрешенного Федеральным законом вида промысла - это нарушение действующего законодательства.
ВАРПЭ информирует, что вопрос прекращения российского дрифтерного промысла уже рассматривался Госдумой и Правительством в 2009 году с участием заинтересованных ведомств - МИД России, Росрыболовства, ФСБ России, МВД России, Минприроды России, Минюста России, Ростехнадзора и Минфина России. По итогам рассмотрения введение запрета было признано нецелесообразным. Председатель Правительства В.В. Путин утвердил это решение 12.06.2009.
В 2010-2012 гг. новых оснований для пересмотра решения Правительства Российской Федерации не появилось. Напротив, прибрежные уловы тихоокеанских лососей на Камчатке росли, и достигли в 2011 и 2012 годах исторически максимальных величин - 250 и 255 тыс. тонн, соответственно. На Дальнем Востоке в целом также наблюдались уловы близкие к исторически максимальным.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, ВАРПЭ не видит объективных причин для постановки вопроса о поэтапном прекращении российского дрифтерного промысла и выступает категорически против каких-либо действий в этом направлении, как наносящих необоснованный урон рыбацким предприятиям и отечественному рыболовству в целом.
Президент, Председатель Совета ВАРПЭ А.В.Фомин
* * *
Мнение Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, к сожалению, излагал не бывший министр, нынешний помощник Президента Российской Федерации, Юрий Петрович Трутнев, а всего лишь директор Департамента государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства и объектов животного мира Валерий Александрович Орлов, но и он, директор департамента ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ, к собственному неудовольствию, признавая экологический ущерб от дрифтерного промысла (какие-то там "сотни тысяч птиц" и "десятки тысяч зверей") как нечто почти нормальное (подумаешь, одна свинья морская на 70 километров сетей, когда этих сетей выставляется ежедневно 1( одна тысяча) 700 (семьсот) 000 километров вдоль побережья Камчатки от Анадыря до Северо-Курильска) вынужден был все же сказать о том, что нам было известно и до НЕГО:: "…данный вопрос неоднократно рассматривался Министерством, которое последовательно выступает за сокращение объемов вылова лососей дрифтерными сетями вплоть до полного прекращения дрифтерного промысла, причем в первую очередь японского дрифтерного промысла в ИЭЗ РФ" (письмо от 02.02.2009 номер 05-12-33/1015, написанное во исполнение Поручения Президента РФ).
Мнение Министерства иностранных дел также не порадовало нас своей оригинальностью - коли есть Межправительственное Соглашение, то японскому дрифтерному промыслу в водах России БЫТЬ. Как БЫТЬ "линии Шеварднадзе", хотя ее не принял ни народ и ни парламент России. Как быть и "Баренцевскому вопросу", который рассматривается, С ПОЗИЦИЙ НЕ МИДа, а НАРОДА, как национальное предательство (здесь мы полностью разделяем позиции и мнение уважаемого человека и нашего друга Вячеслава Михайловича Зиланова).
Как национальный позор России мы (в частности, я говорил об этом на заседании Комитета от лица общественности Камчатки) народ России (и целый ряд сенаторов и депутатов различного ранга) рассматривает и дрифтерную японскую экспансию в водах России, существование которой целиком и полностью зависит от продажности российских чиновников из Министерства иностранных дел Российской Федерации.
Возможно, во исполнение воли Батьки Кондрата (сенатора Н.И. Кондратенко) Генеральная прокуратура России озаботится государственными интересами России и проведет расследование причин появления иностранной дрифтерной заразы в водах России. А пока мы читаем официальное мнение чиновников МИДа о НЕВОЗМОЖНОСТИ прекращения японской дрифтерной экспансии в водах Российской Федерации.
* * *
Руководителю аппарата Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Федерального Собрания Российской Федерации С.П.Опенышеву
К вопросу о поэтапном прекращении дрифтерного промысла тихоокеанских лососей в ИЭЗ России
Уважаемый Сергей Павлович, В связи с обращением Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Федерального Собрания Российской Федерации № 3.7-26/543 от 26 апреля 2013 года относительно вопроса о поэтапном прекращении дрифтерного промысла тихоокеанских лососей в исключительной экономической зоне Российской Федерации хотели бы в части, касающейся ЗДА МИД России, высказать следующие соображения.
Полагаем, что прекращение дрифтерного промысла лососевых в ИЭЗ России окажет негативное влияние на российско-японские отношения.
Данное направление двустороннего взаимодействия является предметом Соглашения между Правительством Советских Социалистических Республик и Правительством Японии о сотрудничестве в области рыбного хозяйства от 12 мая 1985 года. Эвентуальный запрет на промысел приведет к невозможности выполнения Российской Федерацией своих обязательств по данному Соглашению. Кроме того, это будет иметь финансовые последствия для федерального бюджета, поскольку в настоящее время японская сторона вносит плату за предоставление ей квот на промысел.
Вместе с тем, исходим из того, что принятие решений по условиям промысла относится к компетенции Росрыболовства, а также ведомств, курирующих вопросы экологической безопасности.
Для участия в заседании Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию 28 мая с.г. имеем в виду направить врио начальника отдела экономического сотрудничества и практических связей с Японией С.А.Марина, тел. (499) 244-40-25, (499)244-39-18.
С уважением,
Директор Третьего департамента Азии А.Татаринов
* * *
Пока это ЕДИНСТВЕННЫЙ официальный документ, солидаризующийся на ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ с позицией Росрыболовства. Но, как и позиция Росрыболовства, позиция МИДа не выдерживает никакой критики…
Более того, Министерство сельского хозяйства НЕ РАЗДЕЛЯЕТ позиции своей структурной единицы - Росрыболовства по дрифтерному вопросу (читайте стенограмму заседания).
Поэтому ВСЕ МЫ ждем заключительный документ Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, чтобы иметь на руках РЕШЕНИЯ Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о том, какова должна быть судьба крупномасштабного дрифтерного промысла тихоокеанских лососей в исключительной экономической зоне Российской Федерации на ближайшие годы и на ближайшую перспективу.
И для сведения, сообщаю, что представители АДИС (Ассоциации дрифтерных исследований тихоокеанских лососей - российский сегмент дрифтерного промысла) в самый последний момент отказались от своего выступления на Комитете Совета Федерации, сославшись на нездоровье госпожи Мироновой (Евгении свет АКИРОВНЫ), которая должна была произнести на этом заседании свою тронную речь и которую не заменил на трибуне ее заместитель Иварс ГРУНСБЕРГС, обозначенный в наших предыдущих статьях, как "латышский стрелок", сдавший, в свое время, на дрифтерных торгах знаменитого представителя Росрыболовства Бакса и не понесшего при этом никакого ущерба для собственного дрифтерного бизнеса, хотя аукционные торги оказались заранее приплаченными),. Увы, не состоялась тронная речь…
Но это рождает предположения, что в ход будет запущен совсем другой арсенал действий и мер воздействия на противников дрифтера, нежели тот, который был возможен на этом Комитете. Что ж, нам предстоит это увидеть, услышать, понять и осознать…
Сделан ведь только первый шаг.
Сергей Вахрин
Список приглашенных на расширенное заседание № 9 Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию 28 мая 2013 года
К вопросу № 1. О поэтапном прекращении дрифтерного промысла тихоокеанских лососей в исключительной экономической зоне Российской Федерации
Приглашенные:
Раенко Валерий Федорович, Председатель Законодательного Собрания Камчатского края
Одинцов Михаил Викторович, Аудитор Счетной палаты Российской Федерации;
Соколов Василий Игоревич, заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству;
Орлов Михаил Олегович, директор Департамента регулирования агропродовольственного рынка, рыболовства, пищевой и перерабатывающей промышленности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации;
Орлов Валерий Александрович, заместитель директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства и объектов животного мира Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации;
Биричевский Дмитрий Анатольевич, заместитель директора Третьего департамента Азии Министерства иностранных дел Российской Федерации;
Антонов Сергей Георгиевич, начальник инспекции Счетной палаты Российской Федерации;
Вахрин Сергей Иванович, президент Камчатского регионального общественного фонда "Сохраним лососей вместе!";
Федоров Валерий Васильевич, заместитель начальника отдела Департамента государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства и объектов животного мира Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации;
Фомин Александр Владимирович, президент, председателя Совета ВАРПЭ;
Уразова Антонина Анатольевна, главный инспектор Счетной платы Российской Федерации;
Лозовский Сергей Владимирович, председатель Контрольно-счетной палаты Камчатского края;
Тимошенко Виталий Иванович, руководитель группы в представительстве Губернатора и Правительства Сахалинской области в г. Москва;
Синяков Сергей Анатольевич, заведующий лабораторией ФГУП "ВНИРО";
Моисеев Александр Робертович, координатор проектов морской программы Всемирного фонда дикой природы;
Стенограмма заседания Комитета
Горбунов Г.А., председатель Комитета: Есть ли какие-то замечания по предложенной повестке заседания комитета?
Рассмотрим тогда первый вопрос о поэтапном прекращении дрифтерного промысла тихоокеанских лососей в исключительной экономической зоне Российской Федерации. По поручению В.И. Матвиенко, по обращению президиума Законодательного Собрания, Раенко В.Ф., который здесь присутствует. Сначала посмотрим фильм (5-7 минут), всего у нас на этот вопрос отводится 30 минут. Просьба укладываться в график, соблюдать регламент выступлений - 3-5 минут.
(Далее смотрят фильм).
- Пожалуйста, Валерий Федорович, председатель Законодательного собрания Камчатского края:
- Добрый день, уважаемые коллеги! Богатейшие запасы уникального дикого лосося Камчатки - это национальное достояние Российской Федерации, перспективная возможность быть лидерами на мировом рынке лосося. От сохранения, воспроизводства и эффективного использования этого ресурса напрямую зависит развитие прибрежных поселков и уровень жизни большинства населения Камчатского края.
Но - стабильное развитие Камчатки и рыбной отрасли на востоке страны невозможно, пока японские рыбаки с мая по сентябрь перекрывают тысячи километров побережья дрифтерными сетями.
Камчатка помнит уроки 50-х - 60-х - тогда в результате крупномасштабного японского дрифтерного промысла разорились больше 100 рыбодобывающих и перерабатывающих предприятий. Тысячи людей покинули обустроенное камчатское побережье.
Сегодня эта угроза снова реальна. За последние годы объемы разрешенного вылова на дрифтерном промысле выросли ровно в два раза и достигли 22,5 тысяч тонн. Крупномасштабный дрифтер приводит к опустошению камчатских рек. Нет рыбы - нет работы. Только в Усть-Большерецком районе численность населения за дрифтерное десятилетие сократилось более чем на 1,5 тысячи человек (при остатке в 8 тысяч человек - Редакция РКК). Мы снова можем потерять наши рыбацкие поселки и загубить прибрежное рыболовство.
Как самый варварский и губительный для нерестовых запасов, дрифтерный промысел запрещен в большинстве стран мира. А там, где он есть - существенно ограничен и жестко контролируется. При этом, Россия единственная разрешила другому государству - Японии - дрифтерный промысел на платной основе непосредственно в своей исключительной экономзоне. В 1992 году Госкомитет по рыболовству постановил в течение трех лет полностью запретить дрифтер. К сожалению, из-за - я даже не знаю как это назвать - халатность, не халатность - чиновников, но этого так и не произошло. Любые инициативы камчатских депутатов, общественности по запрету этого вида промысла сегодня встречают открытое противодействие со стороны Росрыболовства.
Последние 10 лет в экономзоне Российской Федерации ежегодно работало до 46 японских дрифтероловов. При этом, чем меньше их выходило и чем короче был промысловый период, тем больше рыбы приходило к берегам Камчатки. Это одна из главнейших причин, почему именно последние 3 года отмечались рекордные выловы лососей у камчатских берегов, в том числе и по нерке.
После перевода дрифтеров в 97-ом на восточное побережье, когда на западе объемы вылова нерки выросли в 16 раз, а в этом году прогнозируется 20-кратное увеличение. При этом на востоке, в бассейне реки Камчатка, куда обрушился основной пресс дрифтерного промысла, за десятилетие мы получили пятикратное снижение уловов.
Более того, можно говорить о колоссальных масштабах уничтожения российских запасов лосося. Разрешенный общедоступный улов абсолютно не отражает реальный, природный видовой состав дальневосточных лососевых стад. К примеру, согласно квотам, выделенным на дрифтер, доля нерки в уловах японцев составляет 27%, а на отечественном промысле все 60%. Но официально опубликованные научные исследования говорят - в прибрежных уловах доля нерки составляет не больше 9,5%. 73% - это горбуша, затем кета, и только потом нерка. Значит, в океане все обстоит точно так же. Просто из тысяч добытых биоресурсов "дрифтерщики" берут только 10-30% - дорогостоящую первосортную нерку. Остальной, более дешевый прилов, уничтожается за ненадобностью.
В результате дрифтера государство несет колоссальные потери ценнейшей лососевой икры, ведь в районах этого промысла она изымается еще недостаточно половозрелая. По расчетам экспертов, ежегодно из-за дрифтерного промысла в своей экономзоне Россия теряет свыше 8 млрд. рублей. А вот японские рыбопромышленники заполняют свой рынок дрифтерной камчатской неркой и искусственно занижают цены для российских прибрежных рыбаков. В результате за последние десять лет цены на нашу нерку упали в 2,5 раза - до 3 долларов за килограмм.
Уважаемые коллеги!
Если мы хотим сохранить наше уникальное, самое большое в мире стадо диких тихоокеанских лососей и обеспечить государству дополнительный доход, необходимо на наш взгляд:
- срочно упорядочить собственный дрифтерный промысел и запретить японский;
- поэтапно сократить объемы вылова дрифтерного флота вдвое, вернувшись на позиции до 2008 года - до 12 тысяч тонн в год;
- установить реальный видовой состав ОДУ, где 73% улова составляет горбуша и только 9,5% - нерка;
- установить единые сроки начала и окончания лососевой путины в наших территориальных водах и исключительной экономзоне - не более 1,5 месяцев с учетом заполнения нерестилищ;
- в связи с серьезным ущербом нерестовым рекам Камчатки снизить пресс крупномасштабного дрифтерного промысла на одни и те же районы и с 2014 года перенести дрифтер в другие промысловые зоны.
Думаю, что настало время от имени Комитета Совета Федерации рекомендовать Правительству поручить российскому МИДу совместно с Минсельхозом и Минприроды проработать вопрос о запрещении в ближайшие годы для японских компаний дрифтерного промысла тихоокеанских лососей в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Спасибо за внимание.
Михаил Олегович Орлов, директор Департамента продовольственного рынка рыболовства пищевой и перерабатывающей промышленности Министерства сельского хозяйства:
- Я хотел бы сказать, что Министерство сельского хозяйства поддерживает позицию Счетной Палаты РФ и об этом письмом от 21.09.2012 за подписью министра было сообщено коллегам из Счетной Палаты. С этого момента организована система взаимодействия по решению этого вопроса.
Наша позиция основана на постепенном сокращении дрифтерного лова лосося. На первом этапе необходимо ввести ограничения по использованию порядков, уменьшить время нахождения сетей в воде, а также создать систему эффективного контроля со стороны органов рыбоохраны и независимых наблюдателей. Целесообразно совместно с заинтересованными общественными природоохранными организациями, научно-исследовательскими институтами проработать вопрос об использовании технических средств отпугивания птиц и морских млекопитающих при дрифтерном лове. Контроль за недопущением выброса рыбы в прилове может осуществляться с использованием аппаратуры видеофиксации, а сами выбросы иметь серьезные административные последствия для капитанов судов и судовладельцев. Также мы работаем над вопросом внесения изменений в Правила рыболовства Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна в части сроков и координат такого промысла, либо техники и тактики лова. Предложений и поручений по организации дрифтерного рыболовства и минимизации ущерба от него были учтены в протоколах совещаний у первого заместителя министра Игоря Евгеньевича Манылова, которые проводились совместно со Счетной Палатой и другими заинтересованными органами. Таким образом, Минсельхоз совместно с ФСБ России, Минприроды и Росрыболовством продолжает работу по поэтапному сокращению дрифтерного промысла лососей в исключительной зоне РФ до полного его прекращения. Мы полагаем, что по итогам сегодняшнего совещания было бы целесообразно разработать дорожную карту поэтапного сокращения с указанием ключевым позиций, индикаторов решения этой задачи.
Соколов Василий Игоревич, заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству:
- Если будет возможность предоставить нам этот фильм, то судебные иски с нашей стороны будут непременно.
Во-первых, открытие дрифтерного промысла было с резолюцией В.В. Путина, обсуждалось у первого вице-премьера В.А. Зубкова, одобрено Минюстом, ФСБ, МИДом и всеми остальными. Это то, что касается российского промысла. Закрывать российский промысел в присутствии японского промысла, это просто предательство национальных интересов. Тут было передернуто очень много цифр. Я хотел бы показать небольшую картинку. Вот вылов российского лосося. Всегда надо оперировать четкими данными. Эти данные есть. Камчатка в прошлом году побила исторический рекорд по вылову лососей. Никогда в истории лососевых промыслов столько Камчатка не добывала. Пару лет назад был побит исторический промысел по РФ. Никогда за более чем 100-летнюю историю наблюдений Россия не вылавливала столько лососей. Доля дрифтерного промысла очень невелика. Давайте посмотрим, чем это обернется. 16 судов, 500 человек без работы. Если пересчитать на налоги, то от дрифтерного промысла налогов идет столько же даже больше, чем от всего прибрежного промысла на Камчатке лососей, хотя вылов береговой гораздо больше. Что касается американского вылова - мы никогда не говорили, что вылавливаем американскую нерку, естественно, вылов идет российского лосося. В Америке в короткие сети, но тысячи судов. И не смотрит никто на заполнение нерестилищ. Там есть пропускные дни, но весь этот промысел сконцентрирован в устьях рек. При этом именно в устьях рек концентрируются и птицы, и морские млекопитающие. Урон от этого дрифтерного промысла в 12-мильной зоне на порядок выше. Поэтому говорить, что наш дрифтерный промысел наносит больше ущерба природе, чем американский… Кто такие данные вообще мог вытащить?! Доля нерки в уловах такая высокая, потому что Правилами рыболовства утверждены размеры ячеи. Если делать еще меньше, тогда она будет забиваться другой рыбой, будет забиваться молодью. Так сделали специально, чтоб был селективный промысел. У нас исторический максимальный вылов нерки в прошлом году, исторический. В текущем году мы ожидаем, что он будет еще выше, поэтому давайте оперировать цифрами, а не эмоциями. Мы предлагаем, что к каждому виду промысла, надо относиться как к виду промысла. Есть Правила рыболовства, есть рекомендации научно-исследовательских институтов. И я тому человеку, который типа от КамчатНИРО выступал, хотел бы глянуть в глаза… Потому что у нас к нему претензии есть по одному погибшему судну. И хочу очень получить этот фильм, мы будем его очень внимательно разбирать, и я призываю Совет Федерации ориентироваться на фактические цифры. Они говорят, что текущий российский дрифтерный промысел не наносит ущерба и есть контроль в море со стороны пограничников.
Орлов Валерий Александрович, заместитель начальника отдела Департамента государственной политики в сфере охотничьего хозяйства и объектов животного мира Министерства природных ресурсов и экологии РФ:
- Мне бы хотелось оперировать цифрами, без эмоций. За 15 лет работы на промысловых судах довольно точно установлено общее количество погибающих птиц и млекопитающих. Счет действительно идет по птицам на сотни тысяч, а по морским млекопитающим на десятки тысяч. Если все это раскинуть на длину сетей выставляемых, то получаются примерно следующие цифры. Если представить себе сеть длиной от Ярославского вокзала до Сергиевого Посада, примерно 70 км, то в эту сеть попадет одна морская свинья. Вот примерно такая интенсивность попадания. Ущерб есть, но он не запредельный. Поэтому Министерство природных ресурсов всегда выступало за поэтапное прекращение дрифтерного промысла. Может его обрубать окончательно и не стоит, но мы неоднократно обращались и в Счетную Палату, и в Правительство, и в Госдуму с предложением о поэтапном сокращении дрифтерного промысла.
С.И. Вахрин, президент КРОФ "Сохраним лососей ВМЕСТЕ!":
Добрый день всем, присутствующим в этом зале!
Как представитель общественности и журналист, главный редактор сайта "Рыба Камчатского края", я долгие годы занимаюсь этой проблемой и знаю, насколько сложна тема, которую сегодня мы здесь обсуждаем.
Камчатка ждет прекращения крупномасшабного иностранного японского дрифтерного промысла тихоокеанских лососей в российских водах и требует от рыбохозяйственной науки оценки его реального воздействия на окружающую среду и водные биоресурсы.
29 марта нынешнего года в администрации Елизовского муниципального района Камчатского края по "Материалам, обосновывающим общий допустимый улов водных биологических ресурсов на 2014 год (с оценкой воздействия на окружающую среду) в водах северной части Тихого океана и западной части Берингова моря (по зонам ответственности ФГУП "КамчатНИРО") прошли общественные слушания.
Общественность Камчатки и большинство присутствующих выступили категорически против утверждения общих допустимых уловов тихоокеанских лососей в исключительной экономической зоне Российской Федерации, так как наукой не была предоставлена реальная оценка воздействия дрифтерного промысла на окружающую среду и водные биоресурсы, то есть в нарушение действующего законодательства материалы были представлены для обсуждения БЕЗ ОЦЕНКИ воздействия на окружающую среду хозяйственной или другой деятельности (то, что называется ОВОС), являющейся в соответствии с российским законодательством неотъемлемой частью материалов для государственной экологической экспертизы. Соответствующие решения, зафиксированные в итоговом Протоколе по результатам слушаний, направлены администрацией Елизовского района Камчатского края в адрес вашего Комитета, в Минсельхоз, Росприроднадзор, в Счетную палату Российской Федерации и другие федеральные органы.
Согласно Федеральному закону от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" "Оценка воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду - процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий…
Именно поэтому, без реальной оценки воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду и предоставления заказчиком Государственной экологической экспертизы полной информации общественности и субъектам России, интересы которых затрагивает тот или иной вид хозяйственной деятельности, связанный с проведением экспертизы (в соответствии со статьями 3 и 6.1 закона), эти материалы не должны обсуждаться на общественных слушаниях и тем более проходить Государственную экологическую экспертизу. Был бы реальный ОВОС по дрифтерному промыслу и, вполне возможно, нам не пришлось бы проводить это заседание.
Но тогда возникает вопрос, как же тогда в предшествующие годы, "столь успешно" проходили общественные слушания по обоснованию и увеличению ОДУ для дрифтерного промысла лососей в исключительной экономической зоне России и насколько законно тогда проводилась Государственная экологическая экспертиза? Этот вопрос я адресую как непосредственно к присутствующим здесь представителям Счетной палаты Российской Федерации, так и к Генеральной прокуратуре России.
А теперь я хотел бы перечислить наши предложения по крупномасштабному дрифтерному промыслу, которые мы считаем сегодня наиболее актуальными?
1. Как можно скорее прекратить крупномасштабный иностранный японский дрифтерный промысел в наших водах. Это наш национальный позор!
2. Просить Минсельхоз и Минприроды России в соответствии с законодательством о проведении Государственной экологической экспертизы оценить реальное воздействие дрифтерного промысла тихоокеанских лососей на окружающую среду и водные биологические ресурсы и уже с учетом этого устанавливать ОДУ тихоокеанских лососей в исключительной экономической зоне России.
3. Упорядочить российский дрифтерный промысел, согласовав его по срокам проведения и видам добываемых лососей с работой и объемами добываемых ресурсов дальневосточными береговыми предприятиями во время путины.
4. Снять чрезмерный пресс дрифтерного промысла на одни и те же промысловые подзоны у берегов Камчатки (я имею в виду Петропавловск-Командорскую и Карагинскую подзоны), где вылов нерки достигает 73% - космических размеров.
В целом я поддерживаю проект решения комитета, с учетом включения в него наших предложений и дополнений. Спасибо.
Фомин Александр Владимирович, президент, председатель Совета ВАРПЭ.
- Не буду долго говорить, поскольку позиция ВАРПЭ изложена письменно. Мы полностью поддерживаем позицию Росрыболовства: доказательств, что дрифтерный промысел серьезно влияет на состояние запасов тихоокеанских лососей, нет. По сути, речь идет об отработке технологии фонда WWF по закрытию промысла и ограничения государственных интересов Российской Федерации. Они на Дальнем Востоке отрабатывают вариант дрифтерного промысла, там же поднимается вопрос ярусного промысла, на севере они говорят, что нужно донный траловый промысел закрыть, международному району Мирового океана тоже закрывают все подряд. Камчатка дальше всех продвинулась в реализации решений WWF. Был специальный план WWF по охране лососей на Камчатке, там было 62 пункта, рассчитано было на период 2009-2011 гг. Мы его внимательно проанализировали. Выявили, что только 3 из 62 пунктов были направлены непосредственно на охрану лососей и борьбу с браконьерством, 7 были направлены на развитие контактов с властью всех уровней, в том числе законотворческой деятельностью, установление контроля США над промыслом лососей в российской экономзоне, 7 пунктов направлены на создание параллельных органов и механизмов управления рыболовством, 7 пунктов на борьбу с российским (неразборчиво) промыслом, 16 на создание механизмов информационного контроля индивидуального промысла и торгового оборота, включая деятельность третьих стран, 10 пунктов направлены на создание информационного ресурса поддержки реформирования российского рыболовства и т.д. 9 пунктов направлены на ограничение нефтедобычи на Охотоморском шельфе под прикрытием различных экологических программ.
Михаил Викторович Одинцов, аудитор Счетной Палаты:
- Мы занимаемся этим вопросом уже несколько лет и особенно занялись после того, как вышло новое постановление. Я думаю, что недостаточно было информации, когда принималось это постановление. Историческая справка. Что такое вообще дрифтер? Он исторически не свойственен ни Японии, ни России. Дрифтер появился перед войной, когда Советский союз начал вытеснять японских производителей, рыбопромышленников с нашей территории, запретил им концессию. В ответ на это появились первые дрифтерные сети японцев, которые блокировали доступ лососей в их традиционные места нерестилищ, поэтому это никакой не метод добычи. Дальше история развивалась по-разному, но в конечном итоге нам необходимо было получить технологию воспроизводства лососей и мы в обмен на это дали им квоты на дрифтерный промысел в наших водах. Сегодня 600 млн. рублей они нам платят в деньгах и 300 млн. оборудование. Мы подходим к этому вопросу с точки зрения политики, экономики, а не экологии. Что такое сегодня эти деньги? Мы провели несколько проверок. Даже не было ценовой комиссии в Росрыболовстве, этим занималось вообще акционерное общество. Оно брало то, что ему давали. Это оборудование по ценам в два-три раза превышающим, оборудование, которое уже было использовано японцами, оборудование, которое использовалось не для воспроизводства. Ни одного завода на сегодняшний день не построено для воспроизводства на эти деньги.
У нас никогда дрифтерные сети не использовались в Советском Союзе для вылова. В Советском Союзе это был самый оптимальный способ определения количества лососей в определенной географической точке, в определенное время. И только для науки это использовалось. На сегодняшний день это приняло промышленные масштабы. Теперь об экономике. Мы проводили проверку. Наши инспекторские группы высаживались на суда и смотрели, как происходит весь процесс. КамчатНИРО дает цифру, в которой нерки больше 70% почему-то. Это утверждает экологическая комиссия и государственная экспертиза Росприроднадзора. На основании этого формируется ОДУ и все с опущенными глазами с этим соглашаются. Это тоже самое, если золота в земле станет 90% или у нас начнут экзотические растения расти в лесу. От того, что мы это говорим у нас ведь солнечный день не прибавляется. Формируется ОДУ, согласно ОДУ, формируются квоты и эти квоты вылавливаются. Квоты были выделены по дрифтеру согласно 57 статьи Закона о рыболовстве, где ограничен допуск. Рыбаки приходят в море и вылавливают вдруг больше 70% нерки. При чем тут ячея и ее размер?! Просто вся остальная рыба идет за борт. Шесть кораблей мы проверили. А потом эта нерка идет в Японию. У японцев она идет по 15 долларов, а у нас по 4 доллара. Заниженные инвойсы. Это вопрос уже к таможенной службе. И вот вся эта цепочка, на наш взгляд, формирует некую экономику, очень подозрительную. Это уже относится к компетенции Следственного комитета. Наше мнение - это надо прекращать. Если поставить вопрос так, что все, что вылавливается - привозить на берег, сразу ни один корабль не выйдет в море, потому что экономически это будет нецелесообразно. Спасибо.
Николай Игнатович Кондратенко, член Совета Федерации:
- Мы с такой легкостью осуждали Сталина за его приемы и методы держать порядок в стране. И с какой тяжестью понимаешь, в каком положении сейчас находимся мы. Во многих докладах правда звучит, а действия? А действия нулевые. Как будто какая-то неведомая сила не дает принять решение, хотя этот вопрос по сталинским меркам пустяшный. Завтра принять решение и все станет на свои места. А у нас - поэтапно, медленно, не торопясь. Конечно, надо дограбить ее, Россию…
Я считаю, что первым пунктом надо вынести пункт "Поручить прокуратуре", потому что это предательство национальных интересов. Надо разобраться и поставить точку, кто и в какой степени виновен. Расследовать объективно и беспристрастно. Если надо кого-то посадить - давайте посадим. Если встанет вопрос, что за сумасшедшие убытки, нанесенные Отечеству, кого-то расстрелять, я как член Совета Федерации проголосую! Разве можно так к Отечеству своему относиться! Вы ведь молодые еще, вам еще руководить!
Многие министерства сами допустили это, имели финансовый интерес. Это же очевидно! Нужно в первую очередь провести прокурорскую проверку, я считаю. Спасибо.
Председательствующий:
- Я не возражаю против того, чтобы поставить предложение Николая Игнатовича первым пунктом.
По итогам заседания будет подготовлено письмо за подписью В.И. Матвиенко, чтобы дальше совершались соответствующие действия, связанные с сегодняшним обсуждением. Нет возражений? Все. Принимается. Спасибо!
Рыба Камчатского края 
|