English version
на Камчатке: 15.08.2022 
 
на главную



  ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
  8 924-890-67-19 NEW!
  E-mail @
  8 984-165-44-27 для MMS
  (фото и видео)



  РЕЙТИНГ
  лидеров рыбной
  отрасли России



  ДИКИЕ ЛОСОСИ
  СЕВЕРНОЙ ПАЦИФИКИ



  и н т е р н е т - м у з е й
  WWW.FISHMUSEUM.RU



  информационный портал
  КАМЧАДАЛЫ.РУ



  ПРОБЛЕМЫ
  ОТРАСЛИ



  БИЗНЕС


  доска бесплатных
  ОБЪЯВЛЕНИЙ



  ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ
  БАЗА



  ИСТОРИЯ
  СЕВЕРНОЙ ПАЦИФИКИ



  НАУКА ДЛЯ РЫБАКОВ


  СОХРАНИМ ЛОСОСЬ
  ВМЕСТЕ



  БИБЛИОТЕКА


  архив газеты
  "ТИХООКЕАНСКИЙ
  ВЕСТНИК"



  ФОРУМ


  ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ


  ПРОЕКТ ПРООН/ГЭФ

гл. редактор сайта - info@npacific.kamchatka.ru
администратор сайта - admin@fishkamchatka.ru



последние комментарии

(все комментарии)












при использовании
на сайтах
оригинальных материалов
Рыба Камчатского края
активная ссылка на
www.fishkamchatka.ru
ОБЯЗАТЕЛЬНА

администратор сайта - admin@fishkamchatka.ru,
тел. 8 (4152) 251927
(с 9:30-18:00 П-Кам).
Факс 8 (4152) 417-553






обмен банером




Камчатский Краевой фестиваль "Сохраним лососей ВМЕСТЕ"
.: в этот день... :.

Новости


Россия



31 мая 2013

Троллейбус в Арктику не ходит

Четверть века назад в Мурманском пароходстве частенько шутили, что капитанов атомных ледоколов у нас гораздо меньше чем космонавтов, а зарплата у них сравнима с водителем троллейбуса. С тех пор многое изменилось - разрыв с количеством космонавтов стал еще более впечатляющим. Правда, и от водителей троллейбусов водители атомоходов уже довольно далеко "уехали".
Странное чувство довелось испытать, когда в Питере зашел в музей Арктики и Антарктики. За те годы, что не был здесь, появились новые экспонаты. В том числе парадный китель первого капитана атомохода "Арктика" Юрия Кучиева с золотой звездой Героя Соцтруда. Эту награду он получил за поход на полюс в августе 1977 года. Удивительно было видеть в музее вещь, принадлежавшую человеку, которого ты знал, с которым общался.
Да, ходить в море с Юрием Сергеевичем мне не пришлось, но во время достройки атомного ледокола "Таймыр" на Балтийском заводе встречались не раз. "Таймыр", как затем и однотипный "Вайгач", строился в Финляндии, на знаменитой хельсинкской верфи "Вярт-силя". Лишь реакторный отсек монтировали в Ленинграде - тогда Санкт -Петербург еще назывался так. Прославленному ледовому капитану к тому времени возраст и здоровье уже не позволяли ходить в море, но его опыт и знания не пропали даром. Он работал в спецгруппе Мурманского пароходства по надзору за строительством атомных ледоколов на Балтийском заводе.
Помнится, Кучиев рассказывал, как ездил в командировку в Хельсинки. Капитана, первым в мире приведшего надводное судно на Северный полюс, на "Вяртсиля" встречали как героя, с особым почетом. Показывали ему все что ни пожелает. В том числе повели на свой, финский ледокол "Отсо".
- Зашел я на мостик и чуть не заплакал, - с горечью признавался Юрий Сергеевич. - Говорю финнам, что же вы нам на "Таймыре"-то все так удобно и красиво не сделали, как себе! Получается, что мы вместо современного ледокола получим вчерашний день. Те пожали плечами и отвечают: мол, что вы заказали, то мы и сделали. Проект-то советский.
Эмоциональный до горячности, он всегда искренне болел душой за дело, которому отдал всю жизнь. Однако его осетинская вспыльчивость всегда сочеталась с рациональной расчетливостью опытного ледового морехода. Впрочем, это не спасло его от шутливого прозвища "атомный джигит".
Совсем другой характер у Анатолия Ламехова. Непроницаемо-спокойный в любой ситуации, с нарочито медлительными, размеренными движениями. За несколько лет работы с ним не припомню, чтобы он на кого-либо повысил голос. Но и без крика распекать умел так, что не дай бог попасть к нему "на ковер".
В 1977 году в первом полюсном рейсе Анатолий Алексеевич был на "Арктике" старпомом. Кстати, полюса достигли именно на его вахте. За тот поход он награжден орденом Октябрьской Революции. А звезду Героя получил за тяжелейшую навигацию 1983 года, когда в Чукотском море неожиданно начались подвижки тяжелых льдов Айонского массива. Они затерли десятки судов. Тогда Ламехов уже возглавлял "Леонида Брежнева" - было у "Арктики" и такое имя на борту несколько лет после смерти генсека.
В ту навигацию затонул дальневосточный теплоход "Нина Сагайдак", однако весь экипаж был спасен. Многие участники того рейса на "Арктике" в один голос говорили, что если бы не мастерство капитана Ламехова, помноженное на атомную мощь ледокола, так легко бы не отделаться - потерь могло быть много больше. Мне рассказывали, что Анатолий Алексеевич тогда не уходил с мостика сутками, а над указующими радиограммами из минморфлота только посмеивался:
- Ага, им из Москвы, конечно, виднее, чем мне с капитанского мостика, какой здесь лед и куда следует двигаться!
И поступал вопреки министерским приказам, повинуясь своему ледокольному опыту и тому особому "чувству льда", которое отличает настоящих ледовых капитанов. Людей, смеющих поступать наперекор начальству во все времена было немного, а уж в советскую "коллективистскую" эпоху и подавно. Для этого нужна не только смелость, но еще и уверенность в своем профессионализме, которого Анатолию Ламехову уж точно не занимать.
С "Арктики" Ламехов ушел капитаном на строящийся атомоход "Россия". На его борту под командованием Анатолия Алексеевича несколько лет работал и я. В 1990-м он привел "Россию" на Северный полюс - то был первый полюсный рейс атомохода с туристами на борту. А осенью 1994-го на Дальнем Востоке почти повторилась ситуация 11-летней давности. И вновь капитан Ламехов и его атомный ледокол оказались в нужное время в нужном месте. В память об этом еще одна награда на груди капитана - орден "За заслуги перед Отечеством" III степени. Между прочим, он стал первым из моряков, удостоенных этой награды. Да уж, это вам не троллейбус водить.
Позже я не раз просил Анатолия Алексеевича рассказать о себе, будучи в Питере, названивал ему домой, надоедая этой же просьбой.
- О ком-нибудь другом напиши - вон сколько интересных людей с нами вместе работало, - постоянно отнекивался он. - Есть же и другие капитаны.
Зачем мне другие, если у меня есть "мой" капитан, да вдобавок Герой, пытался убеждать я. Но все тщетно. Так и не уломал на интервью. Помнится, таким же скромным до застенчивости был и еще один Герой - ставший легендой еще при жизни капитан атомохода "Ленин" Борис Соколов. Как-то я подошел к нему с книжкой о ледоколе с его портретом и попросил автограф на память. Обычно замкнутый и довольно суровый на вид Борис Макарович буквально покраснел и смущенно пробасил со своим знаменитым "понимаешь", которое он вставлял чуть не через каждое слово:
- Ну что мы, артисты, что ли, понимаешь!
Но подпись поставил. Теперь книжка эта хранится у меня как историческая реликвия.
О третьем герое снимка на этой странице, к сожалению, могу говорить только с чужих слов - ни разу не сводила меня судьба еще с одним капитаном "Арктики" Григорием Улитиным. Но знакомые ребята с этого ледокола отзывались о нем очень хорошо. Пусть и нет на его кителе геройской звезды, все равно, мое твердое убеждение: любой капитан атомного ледокола - герой по определению. Каждому, бывавшему в Арктике, а тем более заходившему на капитанский мостик, это ясно без дополнительных доказательств.
Вообще, "Арктике" везло с капитанами - от Юрия Кучиева, выводившего ледокол в первый рейс, до Александра Баринова, завершившего рейс последний. С некоторыми из них мне выпало счастье быть знакомым: Василий Голохвастов, Валерий Шестопалов, Владимир Красовский, Бронислав Майнагашев. Все они не просто замечательные люди и высококлассные профессионалы, с их именами связано немало славных страниц в истории арктического мореплавания.
Кто-то из них жив, кто-то уже покинул этот мир. Анатолию Ламехову 82 года, и, как говорится, дай бог здоровья. Юрий Кучиев прожил 86. У него нет могилы, могилой капитана Кучиева стала вся Арктика: согласно последней воле прах его рассеян над морем в районе Северного полюса с борта атомохода "Ямал" в 2006 году.
Не покидает ощущение, что обязательно нужно какое-то материальное воплощение той славы, которую эти люди принесли нашему краю, даже если и формально были прописаны не здесь. Слава эта гремела на весь мир, но в последнее время как-то потускнела под напором нынешнего гламура. Вместо настоящих людей сейчас в цене какие-то искусственные пупсы, они теперь в кумирах у подрастающего поколения. Конечно, у каждого времени свои песни, но атомные ледовые капитаны, мне кажется, достойны гораздо большего, чем сейчас, уважения потомков. Жаль, что в городе, претендующем на звание столицы Арктики, даже панно, посвященное покорителям этой самой Арктики, требует ремонта...
Игорь Катериничев

Газета "Мурманский вестник"


Понравилось? Поделись!
   



Эту новость просмотрели 811
 

Комментатор: (Мск)

Добавить комментарий
Автор (Ник)
Комментарий


* Для комментирования, пожалуйста, авторизуйтесь
Зарегистрироваться
предыдущаяследующая назад
 

ИА "Тихоокеанский вестник"
« 2013 г. »
« май »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    


.: Сегодня: 15.08.2022 :.
.: Регионы :.
+Эксклюзив
+Камчатский край
+Дальний Восток и Сибирь
+Россия
+Мировые новости
.: Реклама :.



     вверх