За последние месяцы рыбная отрасль пережила сразу ряд потрясений. Тут и скандалы с руководством Росрыболовства, и "рыбо-крабовые" войны с соседями, и нескончаемая шумиха вокруг пресловутой платной рыбалки. Пора подвести итоги, проанализировать тренды и резюмировать ключевые запросы рыбаков.
Новые дедлайны для Крайнего
Несколько месяцев назад казалось, что дни Андрея Крайнего на посту главы Росрыболовства сочтены. Судите сами: прокуратура заводит уголовное дело, неудачные попытки оправдаться не приносят результатов, а дотошные журналисты сгущают краски и смакуют подробности провалов, выпавших на долю федерального агентства. На первый взгляд может показаться, что уж в такой-то ситуации точно пора собирать вещи и передавать дела новому руководителю.
Но не тут-то было. Страсти поутихли, а о заведенном деле предпочитают тактично не вспоминать. Время шло, а Крайний становился все спокойнее и благодушнее. То в прямом эфире заявит о пользе технической отсталости отрасли для здоровья наших сограждан, то поддержит отмену льгот для рыбодобывающих предприятий. При этом в одном только 2012 году в сфере рыболовства и сохранения водных биоресурсов было зафиксировано 2,9 тысячи нарушений и возбуждено 33 уголовных дела. Каков поп, таков и приход, как говорится.
И все-таки, что это было: удачная попытка припугнуть непотопляемого Крайнего или все же ведется скрупулезное расследование, которое завершится логичным результатом? Запасаемся терпением и ждем дальнейшего развития событий.
Собака - на сене, флот - на берегу
Путин пообещал, что участие государства в экономике в скором времени должно сократиться до 20%. Но приватизационная волна до сих пор не коснулась Архангельского тралового флота, последнего 100%-но государственного предприятия в рыбной отрасли. У порога Росимущества уже выстроилась очередь из инвесторов, желающих вложить свои деньги в развитие и модернизацию флота.
Чиновники же демонстрируют фатальную нерасторопность. Стыдно, товарищи. Большая часть кораблей АТФ стоит на приколе и не занимается своим прямым делом: выловом рыбы. Суда износились, добыча биоресурсов на большинстве из них попросту нерентабельна. В результате единственное в Архангельске предприятие, получившее квоты на вылов мойвы, к промыслу так и не приступило. Эксперты констатируют, что потенциал АТФ практически не используется. А рассуждения чиновников о будущей выгоде от приватизации так и остаются пустыми разговорами.
"Рыбпромы" не хуже "Газпрома"
Сырьевой характер российской рыбной отрасли, пожалуй, можно считать главной проблемой, стоящей на пути дальнейшего развития. Если взглянуть правде в глаза, становится очевидным: развитию сектора переработки мешают не только и не столько иностранные конкуренты, сколько непродуманная политика государства. Отсутствие крупных игроков в рыбной отрасли приводит к медленному, но верному росту цен на фоне роста спроса на рыбу.
Впрочем, ситуация постепенно улучшается. Разумеется, о возникновении перерабатывающих комплексов полного цикла пока что речи не идет. А вот специализированные рыбные супермаркеты формата shop-in-shop на базе "Перекрестков" компании X5 Retail Group начинают появляться. Не хотите есть фальшивую рыбу, подделанную ушлыми экспортерами? Добро пожаловать в "Новый океан". Так, глядишь, и рост цен на время замедлится за счет оптимизации логистики, первичной обработки рыбы в портах и избавления от лишних посредников.
Уверенно движется в сторону формирования рыбных холдингов, включающих добычу, переработку и ритейл сразу несколько компаний, в том числе "Русское море - добыча", "Меридиан", Мурманский рыбный комбинат. Так что будущие "Рыбпромы" в рыбной сфере могут оказаться для России не менее влиятельными игроками, чем "Газпром" в газовой. Мечты, мечты.
Краб не пройдет!
Затянувшиеся переговоры с Кореей наконец-то привели к долгожданным для обеих сторон результатам. Ситуация складывалась, прямо скажем, неприятная. С одной стороны - "серый" улов российских крабов, которые отечественные рыболовы всеми правдами и неправдами вывозили прямиком в Корею. Между прочим, их можно понять: что еще делать с крабами, когда на родных берегах ждут сумасшедшие тарифы на перевозку от РЖД и отсутствие каких-либо зачатков обрабатывающего комплекса. С другой - искреннее желание корейских рыбаков получить квоты на вылов водных биоресурсов в исключительной экономзоне России.
Возможно, что очень скоро утечке крабов будет положен конец. Как стало известно на днях, южнокорейские рыбаки все-таки получили квоты на добычу 40 тонн биоресурса (речь идет о минтае, сайре и кальмаре). В благодарность корейская сторона клятвенно пообещала тщательно проверять крабовые документы и не пропускать в порты контрабандный товар. Жалко только, что о причинах, толкающих российских рыбаков к экспорту, никто не позаботился.
Клев - это по-нашему
От 25 до 75 миллионов россиян хотя бы раз в жизни ловили рыбу. Эта цифра не оставила равнодушными некоторых российских политиков, которые вновь и вновь пытаются протолкнуть законопроект о платной рыбалке. Надо отдать должное российской Госдуме: закон по-прежнему не был принят, но это так и не охладило пыл министерства Сельского хозяйства РФ.
В новой версии законопроекта рыбалку снова обещали оставить свободной и бесплатной. Почти-почти везде. Только 10% от объема водных ресурсов региона отдать бизнесу под рекреационные услуги. Правда, с учетом горных речушек и далеких лесных озер, куда даже комары не залетают, 10% - это как раз и есть самые рыбные места, отданные бизнесу. Простые рыбаки при этом вновь останутся с носом. Или с билетом на платную рыбалку. А вот штрафы за браконьерство однозначно вырастут.
Комитет Госдумы по природным ресурсам оценил законопроект по достоинству и отправил на доработку. Новая рекомендуемая цифра - 5%, а лучше и того меньше. Хороший клев должен быть для всех рыболовов, а не только для наиболее пронырливых представителей бизнеса.
Макс Фишман
|