Ученые Приморья готовятся оборонять акватории дальневосточных морей: в регион вновь проникают целые колонии "чужаков". Как результат - сокращение уловов рыбы, волны, переливающиеся всеми цветами радуги, и угроза токсичного заражения воды. И все - из-за обычных водорослей.
Более 400 видов чужеродных морских организмов - от экзотических рыб до микроводорослей - ежегодно проникают на Дальний Восток из жарких морей с вихрями Цусимского течения. Приносят их и корабли вместе с балластными водами.
"Среди них масса "обрастателей". Представьте себе - подводная часть пирса, любая гидротехника - и до 20-22 килограммов на квадратный метр. Срок жизни гидротехнических сооружений уменьшается - здесь и нагрузка, и коррозия. Первые платформы в Северном море ведь не только от волн падали", - говорит академик, директор Института биологии моря Дальневосточного отделения РАН Андрей Андрианов.
Часть занесенных организмов погибает, но как минимум половина адаптируется и занимает места промысловой рыбы, что в итоге приводит к резкому сокращению уловов в заливе Петра Великого. Суда рыбаков уходят все севернее. Еще больше приморцев беспокоят красные, желтые и бурые приливы - их вызывает цветение разного рода микроводорослей. Летом 2010-го этот эффект наблюдался у центральной набережной Владивостока. В марте 2013-го коричневая вода в лунках испугала любителей подледного лова.
"Некоторые водоросли в силу того, что они чрезвычайно токсичны, могут быть опасны при очень низкой концентрации - фактически это чистая, прозрачная вода", - говорит старший научный сотрудник Института биологии моря Татьяна Орлова.
О нависшей биологической опасности ученые Дальневосточного отделения РАН знают и бьют тревогу. Во Владивостоке открыт уникальный центр мониторинга вредоносных цветений воды и токсинов морского происхождения. Ежемесячно ученые берут морские пробы, обследуют акваторию Японского моря, для мониторинга используют даже телеуправляемые подводные аппараты. Информацию от них сопоставляют со снимками из космоса - пытаются вычислить, где конкретно закрепились колонии чужаков, и какие из местных микроводорослей стали наиболее опасными.
В пробирке - калифорнийский убийца: именно этот токсин погубил серых буревестников в фильме Альфреда Хичкока "Птицы", основанном, кстати, на реальной истории о токсическом поражении нескольких стай на западном побережье США. Теперь эта разновидность фитопланктона живет и в приморских водах. На стеклышке морского цитолога Мирославы Крещеновской - микроводоросль, вырабатывающая амнезийный токсин. В 2010-м на побережье Адриатики и Лазурном берегу Франции от него потеряли сознание 200 человек. К счастью, приморские врачи пока с этим не сталкивались - чаще всего спасают людей от токсичных ожогов медуз-крестовиков.
"Отравление проявляется как удушье, может возникать безотчетное беспокойство, ощущение горячей кожи", - рассказывает заведующий Центром острых отравлений краевой клинической больницы №2 города. Владивосток Андрей Чернобровин.
Ученые надеются, что их усилия в полном объеме поддержат на государственном уровне. В 2015-м в России начинает действовать обязательная сертификация морепродуктов. Проверка на токсины - дорогостоящая процедура. Но здоровье - дороже.
Ольга Катренко
Вести.Ru
|