English version
на Камчатке: 15.08.2022 
 
на главную



  ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
  8 924-890-67-19 NEW!
  E-mail @
  8 984-165-44-27 для MMS
  (фото и видео)



  РЕЙТИНГ
  лидеров рыбной
  отрасли России



  ДИКИЕ ЛОСОСИ
  СЕВЕРНОЙ ПАЦИФИКИ



  и н т е р н е т - м у з е й
  WWW.FISHMUSEUM.RU



  информационный портал
  КАМЧАДАЛЫ.РУ



  ПРОБЛЕМЫ
  ОТРАСЛИ



  БИЗНЕС


  доска бесплатных
  ОБЪЯВЛЕНИЙ



  ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ
  БАЗА



  ИСТОРИЯ
  СЕВЕРНОЙ ПАЦИФИКИ



  НАУКА ДЛЯ РЫБАКОВ


  СОХРАНИМ ЛОСОСЬ
  ВМЕСТЕ



  БИБЛИОТЕКА


  архив газеты
  "ТИХООКЕАНСКИЙ
  ВЕСТНИК"



  ФОРУМ


  ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ


  ПРОЕКТ ПРООН/ГЭФ

гл. редактор сайта - info@npacific.kamchatka.ru
администратор сайта - admin@fishkamchatka.ru



последние комментарии

(все комментарии)












при использовании
на сайтах
оригинальных материалов
Рыба Камчатского края
активная ссылка на
www.fishkamchatka.ru
ОБЯЗАТЕЛЬНА

администратор сайта - admin@fishkamchatka.ru,
тел. 8 (4152) 251927
(с 9:30-18:00 П-Кам).
Факс 8 (4152) 417-553






обмен банером




Камчатский Краевой фестиваль "Сохраним лососей ВМЕСТЕ"
.: в этот день... :.

Новости


Россия



14 мая 2013

75 лет Мурманской области: промысел от прибрежки до дальних районов

28 мая Мурманская область отпразднует 75 лет. Вместе с ней отметит 75-летний юбилей в 2013 году и Почётный гражданин Мурманской области, Заслуженный работник рыбного хозяйства России, южанин, приехавший на Кольский Север по распределению в 1957 году и до сих пор не порвавший с ним узы, Вячеслав Константинович Зиланов. Кому как не ему поделиться воспоминаниями о становлении рыбной промышленности в нашем регионе? ИА "Nord-news" и Вячеслав Зиланов предлагают читателю окунуться в историю.
"Более двух веков Мурманская область в ныне существующих границах относилась к Архангельской губернии, - напоминает Вячеслав Константинович. - В 1927 году советская власть посчитала целесообразным присоединить Мурманский уезд к Ленинградской области, где он благополучно и состоял до 28 мая 1938 года. 75 лет назад Мурманская область стала самостоятельным регионом. С этой даты и начинается новое исчисление в летописи Кольского Заполярья.
Два столетия назад и в начале прошлого века рыбная промышленность была основой экономики нынешней Мурманской области. И только после становления этого сектора экономики стали развиваться другие виды промышленности, включая горнорудную, энергетическую, химическую, металлургическую.
Конечно, развивая наш регион, советское правительство уделяло особое внимание и военно-промышленному комплексу, играющему здесь оборонное значение. И не надо забывать, что Мурманск в составе РФ - это единственное "окно" в Европу и Мировой океан. В России все порты - замерзающие, за исключением южных. Но черноморские порты имеют особенность в виде проливов Босфор и Дарданеллы, которые как бы закупоривают свободный выход судов. Балтика, кроме того, что она в сезонный период замерзает, тоже представляет собой "горло" по выходу наших кораблей в Мировой океан. Единственный порт, который не замерзает и имеет выход в западном направлении, это Мурманск. Дальневосточные порты выходят в совершенно другую часть Мирового океана. Промышленное, рыболовное, стратегическое значение Мурманской области остаётся очень важным. К сожалению, родное правительство этот факт в последнее время как-то стало подзабывать.

Мурманский траловый - первый

Акцентируя внимание на рыбной промышленности, я бы хотел напомнить, что перед приобретением Мурманской областью самостоятельности здесь развивалось прибрежное рыболовство и лов в восточных районах Баренцева моря. Мурманский траловый флот, зародившийся в 1920 году, составлял костяк рыбной промышленности региона. В 1937-38 годах траулеры работали на угле, но это не мешало экипажам добиваться высоких результатов в труде, поддерживая трудовые начинания, как тогда говорили.
Приведу пример, очень характерный для того периода. В 1937 году РТ-29 (рыболовный траулер) "Киров", где капитаном был Стрельбицкий Андрей Иосифович, впервые добился вылова 6 тысяч 200 тонн трески и пикши за год, находясь в море 318 суток. Это мировой рекорд для судов класса РТ, до сегодняшнего дня он никем не побит.
В довоенные годы Мурманская область добывала не такое уж большое количество рыбы - 250-300 тысяч тонн трески и пикши вместе с сельдью, которую ловили в прибрежных губах и заливах, где работали так называемые запорные хозяйства. Когда сельдь заходила в губы и заливы, выход ей перекрывали и черпали столько, сколько можно было взять. К сожалению, в 30-х годах прошлого века запорная сельдяная путина провалилась - рыба не подошла к берегам в массовом количестве. И тогда промыслом сельди стал заниматься траловый флот. Других флотов, кроме Беломорской запорной базы по лову прибрежной сельди, не было.
Правительство в лице Анастаса Микояна, который был тогда заместителем председателя Совнаркома, с директивой, полученной от Сталина, начало развивать сельдяной промысел в Баренцевом море. Группа судов МТФ в предвоенные годы открыла так называемую шпицбергенскую сельдь. На дрифтере "Рында" (морское судно для лова дрифтерными сетями, задерживающими прикоснувшимся к ним рыб, когда судно дрейфует) мурманские рыбаки впервые вышли в район западного Шпицбергена и обнаружили огромное количество сельди. Это было начало массового сельдяного промысла. Группа специалистов ПИНРО во главе с профессором Марти - это Мантейфель, капитан Корольков и экономист Михайлов - за это открытие были удостоены Сталинской (Государственной) премии. Это первое открытие в рыбной промышленности Мурманской области, отмеченное столь высокой наградой.

Мурманчанин - и рыбак, и воин

В военные годы траловый флот и вся рыбная промышленность Кольского полуострова решала двуединую задачу: военную и экономическую. Большая часть тральщиков была передана в ведение Северному флоту. Кстати, знаменитый своими рекордными выловами тральщик "Кировск" получил бортовой номер ТЩ-38 и во время Великой Отечественной войны сопровождал караваны судов по ленд-лизу на участке от мыса Норд-Кап до Кольского залива, всего провёл 15 караванов. Кроме того, он очищал фарватеры от мин - снял 20 мин, и отражал атаки вражеской авиации, самолёты которой взлетали, как правило, с норвежской территории. Сразу же после войны ТЩ-38 вернул своё прежнее название РТ-29 "Кировск" и под руководством известного на Севере капитана Константина Лаврентьевича Буркова вышел в свой первый рейс. В 1947 году за 16 рейсов в Баренцевом море, отработав на промысле 309 суток, он добыл 6 тысяч тонн трески и пикши, чуть-чуть не дотянув до довоенного рекорда. Но, тем не менее, это тоже - рекорд, который не был превзойдёт за весь послевоенный период.
Что касается тех тральщиков, что не были взяты на вооружение Северным флотом, то они под огнём и в абсолютной темноте, чтобы скрыть своё местонахождение от врага, снабжали армию и флот рыбой. Многие из моряков погибли, и та стела, что стоит сейчас у здания управления Мурманского тралового флота, - это память о погибших тралфлотовцах.
В годы Великой Отечественной войны трое рыбаков было удостоены звания Героя Советского Союза, один из них дважды - Александр Осипович Шабалин. Двое других -героев - Анатолий Фёдорович Бредов и Иван Михайлович Сивко.

Севрыбпромразведка и ПИНРО рыбаку в помощь

В 1938 году впервые была образована рыбопромысловая разведка на Мурмане. Эта уникальная организация тоже создавалась по указанию правительства, и первым начальником её стал известный капитан Андрей Филиппович Таран. В её составе уже в год основания была и авиаразведка, которая вела разведку косяков сельди с гидросамолёта, что базировался в Кольском заливе.
В послевоенный период направление развития нашей рыбной промышленности шло по пути совершенствования судов, орудий лова, береговой переработки, расширения территории рыбного порта и освоения новых районов. Тогда была освоена банка Демидова, что находится в 300 милях севернее входа в Кольский залив. Она названа так в честь известного капитана Демидова. На западе Баренцева моря шло освоение Копытовского района, названного так в честь капитана Копытова Степана Дмитриевича, который затем работал в промысловой разведке. И я вспоминаю, когда приехал в Мурманск в 1957 году по направлению из рыбопромышленного техникума для работы на судах Севрыбпромразведки. Позднее мне посчастливилось сидеть в управлении этой организации в одном кабинете со Степаном Дмитриевичем, этим удивительным человеком. Многие почему-то думают, что район Копытова он открыл сам, будучи капитаном. Но это не так. Степан Дмитриевич внимательно изучал те планшеты, которые ему привозили капитаны с западных районов Баренцева моря, и пришёл к выводу, что от Медвежки на юго-запад должны быть банки поднятия шельфа, там находится рыба. И действительно, в один из рейсов в этом районе был обнаружен окунь, и банка была названа в честь Копытова.
Западный и южный районы Шпицбергена вообще во многом связаны с исследователями из ПИНРО. Тамара Симоновна Бергер, известный исследователь, постоянно ходила в море и давала рыбакам прогнозы вылова рыбы. А такой выдающийся учёный как Травин Валентин Иванович описал новый вид окуня районов Медвежки и Копытова, этот окунь был назван именем Травина.

С кормы производительнее, чем с борта

После войны шло развитие тралового флота, с парового угля суда были переведены на жидкое топливо. Затем осознанно начали строить суда с кормовым тралением, инициатором этого метода был капитан Кир Александрович Патон. В последние годы он также работал в Севрыбпромразведке, и с ним мне тоже довелось общаться. Удивительно мягкий, тонкий, интеллигентный человек с большим багажом капитанских знаний. И вот он в 1949 году приходит к выводу, что добывать рыбу производительнее не бортовым способом, а кормовым. Это была совершенно новая идея, которую поначалу приняли в штыки. Впервые о ней Патон написал в областной партийной газете "Полярная правда", что послужило основанием для строительства новой серии судов кормового траления на западногерманской судостроительной верфи "Ховальд Верке" в Киле. И это, заметьте, в период "холодной войны".
Первым пришёл в Мурманск траулер "Пушкин", мурманские рыбаки принялись осваивать новую технику. Не всё протекало гладко поначалу: очень долго осуществлялся подъём трала по слипу - были опасения, что сеть намотается на винт двигателя. Хотя теоретических разработок и практического опыта для кормового траления было достаточно. Не удовлетворяли рыбаков и установленные лебёдки. Модернизация флота наряду с освоением новой техники шла постепенно, настойчиво, с большими трудностями. Наработки, проведённые на головном судне "Пушкин", потом были усовершенствованы на других судах этой серии, которая была "писательской" - "Добролюбов", "Некрасов", "Островский". Вот настолько романтично, поэтично и патриотично в то время относились к названиям судов. Эта серия дала новый всплеск развитию рыбной промышленности, и флот вышел из Баренцева моря в дальние районы промысла.

Далеко, за новой рыбой

Сначала, робко, тралфлот двинулся на банку Розенгартен, которая находится между Исландией и Фарерскими островами. Затем - на северо-запад, и на БМРТ "Свердловск" впервые, в 1956 году, министр рыбного хозяйства Александр Ишков пересёк Атлантический океан, следуя с официальным визитом в Канаду. На банке, южнее мыса Флемиш-Кап, рыбаки обнаружили запасы окуня. Это место назвали банкой Свердлова, в последующем туда были направлены промысловые суда. Так начал развиваться северо-запад океана.
За Флемиш-Капом, Большой Ньюфаундлендской банкой последовали Южный Лабрадор, Средний Лабрадор, Северный Лабрадор, Канадо-Гренландский порог и вся Гренландия. Таким образом рыбаки Мурмана стали пионерами в освоении этого района.
Победы давались очень тяжело. Сначала рейсы были автономные. Траулеры типа "Пушкин" брали на борт 610-700 тонн рыбы, а затем возвращались обратно в порт Мурманск. Это было непродуктивно, и тогда мурманчане опробовали перегруз в море - перегружали на плавбазы с судов типа БМРТ. Опыт сельдяной экспедиции в Норвежском море уже был - тогда сельдь перегружали на плавбазу с судов типа СРТ (средний рыболовный траулер). Эту идею поддерживал опытный и уважаемый руководитель рыбной промышленности Мурманской области Анатолий Иванович Филиппов - бывший руководитель тралового флота, а затем - руководитель главка "Севрыба". Удивительный хозяйственник - твёрдый, решительный, не ретроград. По его инициативе развивалось строительство южных причалов рыбного порта, была создана нефтебаза.
После развития перегруза с БМРТ на плавбазы суда стали ходить уже не по одному рейсу, а сразу на три рейса подряд, по 150 судосуток каждый. После этих районов с помощью специалистов ПИНРО и промразведки суда двинулись дальше - на Ново-Шетландский шельф и банку Джорджес, что недалеко от США.

В Америку, Африку, Аргентину

В 1958-59 годах мы впервые пересекли Атлантику на судах типа СРТ дрифтерного промысла, с экипажем 22-24 человека, топлива хватало на 20-25 суток. Два таких судна, "Анчоус" и "Профессор Сомов", под руководством начальника сельдяной разведки Георгия Филимоновича Шаповалова впервые пересекли Атлантический океан с пополнением топлива от проходящих танкеров и вышли на банку Джорджес. Почему они туда пошли? Дело в том, что Георгий Филимонович во время войны был штурманом и гонял туда суда типа "Либерти", которые перевозили военные грузы и продовольствие по ленд-лизу в Мурманск. Шаповалов в прошлом был керченский рыбак и заметил, что на банке Джорджес канадские и американские рыбаки ловят сельдь. В послевоенные годы он убедил руководство рыбной промышленности в том, что нужно идти к берегам США и ловить там сельдь. Ведь обстановка в Норвежском море на вылове сельди в какое-то время может оказаться неблагоприятной. Я тоже участвовал в первой экспедиции и помню, как Георгий Михайлович Бородулин, начальник Мурмансельди, очень тщательно изучал сводки по утрам. Однажды он очень удивился, когда обнаружил два судна, находящихся на промысле севернее Азорских островов вместо того, чтобы быть в Норвежском море. Запрашивает радиограммой: "Вы не перепутали координаты"? Георгий Филимонович отвечает, что выполняет указание Министерства рыбного хозяйства. Бородулин был шокирован: как два таких маленьких судёнышка могли пересечь Атлантический океан? Но мы пересекли, обнаружили и ловили там сельдь, после чего туда были снаряжены ещё три экспедиции. В районе банки Джорджес был объявлен промышленный лов сельди судами количеством до 350 единиц, в ходе лова там обнаружили ещё хек - рыбу, хорошо известную хозяйкам того времени.
О большом количестве советского рыбопромыслового флота у банки Джорджес рассказывает то ли байка, то ли быль. Говорят, когда Хрущёв посетил Соединённые Штаты, то американский президент Дуайт Эйзенхауэр пригласил его посмотреть Лонг-Айленд - остров в Атлантическом океане, что находится в устье реки Гудзон, на юге штата Нью-Йорк. Дело было ночью, и Никита Сергеевич, увидев вдалеке огромное количество огней, спросил: "Что это за город"? На что президент США ответил: "Это ваша Красная площадь - рыболовные суда". Можно себе представить, какой это был объёмный промысел. Там наши суда добывали до 400-500 тысяч тонн рыбы, 50-60% из которых приходилось на долю мурманских рыбаков.
С промыслом в западной части Атлантического океана связан непосредственно лов у берегов Африки. Один из инициативных капитанов Вячеслав Иванович Закурдаев (в последствии - начальник МТФ, в первые послевоенные годы ставил рекорды при промысле трески в Баренцевом море, осваивал разноглубинный промысел сельди в Норвежском море) вышел к западным берегам Африки на промысел ставриды, сардины, сардинеллы и скумбрии. Мурманские рыбаки и тут были одними из первых.
Здесь тоже можно вспомнить анекдотичный случай с Никитой Сергеевичем Хрущёвым, когда он посетил Мурманск, взглянул на карту и спросил: "А вы что, и в Африку на промысел ходите"? Отвечал один из известнейших капитанов на Мурмане Кавалеров: "Да, ходим". Хрущёв был озадачен: "Зачем же вам туда ходить? Расстояние же от Аз-Черрыбы (Азово-Черноморский бассейн) короче". И ни за что не хотел верить, что расстояние от Черноморья и от Мурманска до Африки почти одинаковое. Дело в том, что широтная "растяжка" увеличивает зрительное расстояние, а фактическое получается одно и то же. Однако Хрущёв принял решение о том, что мурманские рыбаки должны вести промысел от пролива Кабота до Ла-Манша, а южнее станет работать балтийская и южная промразведка и рыбаки. Вот что значит, принимать политическое решение с незнанием тонкостей рыбного дела.
И сейчас нигилизм, непрофессионализм наверху ведёт к принятию неправильных решений для практиков.
Несмотря на запрет, наши рыбаки всё же организовали рейс на Джорджес-банку - это сделал БМРТ "Жигулёвск" под командованием Фёдора Фёдоровича Низгирева. Рыбаки набрали груз, на Кубе его выгрузили, а затем пошли вдоль берегов Бразилии и Аргентины. Так "Жигулёвск" открыл на аргентинском шельфе скопления хека и другой рыбы. В этом же районе работало судно "Белогорск" Атлант НИРО и Западной промразведки, с которым у северян шло соревнование. Наши выиграли. Этот район промысла, к сожалению, пришлось оставить, после объявления в конце 70-х годов экономических зон прибрежными государствами.
Здесь я тоже вспомню одну байку. В Аргентину ушла серия ППР (промыслово-производственный рефрижератор) - "художников" типа "Рембрант", построенных в Голландии. "Павловск", где капитаном был Манихин, как-то выбивался из этой серии. Аргентинские военные корабли обвинили экспедицию в нарушении 200-мильной экономзоны, и начался захват судов. А "Павловск" ушёл от преследования. Был такой "Генерал Бельграно" - лёгкий крейсер военно-морских сил Аргентины, потопленный, кстати, в мае 1982 года британской подводной лодкой в ходе Фолклендской войны. Он и упустил "Павловск", который, воспользовавшись туманом, ушёл. Тогда правительство Аргентины издало декрет о задержании "Павловска" и капитана Манихина, где бы они не находились, с какой бы целью в аргентинские порты не пришли.
Так что "Электрону" и капитану Яранцеву, удравшему от норвежской береговой охраны в начале 2000-х, было у кого поучиться.

Успехи колоссальные, несмотря на "холодную войну"

- Успехи промысла у нас были колоссальные. Достаточно сказать, что в послевоенные годы 15 рыбаков-судоводителей получили от правительства страны звание Героя Социалистического Труда, среди них - Абакумов, Козлов, Казаков, Петров, Шаньков, Решетов и другие. К ним же можно отнести Героя Соцтруда, единственную в рыболовном флоте женщину-капитана Валентину Яковлевну Орликову. Это звание, правда, она получила за успехи в китобойном промысле в Антарктике, и уже будучи героиней, она прибыла на Кольский Север. Но общих успехов мурманских рыбаков это не умаляет.
Увы, в 80-е годы запасы сельди в Норвежском море оказались подорваны. И сегодня продолжается спор учёных Норвегии и России, других приморских государств: что же подорвало запасы сельди - чрезмерный промысел норвежцев на нерестилищах и мелкой рыбы в губах и заливах, дрифтерный промысел наших рыбаков в открытом море или постоянно меняющиеся климатические условия в этой части океана? Сегодня ряд учёных винят во всём климат, другие говорят о существенном влиянии промысла. Я, который некоторое время занимался и наукой, склоняюсь к мысли, что сыграли свою роль соединённые вместе два фактора. С одной стороны, климатическая составляющая пошла на понижение температурного режима и создала неблагоприятные условия на нересте сельди, с другой - пресс промысла "подавил" нерестовую часть запаса. Потом запасы сельди восстановились, и сегодня мы с успехом продолжаем ловить эту популярную у народа рыбу.
Конечно, развитие рыбной промышленности шло параллельно с развитием сотрудничества с прибрежными странами. Основным нашим партнёром во все времена остаются соседи-норвежцы. Связи, которые заложили между Россией и Норвегией, Николай Михайлович Книпович и Фритьоф Нансен в начале XX века, послужили фундаментом для развития добрососедства. Но не всё и не всегда было благополучно в наших отношениях, особенно в послевоенный период, когда подули, и не из Арктики, ветры "холодной войны". Я вспоминаю случай, когда в 1956 году плавбаза "Тамбов" почти с 15-ю судами дрифтерного лова были арестованы Норвежской береговой охраной якобы за нарушение границы 4-мильных территориальных вод в районе Лофотенских островов. Эти суда были захвачены, препровождены в порт Олесунн, и пришлось проводить огромную дипломатическую работу по их освобождению. Анализируя этот случай сегодня, я пришёл к выводу, что он послужил отправной точкой по накручиванию спирали задержаний российских судов норвежцами. Это линия НАТО: надо дать прочувствовать не только правительству, но и народу, что он работает вблизи территории Северо-Атлантического Альянса.
Уже перейдя на работу в сферу дипломатическую в области рыболовства, я как-то побеседовал на эту тему с известным министром по морским границам Норвегии Йнсом Эвенсеном. Он провёл немало переговоров с советской стороной по Смежному участку рыболовства, вопросу разграничения 200-мильных экономзон наших государств. Он объяснил, что послужило основной причиной снятия ареста с тех 15 наших судов и плавбазы "Тамбов" в 1956 году. Оказывается, общее количество рыбаков превышало число жителей Олесунна. Норвежские власти всполошились: выпустим рыбаков на берег, а вдруг они что-то устроят? И решили отправить их восвояси, от греха подальше.
Йенс Эвенсен, к сожалению, уже ушедший из жизни, и его соратники делали всё, чтобы снять с наших соседских отношений НАТОвский налёт враждебности, и думаю, что им это удавалось.

Мурманская область "трезвеет" после Штокмана

Если рассматривать рыбную промышленность Мурманской области в цифрах, то 70-80-е годы прошлого века были "золотыми годами". Наш регион никогда отдельно, как прибрежный, не рассматривался, а всегда считался центром рыбной промышленности Северного бассейна. В наш рыбохозяйственный бассейн входили Мурманская область, Карелия, Архангельская область и Ненецкий автономный округ. Самый большой вылов, достигнутый на Северном бассейне, приходился на 1986-88-й годы и составлял почти 1,8 млн тонн водных биоресурсов. Из этого объёма почти 900 тысяч тонн приходилось на Мурманскую область. Для сравнения: сегодня регион добывает 520-610 тысяч тонн. То есть, не дотягиваем даже до периода 80-х. Причины кроются не только в сбоях, пришедшихся на период перестройки. Есть моменты зарегулированности промысла через систему ОДУ (общедопустимого улова), налицо кризис управленческой системы на федеральном уровне и другие причины. Но всё это преодолимо.
Есть ли будущее у рыбной промышленности Мурманской области? - спрашиваю я себя, оглядываясь на 75 лет назад. Конечно, есть, но развиваться придётся уже в новых условиях. Здесь надо учитывать потепление Арктики, смену политико-социальной системы в России, изменение менталитета рыбаков и рыбопромышленников и целый ряд других факторов.
Сегодня, когда Мурманская область начинает "трезветь" после Штокмановского "опьянения", правильно делает руководство региона, что опирается на традиционные виды экономической деятельности. Их у нас не так уж и много, но не так уж и мало. Это рыбная промышленность, горно-металлургическая, энергетика, транспортная система. На них надо опираться, а не глотать слюни по Штокмановскому месторождению. И вообще, я считаю, что Баренцево море должно остаться морем рыбы и рыбаков, потому что это самая чистая экологическая среда на сегодняшний день в Мировом океане. Это самый заслуженный бренд в мировой торговле рыбой. Самая экологически чистая рыба - из северных морей.
И сейчас, когда произошло разграничение континентального шельфа между Россией и Норвегией, дан старт развитию нефтегазовой промышленности. Если осуществится то, что сейчас пропагандируется в Норвегии - сейсморазведка и бурение на Лофотенских островах, где находится нерестилище трески, ситуация станет ужасной для рыбаков. Если случится хотя бы десятая часть той аварии, что произошла в Мексиканском заливе, то всю "грязь" от нефти и газа понесёт к российским берегам, в восточную часть Баренцева моря. Мы потеряем этот экологически чистый водоём с огромными запасами рыбы. И все усилия российских и норвежских учёных, рыбопромышленников, политиков, которые добиваются развития здесь рационального промысла (когда в лучшие промысловые годы, безо всякого браконьерства, можно добывать до 4 млн тонн рыбы), потерпят крах. Будет потеряна огромная кладовая продовольственных запасов не только для России и Норвегии, но и для всей Европы.
Дальнейшее развитие рыбной промышленности Мурманской области должно базироваться на эффективном флоте, рыбопереработке и аквакультуре. Эти составляющие окупят мечтания о Штокмане, потому что нефть и газ - ресурсы исчерпаемые, а рыба относится к ресурсам возобновляемым. И если самые оптимистичные прогнозы эксплуатации Штокмана составляют 30-50 лет, то рыбу уже добывают в Баренцевом море 2 тысячи лет. Она есть и будет. Я считаю, что нужно заниматься конкретным делом, которое даёт рабочие места, пищу и прибыль. Как там у Пушкина Александра Сергеевича? "Не нужно золота ему, когда простой продукт имеет". Ориентируемся на простой продукт.

Ельцин упразднил Минрыбхоз в "отместку" за то, что министерство якобы поддержало ГКЧП

- Вячеслав Константинович, вам, как и Мурманской области, 75 лет исполнится в этом году. Расскажите, как вы, южанин, попали к нам на Север?
- По окончании в 1957 году рыбохозяйственного отделения Белгород-Днестровского рыбопромышленного техникума, который расположен в городе Белгород-Днестровский Одесской области, я был направлен на работу в Мурманск. Наш курс был особый: наряду с юнцами учились, как мы их называли, "старички" - с 1927-1932 годов рождения. Я пришёл в техникум, когда мне не было ещё и 14-ти лет, а закончил его в 17. По успеваемости я входил в первую "десятку" лидеров, а отличники могли выбирать лучшие места из всего списка распределения молодых специалистов, согласно которому мы должны были в обязательном порядке отработать на выбранном месте 3 года. Тот, кто учился похуже, распределялся туда, что останется. "Старички", уже отслужившие в армии, посоветовали: "Вам же всё равно ещё служить. Берите самые далёкие места - Камчатку, Сахалин, Мурманск". И мы послушались.
- А престижными местами считалось что?
- Прудовые хозяйства в Винницкой области, Киевской, Волынской, в Подмосковье. Но мы, четыре молодых ихтиолога, собрались в Мурманск. Здесь я получил направление в Севрыбпромразведку. Приехал на поезде в июле 1957 года, со спортивным чемоданчиком, который мне подарили за первое место в соревнованиях по боксу. Переночевав на вокзале, пошёл в Севрыбпромразведку и получил направление в Беломорскую базу гослова, на океанский сейнер (СО-571) "Алабетка". Отдел кадров ББГЛ располагался на улице Ленинградской, 10. Туда вёл дощатый тротуар, шлёпая по которому я вспомнил слова Константина Паустовского, которые касались не только Мурманска, но и Архангельска: "Под ногами - доска, в магазине - треска, на душе - тоска". Треска здесь, конечно, была, и камчатских крабов в консервах было полно в магазинах, но тоски на душе не было. Люди все были приветливые, спросишь, как пройти, ответят с удовольствием. Видели по одежде, что "варяг": "Куда идешь? В Беломорскую базу? Брось ты эту базу, иди в тралфлот, Мурмансельдь - там заработки выше". Но я и в молодости был законопослушным: получил направление в ББГЛ - значит, иду в ББГЛ. Сказали мне, что сейнер океанский "Алабетка" стоит на Абрам-Мысе. Дойдёшь, мол, до вокзала, там - вниз, и мужики на шлюпках перевезут на Абрам-Мыс. Либо выпишем пропуск на катер, который идёт на Абрам-Мыс с рыбного порта. Я пошёл к шлюпкам. По дороге забыл, как то место, где стоит сейнер, называется. Подхожу - мужики у шлюпок выпивают-закусывают. Разобрались. Минут за 40 на веслах троица меня довезла. Был отлив. Ищу сейнер - не могу найти. Думаю, крупное судно. Оказалось, "малыш". Отлив скрыл его так, что остались одни мачты. Капитаном "Алабетки", как сейчас помню, был Александр Иванович Бобиченко. Мы пошли за селёдкой с дрифтерными сетями к Новой Земле, потом - в Белое море. В губе Западная Пурья Кандалакшского залива прошёл первое морское крещение - сели на мель, и камушками побило. Был небольшой потоп.
- Кем вы работали на судне?
- Лаборантом. Потом руководство Севрыбпромразведки направило меня на суда ПИНРО. Вышел на известном угольщике - НИС "Персей-2" - в Баренцево море. Сделал 3 рейса, начальником экспедиции была известная исследователь Антонина Сергеевна Бараненкова, которую я считаю своим учителем в области ихтиологии, в сфере познания рыбных запасов. После Полярного института длительное время работал в сельдяной промразведке, в Норвежском море. Это подразделение Севрыбпромразведки, помимо сельдяной разведки там ещё вело разведку донных рыб Баренцева моря и перспективную разведку по освоению дальних районов промысла. Кстати, если бы Севрыбпромразведка сохранилась, ей в этом году тоже бы исполнилось 75 лет. Там я прошёл путь от лаборанта до начальника морского штаба сельдяной разведки. Судьба распорядилась так, что в дальнейшем руководил не только экспедициями промразведки, но и промысловыми штабами, в частности, на Джорджес-банке и в других промрайонах. И затем уже был переведён непосредственно в аппарат промразведки, где начальником был мудрый наставник молодёжи Леонид Натанович Печеник. Он воспитал целую плеяду промразведчиков, которые потом защитили диссертации, руководили рыбопоисковыми экспедициями, промысловыми и целыми отраслевыми институтами. Среди них были Кудрин Борис Дмитриевич, Трояновский Фёдор Михайлович, Лука Георгий Иванович, Клочков Дмитрий Николаевич. Многие работали за границей - Шепель, Богданов и другие. И в 1977 году, будучи начальником Севрыбпромразведки, как говорили тогда - по зову партии, был переведён в Москву. Сначала - на должность заместителя начальника управления внешних сношений и генеральных поставок Минрыбхоза СССР, которое в то время вело широкую внешнеэкономическую деятельность. Затем длительное время я был начальником этого управления, а в 1988 году был назначен заместителем министра рыбного хозяйства. В этой должности я проработал 5 лет, вплоть до распада Советского Союза.
Затем Ельцин упразднил Минрыбхоз в "отместку" за то, что министерство якобы поддержало ГКЧП, хотя на самом деле это не так. И прокуратура это подтвердила. Ликвидация Минрыбхоза была вызвана не экономическими причинами и не изменением структуры правительства. Это было политическое решение Ельцина. Так был создан комитет по рыболовству в составе Минсельхоза. И затем до сегодняшнего дня госорган в области рыболовства претерпел 15 реорганизаций. Реорганизации, проведённые в последние годы, говорят о полном непрофессионализме в принятии управленческих решений. И кризис, который сейчас возник в Росрыболовстве, не является кризисом в экономике и промышленности, это кризис управления. До сегодняшнего дня ни президент, ни правительство так и не пришли к мнению, какой же орган должен управлять рыбной промышленностью. Более того, в законе "О рыболовстве" говорится о рыбном хозяйстве, которое определяется как экономическая деятельность в области добычи, переработки и сбыта рыбной продукции. А во всех документах, которые издавало и издаёт российское правительство, говорится о рыбохозяйственном комплексе. Но на государственном уровне нет такого определения. А в законе, как я уже сказал, есть определение рыбного хозяйства. Это ещё раз подтверждает мою мысль о глубоком непрофессионализме тех, кто пытается заниматься отраслью. И в Мурманской области, я считаю, должен быть не комитет по рыбохозяйственному комплексу, а Министерство рыбного хозяйства Мурманской области. Подобный прецедент с созданием министерства на региональном уровне есть на Камчатке, где рыбная промышленность составляет значительную долю в бюджете края. В Карелии создано Министерство сельского, рыбного и охотничьего хозяйства, потому что там сельское хозяйство и охота хорошо развиты. А в Мурманской области костяк - это рыба.
- Куда вы пошли, когда Борис Николаевич благополучно развалил Минрыбхоз?
- Я стал заместителем председателя комитета по рыболовству РФ, а потом, после его переименования, работал заместителем руководителя Госкомитета по рыболовству РФ (ГКР РФ). С 1992 года и до 1997 года я в новой России был заместителем председателя ГКР и курировал внешнеэкономические связи. В 1997 году ушёл из госслужбы по собственному желанию, как несогласный с реорганизацией, официально мотивировав это выходом на пенсию. Тогда правительство приняло решение передать ГКР, который возглавлял Александр Васильевич Родин, в Минсельхоз. Там Родин стал первым заместителем министра и руководил департамент рыбного хозяйства. А Юрий Алексеевич Евдокимов пригласил меня стать помощником сенатора, которым он являлся в Совете Федерации. Я принял предложение и работал в этой должности до 2002 года, одновременно исполнял обязанности председателя комитета по рыбному хозяйству Ассоциации "Северо-Запад". В 2003 году Юрий Алексеевич пригласил меня на должность заместителя губернатора Мурманской области, где я и пребывал до 2008 года. Параллельно возглавлял региональный департамент рыбной промышленности, потом департамент рыбного, сельского хозяйства и продовольствия. В начале 2008 года перешёл на общественную работу, возглавив Координационный совет работников рыбного хозяйства России, а потом ещё и КС "Севрыба". Одновременно помогаю сенатору от Мурманской области в СФ Андрею Григорьевичу Гурьеву. Длительное время был вице-президентом ВАРПЭ, теперь сложил с себя эти полномочия. Но самым важным для себя я считаю участие в разработке договорённостей с Норвегией по смежному участку в Баренцевом море. Текст документа по этой непростой проблеме мы совместно с норвежским представителем Пьером Тресселтом парафировали (подтвердили точности текста. - Авт.) в далёком июне 1977 года. Министры же России - Ишков и Норвегии - Евенсон подписали его в начале 1978 года и он дейстовал более 30 лет с пользой для рыбаков двух стран.
- Работая на разных должностях, наверное, имеете немало званий. Можете перечислить?
- Я - Заслуженный работник рыбного хозяйства России, Почётный работник рыбного хозяйства России, Почётный работник морского флота России, Почётный работник речного флота России, Почётный гражданин Мурманской области, Почётный рыбак моря Польши. Польское правительство в своё время присвоило мне такое звание за то, что я длительное время занимался сотрудничеством со странами Варшавского Договора. А с Польшей у нас были особые отношения по строительству судов, развитию связей на Балтике. Кроме того, я два периода подряд избирался президентом в Международную комиссию по рыболовству в северо-западной части Атлантики (НАФО), членами которой являются 26 государств. Был президентом в Международной организации по сохранению запасов тихоокеанских лососей и возглавлял в течение 4-х лет Международную комиссию по сохранению водных биоресурсов Каспия. Также являлся первым вице-президентом НЕАФК и по решению правительства неоднократно возглавлял правительственные организации и делегации. Одним из ответственных поручений, которое мне было доверено в своё время, - это возглавить сессию по разработке Конвенции по сохранению трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб, которые проходили под эгидой ООН. Я возглавлял её 6 раз. В 1996 году в штаб-квартире ООН по поручению правительства РФ подписал эту Конвенцию наряду с представителями из 150 стран мира.

ИА "Норд-ньюс"


Понравилось? Поделись!
   



Эту новость просмотрели 1493
 

Комментатор: (Мск)

Добавить комментарий
Автор (Ник)
Комментарий


* Для комментирования, пожалуйста, авторизуйтесь
Зарегистрироваться
предыдущаяследующая назад
 

ИА "Тихоокеанский вестник"
« 2013 г. »
« май »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    


.: Сегодня: 15.08.2022 :.
.: Регионы :.
+Эксклюзив
+Камчатский край
+Дальний Восток и Сибирь
+Россия
+Мировые новости
.: Реклама :.



     вверх