С 25 мая 2013 года с открытием в порту Магадан навигации маломерного флота должна начаться прибрежная путина, традиционно нацеленная на обеспечение населения Магаданской области свежими уловами охотоморской сельди, минтая, лососевых, камбалы, крабов, ламинарии. Однако в связи со вступившим в силу Федеральным законом от 23.04.2012 № 36-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна" промысловая деятельность магаданских рыбаков, использующих небольшие суда, оказалась под угрозой срыва.
Введенное указанным законом понятие "маломерное судно" не учитывает конструктивных особенностей большинства маломерных судов, длина которых в среднем достигает 24 метров, а не 20, как предусмотрено нормой. Как и требование об обязательной регистрации судов с мощностью двигателей свыше 8 киловатт, введенное пунктом 1 статьи 33 КТМ РФ. В итоге суда такого типа как ВРД, КЖ, пластиковая шхуна, несамоходный плашкоут (баржа), задействованные в рыбохозяйственной деятельности, и даже моторные лодки с мощными двигателями - автоматически попали под более жесткие практически невыполнимые требования регистрации судов, связанные с классификацией и освидетельствованием Российским морским регистром судоходства. По единодушному мнению рыбацкого сообщества это является неоправданным введением дополнительных барьеров в прибрежном рыболовстве, влекущих существенные затраты. Так, при расчетной прибыли в 1,3 млн. рублей, которую может принести одно маломерное судно типа КЖ за навигационный сезон, расходы на его классификацию, освидетельствование и регистрацию составят примерно 3 млн. рублей.
В этой связи депутат Магаданской областной Думы президент Магаданской ассоциации рыбопромышленников Михаил Котов обратился в Правительство, аппарат Президента, Минсельхоз, Минтранс и Совет Федерации. Он предложил рассмотреть вопрос о внесении изменений в КТМ РФ, исключающих обязательную регистрацию рыбопромышленных судов длиной до 24 метров независимо от мощности двигателей, а также о допуске маломерных судов к эксплуатации в максимально упрощенном ускоренном порядке в текущем году до внесения таких изменений.
Кроме того, Михаил Котов обозначил другую не менее острую проблему. Это касается легализации документов, дающих плавсоставу право на трудовую деятельность на судах маломерного флота. Порядок, действовавший прежде, предусматривал упрошенную процедуру допуска к управлению. Действующее законодательство ужесточило требования - теперь экипаж обязан иметь дипломы согласно "Положению о дипломировании членов экипажей морских судов", утвержденному приказом Минтранса от 15.03.2012 г. № 62.
Как считает Михаил Котов, данное требование к плавсоставу прибрежного маломерного флота является необоснованным. Раньше в приморских регионах, в том числе в г. Магадане, действовали учебно-курсовые комбинаты, которые производили обучение специалистов-судоводителей судов вместимостью менее 200 тонн и механиков судов с главными двигателями мощностью менее 250 киловатт, по окончании которого выдавался учебный диплом, впоследствии заменяемый на рабочий. В настоящее время в Российской Федерации существует только пять высших учебных заведений, аккредитованных Минтрансом, два из которых находятся на Дальнем Востоке, и имеющих право выдавать учебные дипломы, которые могут быть заменены капитанами портов на рабочие. Но, как показывает практика, по окончании высших учебных заведений молодые специалисты не трудоустраиваются на маломерный флот в прибрежном (ограниченном) плавании с ограниченным периодом навигации. Поэтому у рыбопромышленников возникают обоснованные опасения, что даже при соблюдении новых требований о перерегистрации судов и их освидетельствовании РМРС, работать на них будет некому. Вполне очевидно, что осуществить обучение всех работников маломерного флота в аккредитованных Минтрансом учебных заведениях -невозможно. Депутат Котов предложил отменить требование об обязательном наличии высшего профессионального образования в отношении экипажей маломерных судов, наделить средние профессиональные учебные заведения полномочиями по обучению плавсостава маломерного флота с возможностью замены получаемых ими учебных дипломов на рабочие, и разрешить использование ранее выданных документов о прохождении обучения в УКК, частных мореходных школах, ГИМСе, либо документов, вновь выдаваемых частными мореходными школами.
Михаил Котов выразил надежду, что в Правительстве и Совете Федерации оперативно разрешат сложившуюся ситуацию, и прибрежные рыбаки не останутся без уловов.
Группа Компаний Морской Волк
|