В среду Дмитрий Медведев отчитался в Госдуме о работе правительства за 2012 год. Накануне эксперты предсказывали, что премьер угодит под шквал критики, в том числе со стороны "Единой России", которую сам Медведев и возглавляет. Но сенсации не получилось. Два с половиной часа господин Медведев рассказывал, как хорошо правительство справляется со своими обязанностями в условиях мирового кризиса. А острые вопросы, которые затем задали парламентарии (по три от каждой фракции) сошли с премьера как с гуся вода. Публичную "порку" председателю правительства устроил только лидер коммунистов Геннадий Зюганов (см. ниже). Но его критику Медведев обошел молчанием.
Свою речь премьер начал с того, что поблагодарил парламентариев "за вклад в строительство новой России" и напомнил, что у правительства и Думы "общая ответственность за сбалансированное развитие страны в непростой период нестабильности мировой экономики". Другими словами, предупредил, что нечего на зеркало - то бишь премьера - пенять. Далее последовал развернутый спич об успехах.
По Медведеву выходило, что куда не глянь - все обстоит неплохо. В цифрах это выглядело так:
- ВВП в 2012 году вырос на 3,4%. Темп роста зарплаты увеличился - с 2,8% в 2011 году до 8,4% - за счет повышения оплаты труда работников образования и здравоохранения, а также денежного довольствия военнослужащих.
- Безработица упала до 5,5% - против 6,5% в 2011 году.
- Потребительская инфляция за 2012 год незначительно превысила предыдущий показатель - на 0,5% - и составила 6,6%.
- Федеральный бюджет исполнен с незначительным дефицитом в 0,06% ВВП.
- Доля нефтегазовых доходов возросла на 0,2% ВВП, а доля так называемых "не нефтегазовых" доходов осталась на уровне прошлого года - 10,3%.
- Госдолг России составляет 10% от ВВП - это куда лучше, чем у США (более 100% ВВП), Франции (90%) и Германии (83%).
Покончив с гимном макроэкономическим показателям, господин Медведев прошелся по ситуации в отдельных отраслях.
Начал он с демографии - напомнил, что в 2012 году родилось 2 млн детей (на 100 тысяч больше, чем в 2011-м), а 4 млн семей получили сертификаты на материнский капитал. "Нам удалось снизить остроту демографической проблемы, и это хорошо", - похвалил правительство господин Медведев. И тут же пообещал, что к 2016 году каждый ребенок получит место в детском саду - для чего, правда, предстоит создать более миллиона новых детсадовских мест.
Похвалился премьер и успехами в сфере здравоохранения: построено более 70 больниц и поликлиник, капитально отремонтировано 2700, а на село поехало работать почти 8000 врачей, на что пришлось потратить 8 млрд рублей.
Тут, понятно, пришла очередь успехов в сфере образования и науки. Премьер посетовал, что вузов у нас сейчас вдвое больше, чем в СССР, и их следует подсократить. Зато в Сколково зарегистрировано 850 участников, а в 2012 году Россия разработала 31 технологию мирового уровня и оформила 800 международных патентов.
Мелькали бравурные суммы и цифры. 2 млрд рублей получил дополнительно Российский фонд фундаментальных исследований, 500 млн - Российский гуманитарный научный фонд, 500 млрд рублей перечислены в капитал институтов развития. "Роснано" одобрено порядка 120 инвестиционных проектов с общим бюджетом более 515 млрд рублей. Как итог - Россия вошла в пятёрку европейских стран по инвестициям в стартапы в секторе высоких технологий.
На этом эмоциональный накал медведевского выступления достиг кульминации, а слушатели стали уставать. В речи премьера, посвященной развитию инфраструктуры, прежде всего развитию Дальнего Востока и дорожной сети, депутаты оживились и зааплодировали лишь однажды - когда Дмитрий Анатольевич сказал, что помнит об обещании направить регионам дополнительно 1 трлн рублей.
Засим премьер упомянул о проблемах ЖКХ ("граждан возмущает рост платежей"), пенсиях ("рассчитывать на достойную пенсию можно, только получая белую зарплату"), вывел формулу решения квартирного вопроса ("строительство жилья эконом-класса плюс снижение ипотечных ставок") и выразил серьезную озабоченность неблагоприятным состоянием окружающей среды на 15% территории России.
"Длинный доклад, - с довольным видом констатировал господин Медведев. - Первый раз его делаю, и могу сказать, что даже за 1 час 45 минут нельзя рассказать всего". По лицам депутатов было видно, что они этому - тому, что не выслушали всего - чрезвычайно рады.
Последовали "острые" вопросы. Коммунист Николай Коломийцев спросил, какие потери Россия понесла от того, что наши госкомпании держали деньги в банках Кипра, и как теперь вернуть эти средства в российскую экономику. Господин Медведев сказал, что не следует списывать все проблемы на Кипр. Что госкорпорации и частные фирмы, которые публично заявляли, что будут хранить деньги в офшоре, поступали легально, и ничего, по большому счету, не потеряли. "Можно сделать Кипру ручкой, вынести ряд уроков, и поддержать тех, кто готов накапливать деньги в своей стране", - заявил господин Медведев.
Эсер Оксана Дмитриева поинтересовалась, почему деньги Резервного фонда лежат мертвым грузом: в иностранные ценные бумаги их вкладывают под 1% годовых, а кредиты в иностранных банках берут под 7%. Премьер ответил, что нет однозначного рецепта, что делать с накопленными деньгами - важен баланс между эффективностью их вложения и риском деньги потерять. Что этот баланс должны искать специалисты, и что фонды, аналогичные Резервному, есть у большинства стран, экспортирующих углеводороды.
Единоросс Валерий Трапезников задал вопрос о допустимости "золотых парашютов" для менеджеров госкомпаний. Медведев ответил, что тема не новая, и у правительства нет желания демотивировать менеджеров. Но конкретно "парашюты" в госкомпаниях все же нужно увязать с реальными достижениями этих самых компаний, и правительство уже готовит соответствующее постановление, которое расставит точки над "i". Эта фраза говорила о том, что "оппозиционный" вопрос Трапезникова был роялем в кустах.
На часах было 14.30, и спикер Сергей Нарышкин предложил коллегам закругляться. Предстояли еще выступления лидеров фракций - в частности, разгромная речь Зюганова…
- Вряд ли Медведев - объективно - мог сказать что-то другое, - считает вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. - Он и правительство похвалил, и обнадежил пенсионеров, что пенсионный возраст не будут повышать. В общем, дал понять, что все делается правильно. Проблема в том, что бы Медведев ни говорил, это расценивается с учетом, насколько реально он руководит работой правительства. Все понимают, что раз правительство проводит непопулярную политику, и никто его за это не отправляет в отставку - это признак, что Медведев действует так, как этого ожидает Кремль. Он, например, проводит пенсионную реформу - а к таким реформам в России традиционно относятся негативно. Получается, правительство делает черную работу, и именно поэтому больших перспектив у него нет.
Нет перспектив и у самого Медведева. Люди, которые его когда-то поддерживали, разочаровались, когда он добровольно ушел с поста президента. Нынешняя деятельность премьера вызывает у этой части общества еще большее раздражение. Надо понимать: Медведев теперь никак не может оппонировать Путину, ему не на кого опереться, поэтому и его выступление в Думе получилось таким однобоким…
- Медведев либо не умеет, либо не хочет считать, - уверен директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. - Выдающимся достижением российской экономики - в трактовке правительства - стал ее выход на нулевой рост по итогам первого квартала 2013 года (данные Росстата). Это случилось, якобы, благодаря резкому ускорению промышленного роста. Но еще в феврале налицо был спад на 2,1%, и вдруг в марте обнаружился рост на 2,6%. Экономисты дружно разводят руками - не могут понять, откуда рост взялся.
Да, есть некоторые улучшения в экономике - сокращение спада экспорта, рост выработки электроэнергии. Но все это может дать экономический рост максимум в 1%, но никак не 2,6%. Я же не исключаю, что рост в 2,6% насчитали специально, чтобы Дмитрий Медведев мог уверенно отчитаться а Госдуме.
В любом случае, гордиться правительству нечем. У нас практически отсутствует инвестиционный рост, а экспорт по итогам первого квартала сократился на 5,6%. Положительное сальдо текущих операций платежного баланса сократилось в первом квартале в 1,4 раза - по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это значит, поводов для оптимизма просто нет.
Но, возможно, Медведев находится в том состоянии, когда достаточно посмотреть на себя в зеркало, чтобы испытать прилив оптимизма. Но проблема в том, что по должности премьер должен смотреть не только в зеркало, но и на реальную жизнь. А как раз с этим есть определенные трудности.
Генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков:
- Победные реляции - это наша история. Все выступления советских руководителей начинались с того, что у нас большие успехи. Что мы замечательно строим социализм, и немного надо потерпеть, как будет всё шикарно. Медведев встал на эту стезю.
Главное его отличие от советских руководителей в том, что ему совершенно несвойственна самокритика. Ее просто нет. И это - общая логика выступлений не только Медведева, но и Владимира Путина. Они говорят, что у нас всё нормально, но если вдруг будет плохо, то виноваты в этом будем отнюдь не мы. А проклятый Запад, от которого мы теперь зависим в глобальном мире. И если где-то шарахнет, то виноват будет не Владимир Владимирович или Дмитрий Анатольевич, а ненавистные империалисты.
Это настолько смешно выглядит. Ощущение, будто они рассказывают сказки людям, которые ничего не знают. Можно не быть премьер-министром, а просто месяц пожить в нашей стране, чтобы увидеть реальное положение дел. Что у нас происходит с коррупцией, в сфере ЖКХ, в сфере монополизма.
Коррупция проела все вокруг. Не только наверху. Я живу в районе Сокольники. Знающие люди говорят, что в течение шести лет из бюджета района было уведено порядка 3 млрд. рублей. А таких районов в Москве 125! Активисты обращались в прокуратуру, в МВД, в следственные органы - нет реакции. Когда люди это видят, а потом слушают выступления наших лидеров, то начинают спрашивать: "Ребята, вы про какую страну рассказываете?"
Оказывается, про нашу. Да, дескать, бодро шагаем, успехи у нас огромные. Показатели приводят, что инфляция снижается. Но надо просто иногда заходить в магазины. Я не уверен, что Медведев в них бывает.
Даже Михаил Горбачев, как к нему не относиться, иногда делал такие виражи, заглядывал в тот или иной магазин, беседовал с людьми. А нынешние лидеры настолько оторвались от жизни, что явно не в теме. Вот они смешно и выглядят. Что не скажут, так сразу весь интернет начинает смеяться.
"СП": - Тогда для чего Медведев выступает подобным образом, не ради же смеха?
- Во власти не знают, что над ними смеются. Или не хотят в это верить. Думают, что всё это придумки проклятых оппозиционеров. Когда люди долго смотрят на мир через затемненные окна и ездят с большим количеством охраны, то волей-неволей отрываются от реальности. Это не их вина, это их беда.
Они считают, что всё отлично, а это смешно выглядит. Стыдно бывает, когда руководители страны начинают произносить такие вещи. Ну, мы же не дети, мы выросли давно и вполне самостоятельные граждане.
Поэтому, веры им нет. Депутаты, правда, тоже могут поверить красивым словам. И то, что мы сегодня увидели, не вызывает никакого интереса. Раньше было интересно, когда перед парламентом выступал Виктор Черномырдин. Была настоящая критика, были толковые ответы. А сейчас один сказки рассказывает, а другие слушают. Но народ уже не верит сказкам. Выступление Медведева не имеет никакого отношения к настоящему отчету. С другой стороны, думаю, что чем больше глупостей власть делает, тем быстрее это всё закончится.
Из выступления Геннадия Зюганова
"Четыре года назад на Мировом политическом форуме в Ярославле Медведев дал довольно честную оценку положения в России. Он сказал, что страну загнали в сырьевой тупик, что ей крайне необходима модернизация. Затем Путин поддержал эту идею - заявил, что надо создать 25 миллионов современных рабочих мест, и добавил: чтобы поддержать базовые отрасли, надо выделить 20 трлн рублей для военно-промышленного комплекса, из них 6 трлн дать авиации. Были заявлены еще несколько программ, связанных с развитием села, ЖКХ, образования и высшей школы. Чтобы выполнить эти обещания, надо было держать темпы экономического развития не ниже 5% ВВП в год.
Посмотрите, что мы получили. На сегодня ВВП упал ниже 1%, промышленность с роста в 8,2% опустилась в минус. За последние время дополнительно образовался 1 млн безработных, почти 300 тысяч предпринимателей приостановили свою деятельность или разорились.
Если посмотреть на финансы, мы только в текущем квартале из-за спада производства потеряли почти 400 млрд рублей. 20 млрд долларов инвесторов убежало - это еще 750 млрд рублей, и почти 900 млрд рублей вывезли за кордон. Итого страна потеряла разом почти 2 трлн рублей. Если бы десятую часть этих денег вложили в сельское хозяйство, ситуация в нем была бы принципиально иной.
А теперь госдолг. Я не согласен, что нужно сопоставлять нас по этому показателю с немцами и американцами - там совсем другая экономика. У нас внешний долг 623 млрд рублей, он уже на 109 млрд превышает наши золотовалютные резервы. Если завтра кредиторы попросят вернуть деньги - а с нас могут попросить - страна окажется в преддефолтном состоянии.
Но в самом плохом положении оказались регионы. Там на 1 января был долг 1 трлн 400 млрд рублей, плюс на 500 млрд он увеличился в текущем квартале. Безденежье просто душит регионы - администрация Волгоградской области, к примеру, заложила собственное здание.
На все это накладывается положение в армии после погрома Сердюкова, ситуация в ЖКХ. Плюс мигранты, которые оккупировали не только Москву и область, а целый ряд регионов, плюс 150 тысяч обманутых дольщиков.
Какой из этого общий вывод? Страна напоминает торгово-сырьевую биржу, 90% крупных компаний находится под иностранной юрисдикцией, более половины продукции, начиная от машиностроения и кончая ширпотребом, мы ввозим из-за кордона.
Что взамен предлагает Дмитрий Анатольевич? Опять перевалить расходы на плечи граждан. Опять распродать последнюю госсобственность, стратегическую собственность - в условиях кризиса так никто не делает. Предлагает и дальше выгонять деньги из страны. Сами мы вкладываем в иностранные ценные бумаги под 1%, берем кредиты в иностранных банках под 8%, а своим людям даем кредиты уже под 15-20% - ни одна отрасль не может развиваться при такой финансовой политике.
А что предлагается делать с пенсиями? Могу перевести на русский язык формулу расчета, которую с трудом поймет кандидат наук. Предлагается закон, по которому, чтобы получить пенсию в размере 40% от средней зарплаты (это европейская норма), надо 30 лет отпахать, плюс 5 лет дополнительно работать, плюс в стаж не входит декрет, учеба, служба в армии. Но главное - все время работы ты обязан получать зарплату не ниже средней по стране. То есть, не ниже 27 тысяч рублей. А средняя зарплата в машиностроении - всего18 тысяч, в деревне - 12 тысяч, зарплата учителей и врачей - в районе 15 тысяч. Все, кто работает, создает и трудится - не попадают в эту формулу. Что это за людоедский закон?!
Плюс, взамен предлагают выборы без выборов. Реформа политической системы привела к тому, что уже зарегистрированы 64 партии. Бюллетень со всеми этими партиями называют "портянкой Чурова".
Но главный вопрос - кто будет развивать страну, Дмитрий Анатольевич? Если те же люди, что сегодня - ничего толкового не получится…"
Андрей Полунин, Андрей Иванов
Свободная пресса
|