English version
на Камчатке: 24.04.2024 
 
на главную



  ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
  8 924-890-67-19 NEW!
  E-mail @
  8 984-165-44-27 для MMS
  (фото и видео)



  РЕЙТИНГ
  лидеров рыбной
  отрасли России



  ДИКИЕ ЛОСОСИ
  СЕВЕРНОЙ ПАЦИФИКИ



  и н т е р н е т - м у з е й
  WWW.FISHMUSEUM.RU



  информационный портал
  КАМЧАДАЛЫ.РУ



  ПРОБЛЕМЫ
  ОТРАСЛИ



  БИЗНЕС


  доска бесплатных
  ОБЪЯВЛЕНИЙ



  ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ
  БАЗА



  ИСТОРИЯ
  СЕВЕРНОЙ ПАЦИФИКИ



  НАУКА ДЛЯ РЫБАКОВ


  СОХРАНИМ ЛОСОСЬ
  ВМЕСТЕ



  БИБЛИОТЕКА


  архив газеты
  "ТИХООКЕАНСКИЙ
  ВЕСТНИК"



  ФОРУМ


  ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ


  ПРОЕКТ ПРООН/ГЭФ

гл. редактор сайта - info@npacific.kamchatka.ru
администратор сайта - admin@fishkamchatka.ru



последние комментарии

(все комментарии)












при использовании
на сайтах
оригинальных материалов
Рыба Камчатского края
активная ссылка на
www.fishkamchatka.ru
ОБЯЗАТЕЛЬНА

администратор сайта - admin@fishkamchatka.ru,
тел. 8 (4152) 251927
(с 9:30-18:00 П-Кам).
Факс 8 (4152) 417-553






обмен банером




Камчатский Краевой фестиваль "Сохраним лососей ВМЕСТЕ"
.: в этот день... :.
В 1948 г. вышел приказ по объединению "Мурманрыба" "О проведении опытов кормового траления" на экспериментальном судне "Новатор"
В 1995 г. был принят Федеральный закон "О животном мире". Сегодня Всемирный день лабораторных животных.

Новости


Дальний Восток и Сибирь



28 марта 2013

Промысел тихоокеанских лососей в исключительной экономической зоне Российской Федерации

В последнее время в прессе активизировалась дискуссия о дрифтерном промысле лососей в российских водах, который проводится японцами по межправительственному соглашению и российскими дрифтерными судами по так называемым научным программам
Руководитель Федерального Агентства по рыболовству Алексей Крайний недавно высказался о необходимости ограничения работы иностранного флота в исключительной экономической зоне РФ. Об этом говорил и Президент России, Владимир Путин. WWF уже давно выступает за прекращение или ограничение дрифтерного промысла в Российских водах.

Наша позиция такова:

Океанический промысел лосося не должен заменить прибрежный лов и должен быть существенно ограничен. Сохранение тихоокеанских лососей как важного элемента океанических и сухопутных экосистем и региональной экономики должно быть первоочередной задачей при управлении их промыслом.

Значение традиционного прибрежного промысла и состояние популяций лососей

На Камчатке воспроизводится около четверти всей численности природных популяций тихоокеанских лососей (горбуши, нерки, кеты, чавычи и кижуча)
Практикуемый у российских побережий промысел лососей ставными неводами является, без преувеличения, одним из 3-4 основных видов промышленного рыболовства Дальнего Востока России. По данным экономистов ежегодный средний валовый доход от лососевого промысла только в прикамчатских водах составляет 176 миллионов долларов США.
Он определяет жизненный уклад коренных народов и значительной части населения в целом, создает рабочие места и повсеместно является основным источником доходной части бюджетов муниципальных образований. Таким образом, лососевый промысел не знает равных среди других видов рыболовства по социально-экономическому значению.
Помимо прибрежного промысла существует добыча лососей в море, в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации (ИЭЗ). Для этого используются дрифтерные сети, километровые порядки которых свободно дрейфуют, перекрывая пути миграции лососей.
Численность лососей испытывает значительные межгодовые колебания, причины которых далеко не всегда могут быть надежно установлены. Однако большинство специалистов согласны с тем, что крупномасштабный вылов лососей дрифтерными сетями в открытом море японским флотом (порядка 200-250 тыс. тонн) привел к значительному падению запасов в 1970-е годы. Особенно сильно его воздействие сказалось на мелких популяциях, часть из которых так и не восстановилась.
После введения исключительных экономических зон и принятию международной конвенции, запрещающий дрифтерный промысел за их пределами, численность тихоокеанских лососей возросла и в настоящее время находится в СЗТО и на Аляске на высоком уровне. Однако, вызывает серьезную тревогу тот факт, что вылов наиболее ценных видов - чавычи, кижуча (и в некоторых районах нерки) в американских водах сохраняется на высоком уровне, а в российских обнаруживает четкую тенденцию к снижению - при том, что по официальным данным пропуск производителей на нерестилища остается стабильным.
Конвенция ООН, запрещающая промысел лососей дрифтерными сетями за пределами исключительных экономических зон, допускает его ведение в пределах ИЭЗ под контролем прибрежного государства. Дрифтерный промысел в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации сохраняется сегодня в двух видах: промысел по квотам, выделяемым Японии по межправительственному соглашению о сотрудничестве в области рыболовства между Японией и СССР и, промысел отечественных рыбопромышленников, организуемый в научно-исследовательских целях для оценки подходов лососей к берегам.
Японский промысел в российских водах невелик и не превышает 10 тыс. тонн, но ориентирован он почти исключительно на нерку. Порядок его ведения определяется ежегодными протоколами Российско-Японской комиссии, деятельность которой совершенно непрозрачна. Выделение тех или иных объемов для вылова не выносится на государственную экологическую экспертизу. В то же время известны случаи, когда принимались решения о выделении участков для дрифтерного промысла, которые прямо нарушали российское законодательство: в 2001 году в район японского промысла попала морская зона Командорского заповедника.
Японский промысел достаточно ограничен по времени и проводится в выделенных для него районах. А вот для российского промысла Федеральное агентство РФ по рыболовству (ФАР) обосновывает участие в мониторинге большого количества судов и выделение значительного ресурсного обеспечения для возмещения эксплуатационных затрат российского дрифтерного промысла, большой протяженностью побережья, где ведется промысел лососей (около 10 тыс. км), а также длительный период их нерестового хода (май сентябрь). В последние годы вылов российских дрифтероловов растет и был выше японского вылова уже в 2003 году. Продолжаются попытки обосновать дальнейшее увеличение объемов дрифтерного промысла и массового выведения промысла лососей в океан.

Океанический промысел лосося и его воздействие на популяции лососей

Расширение дрифтерного промысла, по мнению WWF, может иметь серьезные неблагоприятные экологические и экономические последствия. О. Ф Гриценко., Н. В.Кловач и О. А. Рассадников (2004) показывают, что при превышении вылова лососей в море объема 25 тыс. т будет наблюдаться снижение берегового вылова. Однако даже эти расчеты не учитывают селективности дрифтерного промысла по отношению к наиболее ценимым на рынке видам, таким как нерка, и очевидного увеличения уровня коррупции и не учитываемого вылова в условиях, когда не решена проблема адекватного обеспечения дрифтероловов инспекторами-наблюдателями и научными наблюдателями. Наиболее значительная экологическая проблема, связанная с воздействием дрифтерного промысла на популяции тихоокеанских лососей, состоит в том, что, коммерческий промысел в первую очередь стремится изымать наиболее ценные виды, такие как нерка. При этом возможен выброс за борт менее ценных видов рыб, таких как горбуша и кета. Объемы этих выбросов оценить трудно, по свидетельству практически всех опрошенных в ходе подготовки наблюдателей и инспекторов, практикуются приемы утаивания истинного улова, сокрытия фактов выбросов и прямой подкуп инспекторов, находящихся на судах, в силу высоких цен на раннюю нерку.
При перемещении промысла лососей в океан, нарушится вековая традиция лососевого промысла на Дальнем Востоке России - вылавливать рыбу у устьев рек. За этим последуют и некоторые изменения в экономике. Если 16-50% лососей будет вылавливаться в море, на рынок будет поступать меньше продукции. Снизятся объемы поставки красной зернистой икры - в море она "незрелая", не готова к переработке в продукт питания. Если это произойдет, по мнению одного из крупных российских специалистов по кете, С. Ф. Золотухина, при восстановлении массового дрифтерного лова, существенно снизится продуктивность крупнейшей реки Дальнего Востока - Амура, как это было в 1950-1970-х гг.

Рекомендации

Рекомендация 1
При выборе стратегии развития промысла лососей должны учитываться все социальные, экологические и экономические аспекты и последствия этого выбора. Приоритет должен быть по-прежнему оставаться за прибрежным рыболовством, как наиболее прозрачному, легко регулируемому, учитывающему интересы занятости местного населения и коренных малочисленных народов. При распределении квот на вылов должна учитываться экологическая политика компаний, наличие у них долгосрочных интересов и мероприятий по сохранению естественного воспроизводства биоресурсов.
Рекомендация 2
Необходимо законодательно ограничить количество судов, занимающихся научным дрифтерным промыслом. Длина дрифтерных сетей не должна превышать 5 км. Проводимая судами работа должна иметь исследовательский характер и не подменяться фактически коммерческим промыслом. Предлагается продолжить проведение исследований преднерестовых миграций лососей с использованием траловых съемок, а в дальнейшем осуществить постепенный переход от использования дрифтерных сетей к альтернативным, щадящим морские экосистемы методам. Для этого провести испытания поверхностных дрейфующих каскадных устройств и дистанционный мониторинг с помощью авиации.
Рекомендация 3
Для создания эффективной системы контроля должна быть решена проблема подготовки и постоянного присутствия на судах квалифицированных и финансово независимых от рыбопромышленников инспекторов-наблюдателей. Для контроля отгрузки и транспортировки продукции необходимо совершенствовать систему спутникового мониторинга и совершенствования взаимодействия органов рыбоохраны и таможенного контроля.
Рекомендация 4
Совершенствование стратегии и изменение норм регулирования промысла лососей должно проводиться открыто с участием ученых-экспертов, ассоциаций рыбаков, региональных рыбопромысловых советов, органов местного самоуправления и природоохранных правительственных и неправительственных организаций. Работа международных организаций, таких как Северо-Тихоокеанская Комиссия по анадромным рыбам (NPAFC) и Северо-Тихоокеанская организация по морским исследованиям (PICES) и региональных рыбопромысловых советов должна быть максимально открытой. В своей деятельности NPAFC и PICES должны стремиться к формулировке предельно конкретных рекомендаций для стран-участниц на основе экосистемного подхода в соответствии с резолюцией ООН по устойчивому рыболовству, принятой в 2006 году, особенно для таких мигрирующих видов как лососи.

Список рекомендованной литературы

1) Синяков С.А. Значение, проблемы и перспективы сохранения величины и биоразнообразия естественного воспроизводства лососей на Камчатке и Дальнем Востоке. Значение, проблемы и перспективы сохранения величины и биоразнообразия естественного воспроизводства лососей на Камчатке и Дальнем Востоке. Сохранение биоразнообразия Камчатки и прилегающих морей. Доклады V научной конференции 22-24 ноября 2004 г. с.112.-123.)
2) Золотухин С. Кета реки Уссури (изд. ТИНРО-центр, в печати)
3) Сохраним тихоокеанских лососей - наше национальное достояние. Обращение WWF России к государственным и неправительственным организациям по созданию общей стратегии охраны тихоокеанских лососей ( www. fishkamchatka. ru)
4) Willock A. and Lack M. (2006). Follow the leader: Learning from experience and best practice in regional fisheries management organizations. WWF International and TRAFFIC International
5) The UN Convention on the Law of the Sea (UNCLOS), the Convention on Biological Diversity (CBD), the UN Fish Stocks Agreement (UNFSA), the Convention on Migratory Species (CMS), the Convention on International Trade in Endangered Species of Wild Fauna and Flora (CITES) and the FAO Compliance Agreement April 2007 3
6) Коммерческий дрифтерный промысел тихоокеанских лососей и его влияние на экосистему моря - М.: 2004. - 64 с. (Driftnet Fishery for salmon in the Pacific and its Influence on Marine Ecosystem. М.: 2004. - 64 p..)
7) Ward T., Tarte D., Hegerl E. and Short K. (2002). Ecosystem-based management of marine fisheries -policy proposals and operational guidance for marine capture fisheries. WWF International and WWF Australia.
8) Grieve C. and Short K. (2007). Implementation of ecosystem-based management in marine capture fisheries. Case studies from WWF’s marine ecoregions. WWF International. April 2007 4
9) Гриценко О.Ф., Кловач Н.В., Рассадников О.А. 2004. Можно ли ловить тихоокеанских лососей в море без ущерба для их воспроизводства и берегового промысла. Рыбное хозяйство. № 3. С. 26-28.
10) Augerot, X. 2005. Atlas of Pacific Salmon. University of California Press, Berkeley.

Документы


Всемирный фонд дикой природы


Понравилось? Поделись!
   



Эту новость просмотрели 888
 

Комментатор: (Мск)

Добавить комментарий
Автор (Ник)
Комментарий


* Для комментирования, пожалуйста, авторизуйтесь
Зарегистрироваться
предыдущаяследующая назад
 

ИА "Тихоокеанский вестник"
« 2013 г. »
« март »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31


.: Сегодня: 24.04.2024 :.
.: Регионы :.
+Эксклюзив
+Камчатский край
+Дальний Восток и Сибирь
+Россия
+Мировые новости
.: Реклама :.



     вверх