"Материалов общего допустимого улова в районе добычи (вылова) водных биоресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Азовском и Каспийском морях на 2014 год (с оценкой воздействия на окружающую среду). Часть 2. Рыбы Дальневосточных морей, Часть 3. Беспозвоночные животные и водоросли и Часть 4. Морские млекопитающие" (по зонам ответственности ФГУП "КамчатНИРО")".
1. В связи с тем, что Заказчик государственной экологической экспертизы Росрыболовства - Министерство сельского хозяйства РФ в соответствии со статьей 3 Федерального закона № 174-ФЗ от 23 ноября 1995 года "Об экологической экспертизе" не представил на общественные слушания достоверной и полной информации, как неотъемлемой части проведения государственной экологической экспертизы, - оценки воздействия хозяйственной (промысловой) и иной деятельности на окружающую среду "Материалов общего допустимого улова в районе добычи (вылова) водных биоресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Азовском и Каспийском морях на 2014 год (с оценкой воздействия на окружающую среду). Часть 2. Рыбы Дальневосточных морей, Часть 3. Беспозвоночные животные и водоросли и Часть 4. Морские млекопитающие" (по зонам ответственности ФГУП "КамчатНИРО")", общественные слушания, назначенные на 29 марта 2013 года, должны быть отменены и назначен новый срок проведения общественных слушаний в соответствии с датой предоставления к общественному обсуждению достоверных и полных материалов " Оценки воздействия намечаемой хозяйственной (промысловой) и иной деятельности на окружающую среду" , как НЕОТЪЕМЛЕМОЙ части государственной экологической экспертизы Материалов, предоставленных Заказчиком.
В соответствии с частями II,IV и V Приложения к Приказу от 16 мая 2000 г. № 372 "Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации" был нарушен целый ряд пунктов этого Положения.
II. Основные принципы оценки воздействия на окружающую среду
2.1. При проведении оценки воздействия на окружающую среду необходимо исходить из потенциальной экологической опасности любой деятельности (принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности).
2.2. Проведение оценки воздействия на окружающую среду обязательно на всех этапах подготовки документации обосновывающей хозяйственную и иную деятельность до ее представления на государственную экологическую экспертизу (принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы).
Материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, являющейся объектом экологической экспертизы, входят в состав документации, представляемой на экспертизу.
2.3. Недопущение (предупреждение) возможных неблагоприятных воздействий на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий в случае реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
2.4. При проведении оценки воздействия на окружающую среду заказчик (исполнитель) обязан рассмотреть альтернативные варианты достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
Заказчик (исполнитель) выявляет, анализирует и учитывает экологические и иные связанные с ними последствия всех рассмотренных альтернативных вариантов достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности, а также "нулевого варианта" (отказ от деятельности).
2.5. Обеспечение участия общественности в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, являющейся объектом экологической экспертизы, как неотъемлемой части процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду (принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы).
Обеспечение участия общественности, в том числе информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее привлечение к процессу проведения оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком на всех этапах этого процесса начиная с подготовки технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду.
Обсуждение общественностью объекта экспертизы, включая материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности организуется заказчиком совместно с органами местного самоуправления в соответствии с российским законодательством.
2.6. Материалы по оценке воздействия на окружающую среду должны быть научно обоснованы, достоверны и отражать результаты исследований, выполненных с учетом взаимосвязи различных экологических, а также социальных и экономических факторов (принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы).
2.7. Заказчик обязан предоставить всем участникам процесса оценки воздействия на окружающую среду возможность своевременного получения полной и достоверной информации (принцип достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу).
2.8. Результаты оценки воздействия на окружающую среду служат основой для проведения мониторинга, после проектного анализа и экологического контроля за реализацией намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
IV. Информирование и участие общественности в процессе оценки воздействия на окружающую среду
4.1. Информирование и участие общественности осуществляется на всех этапах оценки воздействия на окружающую среду в соответствии с нормами настоящего Положения и иными нормативными правовыми документами в установленном порядке.
4.2. Участие общественности в подготовке и обсуждении материалов оценки воздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком как неотъемлемая часть процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду, организуется органами местного самоуправления или соответствующими органами государственной власти при содействии заказчика и в соответствии с российским законодательством.
4.3. Информирование общественности и других участников оценки воздействия на окружающую среду на этапе уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком. Информация в кратком виде публикуется в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня) в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы, а также на территории которых намечаемая хозяйственная и иная деятельность может оказать воздействие. В публикации представляются сведения о:
- названии, целях и месторасположении намечаемой деятельности;
- наименовании и адресе заказчика или его представителя;
- примерных сроках проведения оценки воздействия на окружающую среду;
- органе, ответственном за организацию общественного обсуждения;
- предполагаемой форме общественного обсуждения (опрос, слушания, референдум, и т.п.), также форме представления замечаний и предложений;
- сроках и месте доступности ТЗ по оценке воздействия на окружающую среду;
- иной информации.
4.4. Дополнительное информирование участников процесса оценки воздействия на окружающую среду может осуществляться путем распространения информации, указанной в пункте 3.1.1, по радио, на телевидении, в периодической печати, через Интернет и иными способами, обеспечивающими распространение информации.
4.5. Заказчик (исполнитель) принимает и документирует замечания и предложения от общественности в течение 30 дней со дня опубликования информации в соответствии с пунктом 3.1.1. Данные замечания и предложения учитываются при составлении технического задания по оценке воздействия на окружающую среду и должны быть отражены в материалах по оценке воздействия на окружающую среду.
4.6. Заказчик обеспечивает доступ к техническому заданию по оценке воздействия на окружающую среду заинтересованной общественности и других участников процесса оценки воздействия на окружающую среду с момента его утверждения и до окончания процесса оценки воздействия на окружающую среду.
4.7. На этапе проведения оценки воздействия на окружающую среду уточняется план мероприятий по ходу общественных обсуждений намечаемой хозяйственной деятельности, в том числе о целесообразности (нецелесообразности) проведения общественных слушаний по материалам оценки воздействия на окружающую среду.
При принятии решения о форме проведения общественных обсуждений, в том числе общественных слушаний, необходимо руководствоваться степенью экологической опасности намечаемой хозяйственной и иной деятельности, учитывать фактор неопределенности, степень заинтересованности общественности.
4.8. Информация о сроках и месте доступности предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду, о дате и месте проведения общественных слушаний, других форм общественного участия, публикуется в средствах массовой информации, указанных в пункте 3.1.1, не позднее, чем за 30 дней до окончания проведения общественных обсуждений (проведения общественных слушаний). Заказчик также сообщает данную информацию заинтересованной общественности, интересы которой прямо или косвенно могут быть затронуты в случае реализации намечаемой деятельности, или которая проявила свой интерес к процессу оценки воздействия и другим участникам процесса оценки воздействия на окружающую среду, которые могут не располагать доступом к указанным средствам массовой информации.
4.9. Порядок проведения общественных слушаний определяется органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя) и содействии заинтересованной общественности. Все решения по участию общественности оформляются документально.
Заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола, в котором четко фиксируются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком (если таковой был выявлен). Протокол подписывается представителями органов исполнительной власти и местного самоуправления, граждан, общественных организаций (объединений), заказчика. Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
4.10. Представление предварительного варианта Материалов по оценке воздействия на окружающую среду общественности для ознакомления и представления замечаний производится в течение 30 дней, но не позднее, чем за 2 недели до окончания общественных обсуждений (проведения общественных слушаний).
Принятие от граждан и общественных организаций письменных замечаний и предложений в период до принятия решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности, документирование этих предложений в приложениях к материалам по оценке воздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком в течение 30 дней после окончания общественного обсуждения.
4.11. Заказчик обеспечивает доступ общественности к окончательному варианту материалов по оценке воздействия на окружающую среду в течение всего срока с момента утверждения последнего и до принятия решения о реализации намечаемой деятельности.
V. Требования к материалам по оценке воздействия на окружающую среду
5.1. Материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности представляются на всех стадиях подготовки и принятия решений о возможности реализации этой деятельности, которые принимаются органами государственной экологической экспертизы.
Материалы по оценке воздействия на окружающую среду должны включать резюме нетехнического характера, содержащее важнейшие результаты и выводы оценки воздействия на окружающую среду.
5.2. Состав материалов по оценке воздействия на окружающую среду определяется порядком проведения оценки воздействия на окружающую среду (п.3.2), зависит от вида намечаемой хозяйственной и иной деятельности, требований к обосновывающей данную деятельность документации, являющейся объектом экологической экспертизы.
Степень полноты (детальности) проведения оценки воздействия на окружающую среду зависит от масштаба и вида намечаемой хозяйственной и иной деятельности и особенностей предполагаемого региона ее реализации.
Типовое содержание материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности в инвестиционном проектировании приводится в приложении к настоящему Положению.
5.3. В случае если документация по намечаемой хозяйственной и иной деятельности может быть отнесена к информации с ограниченным доступом, заказчик подготавливает материалы по оценке воздействия на окружающую среду в соответствии с принципом информационной открытости (п.2.7 настоящего Положения).
2. В соответствии со статьей 6.1 главы 2 Федерального закона № 174-ФЗ "Об охране окружающей среды" об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации, данные слушания должны состояться в тех муниципальных районах Камчатского края, водным биологическим ресурсам которых (тихоокеанским лососям) в результате дрифтерной промысловой эксплуатации наносится основной ущерб - в Усть-Большерецком и Усть-Камчатском муниципальных районах.
3. В соответствии с рекомендациями Организации Объединенных Наций крупномасштабный дрифтерный промысел в связи с нанесением этим видом промысла огромного ущерба водным биологическим ресурсам, морским зверям и птицам полностью запрещен в международных морских районах Мирового океана и в исключительных экономических районах целого ряда государств. Российская Федерация планировала запретить крупномасштабный дрифтерный промысел в исключительной экономической зоне Российской Федерации к 1995 году, но на самом деле объемы крупномасштабного дрифтерного промысла в исключительной экономической зоне Российской Федерации за период с 1995 года и, соответственно, ущерб, связанный с этим видом промысла, увеличился на порядок и помимо японского дрифтерного промысла, в России начал существовать сначала крупномасштабный дрифтерный научный промысел в промышленных масштабах, а с 2009 года - промышленный лов тихоокеанских лососей в исключительной экономической зоне Российской Федерации, осуществляемый дрифтерными порядками сетей общей длиной более 30 километров на одно промысловое судно, уничтожающих все живое на своем пути и потому названных "стенами смерти". Россия единственная в мире страна, которая позволяет осуществлять в своих водах под видом научного исследования хоккайдского стада кеты специализированный дрифтерный промысел нерки, воспроизводящейся только на Камчатке, нанося непоправимый ущерб окружающей среде в ИЭЗ Российской Федерации и нерестовым рекам Камчатского края Крупномасштабный дрифтерный промысел в ИЭЗ России должен быть в самое ближайшее время запрещен для всех, без исключения, пользователей ВБР России - и российских, и иностранных
3. В то же время, исходя из факта существования крупномасштабного дрифтерного промысла тихоокеанских лососей в ИЭЗ Российской Федерации, в целях кардинального снижения ущерба, наносимого этим видом промысла окружающей среде и разработки Оценки воздействия дрифтерного промысла на окружающую среду на альтернативной основе, а также исходя из предложений Счетной палаты Российской Федерации о поэтапном сокращении российского и иностранного крупномасштабного дрифтерного промысла в исключительной экономической зоне Российской Федерации, предлагаем Заказчику рассмотреть при разработке ОВОС при осуществлении крупномасштабного дрифтерного промысла в исключительной экономической зоне Российской Федерации следующие предложения о:
3.1. Сокращении объемов вылова тихоокеанских лососей в ИЭЗ России до среднегодового уровня объемов их вылова при научном промысле (с 22,5 тысяч тонн до 12 тысяч тонн)
3.2. Введении разбивки объемов вылова тихоокеанских лососей в ИЭЗ РФ по видам в соответствии с реальными процентными долями этих видов в общем объеме вылова тихоокеанских лососей рыбаками Камчатского края (горбуша - 73,3%, кета - 15,6%, нерка - 9,4%, кижуч - 0,8%, голец - 0,6%, чавыча - 0,2 %) в отличие от разбивки ОДУ по видам на дрифтерном промысле, где вылов нерки составляет от 45 до 70 %, а вылов горбуши - 7-12% ).
3.3. Снижении пресса крупномасштабного дрифтерного промысла на одни и те же промысловые районы в Карагинской и Петропавловск-Командорской подзонах, наносящего ущерб нерестовым рекам Камчатки, и перенос этих районов в другие промысловые подзоны.
3.4. Сокращении сроков ведения крупномасштабного дрифтерного промысла в ИЭЗ РФ до полутора месяцев для российских и иностранных пользователей ВБР.
3.5. Введении жесткого контроля со стороны государственных органов, ведущих контроль и надзор за исполнением законодательства в области рыболовства и охраны окружающей среды (ст. 77, 78 Федерального закона "Об охране окружающей среды") в ИЭЗ РФ, по компенсации ущерба, наносимого окружающей среде ИЭЗ РФ в результате крупномасштабного дрифтерного промысла российскими рыбаками морским зверям, морским птицам и рыбам (выброс прилова) в соответствии с законодательством Российской Федерации и таксами за ущерб, установленными приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 25 мая 1994 г. № 515 и от 26 сентября 2000 г. № 724.
3.6. Введении института независимых общественных наблюдателей за ведением крупномасштабного российского и иностранного дрифтерного промысла в исключительной экономической зоне Российской Федерации в целях общественного контроля за исполнением российского законодательства. |