На днях была закрыта сделка по покупке владельцем белорусско-германской компании "Санта Бремор" Александром Мошенским ЗАО "Русское море". За 52 миллиона долларов белорусский бизнесмен стал владельцем компании, завода по производству пресервов из рыбы и морепродуктов в подмосковном Ногинске, а также собственно торговой марки "Русское море", хорошо известной и любимой российским потребителем. Мы решили провести собственное расследование, who is mister Moshensky и зачем он полез в "Русское море".
Начнем с того, что в самой Белоруссии 43-летнего выпускника механико-математического факультета Брестского университета БГУ Александра Мошенского сравнивают с "крепким орешком" Брюсса Уиллиса - руководитель совместного предприятия "Санта-Импекс Брест" наиболее известный из богатых белорусских бизнесменов первой десятки стрижен под ноль, а его экспансионистские планы впечатляют даже с первого взгляда.
Г-н Мошенский уже "мистер" в прямом смысле слова: объемы закупок в Исландии у "Санта Бремора" настолько значительны для экономики этого островного государства, что Александру Мошенскому удалось добиться назначения себя почетным консулом Исландии в Республике Беларусь. На очереди - евразийский "трон". Как сказал Мошенский в одном из интервью, "возможности реализации нашей продукции в России, считаем, далеко не исчерпаны. Наоборот, у нас есть амбиции по наращиванию присутствия там, нами построен логистический центр в Москве". Используя возможности Единого экономического пространства, позволяющего свободно перемещать из страны в страну не только товары, но и капиталы, предприятия, рабочую силу, Мошенский хочет использовано вновь создаваемые рычаги для строительства настоящей "рыбной империи".
Учитывая напряженные экономические отношения Москвы с Минском и постоянные то "нефтяные", то "молочные" войны, нельзя исключать, что теперь Батька получит механизм дополнительного - "рыбного" рычага воздействия на Первопристольную. Кстати, "мировую известность" Мошенский приобрел как раз в связи с тем, что в прошлом году попал, в пролукашенковский список невъездных в страны Евросоюза белорусских чиновников и бизнесменов. Впрочем Сам Мошенский считает, что не имеет отношения к непопулярной на Западе политике. "Наша сфера деятельности никак не связана с госпоставками: и "Санта Бремор", и "Савушкин продукт" продают продукты питания для населения, причем на 90 процентов через частную систему реализации. Любой удар или санкции, нацеленные на эти предприятия, ударят и по их работникам, и по тем, кто с ними связан в рамках данной цепочки. Остается ждать, что возобладает здравый смысл".
То, что "орешек" действительно крепкий стало понятно уже скоро - список белорусских персон нон-грата появился в июне, а начиная с 1 июля постоянный комитет Европейского союза по пищевой цепи и здоровью животных разрешил поставки сырого молока и молочных продуктов из Беларуси на рынок ЕС четырем белорусским компаниям. Три из них принадлежали Мошенскому.
Теперь же после приобретения российских активов "рыбный король" оказался полностью упакован - и активами, и брендами, и заказами. Только "Санта Бремор" - это семь производительных цехов, более трехсот видов продукции, и около восьмидесяти торговых представительств на территории Беларуси, России, Украины и Молдовы. Входит в группу и "Савушкин продукт" (производство молока и молокопродуктов и реализация их в Беларуси и за рубежом), "Объединенная молочная компания" (головная компания для создающегося холдинга в молочной отрасли), "Санта Холод" ( сеть складов-холодильников в Беларуси) и "Санта Инвест" ( инвестиции в недвижимость и другие отрасли). Численность работающих в группе компаний приближается к 10 тысячам человек, пополнят ее подмосковные работники. Вполне возможно, что за счет российской рыбы будет расширен и ассортимент продукции белорусского бизнесмена.
Макс Фишман
|