Помощнику Президента Российской Федерации-Начальнику Контрольного Управления
Президента Российской Федерации, Руководителю межведомственной рабочей группы
по подготовке предложений, направленных на развитие рыбохозяйственного комплекса К.А. Чуйченко
Уважаемый Константин Анатольевич!
В соответствии с поручением Совета ВАРПЭ, состоявшегося 14 февраля с.г., информирую Межведомственную рабочую группу по подготовке предложений, направленных на развитие рыбохозяйственного комплекса о некоторых итогах состоявшегося обсуждения проблемных вопросов отраслевого развития.
Речь идет о двух моментах, о которых в прошлом письме ВАРПЭ от 01.02.2013 г. № КЖ-24/01-31 упоминалось, но не достаточно актуализировалось.
Первое - на Совете ВАРПЭ был рассмотрен вопрос о "квотах под киль" в связи с утверждением государственной программы "Развитие судостроения на 2013-2030 годы".
Рыбохозяйственное сообщество в ходе обсуждения вопроса выразило несогласие с категоричностью формулировки "внести изменения в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" с целью создания условий для строительства судов рыбопромыслового флота на отечественных судостроительных предприятиях". Да, в нём нет прямого упоминания о "квотах под киль", так же как нет и иного упоминания о рыбохозяйственном комплексе в разделах госпрограммы, описывающих формы и методы, бюджетные расходы на поддержку иных направлений судостроения (например, ледокольный флот, сухогрузы или буровые морские платформы). В Закон "О рыболовстве..." что-либо похожее внести нельзя по статусу Закона. Значит, всё же квоты. И всё это проходит в условиях, когда нет решения о том, что строить и под какие ресурсы (будь то рыбные или финансовые).
Совет ВАРПЭ выразил категорическое несогласие с подобным подходом к процессам регулирования рыбохозяйственного комплекса.
Второе - о внесудебном расторжении договоров пользования долями квот добычи (вылова) водных биоресурсов.
Суть проблемы заключена в том, что в недалеком прошлом Минфин России и Внешэкономбанк столкнулись с невозможностью в судебном порядке взыскать с операторов рыбопромысловых судов (стеркодеры и ярусоловы - всего 27 судов), построенных под гарантии Российской Федерации в счёт иностранного кредита, задолженности (включая пени) по возврату кредита, которые были погашены федеральным бюджетом. Давление пытались оказать разными мерами. Запретили работу нерезидентного флота - не помогло. Добились поручения Правительства Российской Федерации по разработке мер урегулирования. Перевели операторов в разряд собственников (с их согласия), чтобы возобновилась производственная деятельность и вновь попытались разом вернуть задолженность. Это оказалось невозможным по условиям. Подготовили условия реструктуризации задолженности через Соглашения, но они устроили не всех судовладельцев.
Именно на этом фоне и родилась идея принудительного расторжения договоров пользования долями в качестве меры понуждения.
Идея была воплощена через оформление соответствующего поручения Правительства РФ о формировании поправки в Закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". Оказалось, что именные указания в Законе недопустимы и родился проект общеотраслевого уровня.
В настоящее время причина для расторжения оформлена в виде наличия у пользователя водными биоресурсами неурегулированной задолженности по гражданско-правовым обязательствам перед Российской Федерацией и (или) уполномоченным Правительством Российской Федерации агентом, возникшей в связи с привлечением связанных кредитов иностранных государств, иностранных юридических лиц для финансирования строительства судов... (вносится в варианте Минеельхоза России в ч. 2 ст. 13). В варианте Минфина России практически всё то же самое, кроме замены союза "и (или)" на "или" и требования внести поправку в ст. 33.5, которая в отличие от ст. 13 допускает внесудебное одностороннее расторжение договора. Как выяснилось в ходе обсуждения проблемы, к настоящему времени, все судовладельцы этих стеркодеров и ярусоловов подписали все соглашения с Внешэкономбанком, но исполнение поручения, тем не менее, продолжается и угроза формирования механизма внесудебного расторжения договоров, и как реальная угроза, и как прецедент использования подобного подхода для решения проблемных вопросов, осталась.
Такое игнорирование факторов стабильности развития и осуществления рыбохозяйственной деятельности в вопросе по договорам и по "квотам под киль" вызвало негативную реакцию членов Совета ВАРПЭ и требование довести мнение рыбаков до возглавляемой Вами межведомственной рабочей группы.
Мы просим не допустить размывания основ стабилизации производственных процессов в рыбохозяйственном комплексе и защитить их (основы) как необходимое условие выполнения Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации.
Президент, Председатель Совета ВАРПЭ Ю.И. Кокорев
* * *
Министру сельского хозяйства Российской Федерации Н.В. ФЕДОРОВУ
Уважаемый Николай Васильевич!
Имеется поручение Правительства Российской Федерации о внесудебном расторжении договоров пользования долями квот добычи (вылова) водных биоресурсов. Суть проблемы заключена в том, что в недалеком прошлом Минфин России и Внешэкономбанк, столкнувшись с невозможностью в судебном порядке понудить операторов рыбопромысловых судов (стеркодеры и ярусоловы) немецкой постройки, построенных под гарантии Российской Федерации в счёт иностранного кредита, подписать неприемлемые по условиям (прежде всего по срокам) возвращения соглашения о возврате кредита (включая пени и неустойки), родили идею оказания давления на судовладельцев через расторжение договоров пользования долями. Идея была воплощена через оформление соответствующего поручения Правительства РФ о формировании поправки в Закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". Оказалось, что именные указания в Законе недопустимы и родился проект общеотраслевого уровня.
В настоящее время причина для расторжения оформлена в виде наличия у пользователя водными биоресурсами неурегулированной задолженности по гражданско-правовым обязательствам перед Российской Федерацией и (или) уполномоченным Правительством Российской Федерации агентом, возникшей в связи с привлечением связанных кредитов иностранных государств, иностранных юридических лиц для финансирования строительства судов... (вносится в варианте Минеельхоза России в ч. 2 ст. 13). В варианте Минфина России практически всё то же самое, кроме замены союза "и (или)" на "или" и требования внести поправку в ст. 33.5, которая в отличие от ст. 13 допускает внесудебное одностороннее расторжение договора. Как выяснилось в ходе обсуждения проблемы, к настоящему времени, все судовладельцы этих стеркодеров и ярусоловов подписали все соглашения с Внешэкономбанком, но исполнение поручения, тем не менее, продолжается и угроза формирования механизма внесудебного расторжения договоров, и как реальная угроза, и как прецедент использования подобного подхода для решения проблемных вопросов, осталась.
Причем, необходимо отметить, что соглашения о переводе долга и реструктуризации задолженности подписаны на основании Федерального закона "О Федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" статья 18 часть 6.
На основании вышеизложенного просим Вас оказать содействие в снятии поручения Правительства Российской Федерации согласно письму от 21.11.2012. № П11-51291 и от 03.12.2012 № П11-53228.
Приложение:
1) Письмо Минфина России № 04-04-21/9137 от 28.12.2012. -5 л.
2) Соглашение о переводе долга и реструктуризации задолженности № С30300-АК от 13.12.2012. - 2 л.
3) Выписка из Федерального закона от 30.11.2012. №371-Ф3 -2 л.
Президент, Председатель Совета ВАРПЭ Ю.И. Кокорев
ВАРПЭ
|