По предварительным данным Федерального агентства по рыболовству, объём вылова (без учёта вылова во внутренних водоёмах и аквакультуры) составил в прошедшем году 4,3 млн тонн, что на 0,54% больше показателя 2011 года. Однако объём внутренних железнодорожных перевозок рыбы упал. И первые месяцы 2013 года тенденцию не меняют.
По данным ОАО "Рефсервис" ("дочка" ОАО "РЖД", специализирующаяся на перевозке скоропортящихся грузов), если в 2011-м он составил 802,4 тыс. тонн, то в 2012-м - 755,8 тыс. тонн, то есть на 5,8% меньше.
Сама компания в прошлом году перевезла 229,3 тыс. тонн рыбы, что меньше, чем в 2011-м (256 тыс. тонн), на 10,4%.
Правда, в 2013 году, по словам начальника отдела маркетинга "Рефсервиса" Екатерины Божко, в компании прогнозируют увеличить показатель до 256,8 тыс. тонн, то есть на 11,7%, за счёт привлечения грузов в ускоренные поезда с Октябрьской и Дальневосточной дорог.
У другого крупнейшего игрока российского рынка железнодорожных перевозок рыбы - ООО "Альянс Восток - Запад" - в 2012 году дела сложились лучше, чем в 2011-м. Компания перевезла 74,88 тыс. тонн рыбы вместо 58,175 тыс., то есть на 28,7% больше. По словам её генерального директора Виталия Момота, рыба, как и в прошлом году, перевозилась только ускоренными поездами.
Третий крупный игрок - ООО "Дальрефтранс" - в прошлом году отправил по железной дороге из Владивостока по регионам (как обычными, так и ускоренными поездами) порядка 69,885 тыс. тонн рыбопродукции. Это, как отметил начальник отдела железнодорожных перевозок компании Павел Гришин, на 20% больше, чем в 2011-м. Тем не менее рефрижераторные сцепы, по его словам, на всём пути следования продвигались медленно.
Как рассказал источник в Дальневосточном территориальном центре фирменного транспортного обслуживания ОАО "РЖД", в прошлом году со станций ДВЖД в вагонах-термосах и рефрижераторных секциях отправлено около 400 тыс. тонн морепродуктов. Практически столько же в данный подвижной состав было погружено и в 2011 году. Сегодня, по данным источника, в вагоны "Рефсервиса" на дороге грузится 25-30% рыбы.
Для рынка перевозок данного вида продукции сегодня характерна конкуренция со стороны большого количества прочих собственников изотермического подвижного состава и транспортных компаний, "которые самостоятельно определяют свою производственную и ценовую политику". Среди них, кроме вышеназванного "Альянса Восток - Запад" - "Компания "Восточный Меридиан", "СВ-Транспорт", "Техпром", "Гудман", "Виал Транс", "Востокрефсервис".
У падения общего объёма перевезённой внутри страны рыбы и его мизерности как такового относительно объёма вылова (755,8 тыс. тонн против 4,3 млн тонн) тоже есть объяснение. Это, по мнению старшего аналитика ИФК "Солид" Артура Ахметова, "предприимчивые зарубежные перекупщики", которые скупают рыбу как сырьё, перерабатывают её на своих заводах и продают Европе и России уже с добавленной стоимостью.
"Учитывая, что ещё два года назад доля Китая в общем объёме экспорта рыбы составляла 64%, то факт того, что и сейчас большая часть рыбы "уплыла" в эту страну, очевиден", - говорит он.
Вылов в этом году, по прогнозу господина Ахметова, может увеличиться на 20%. Однако изменения ситуации по перевозке рыбы внутри страны в лучшую сторону ожидать не стоит - пока, говорит эксперт, всё играет против.
Маргарита Меньшакова
Gudok.Ru
|