Как же мне нравятся разные некоммерческие организации по защите чего бы то ни было! Понимаешь: люди дело делают. Сохраняют и защищают. Фонд защиты детей, фонд защиты диких или бездомных животных или даже какого-то одного конкретного животного. Есть, например, в Приморье фонд защиты тигров. Всем понятно: тигров мало осталось, их надо защищать. От браконьеров всяких, от других врагов природы.
А вот рыбам не повезло. Никакого фонда защиты рыб у нас нет. За одним исключением. Есть у нас рыба, защищать которую желающие нашлись. Имя ей - лосось. Ну это понятно: дороже, чем лосось, у нас в реках если кто и плавает, то только осетр, но он повсеместно к вылову запрещен. А вот лосося ловить пока еще можно, поэтому его надо защищать.
В России есть аж два фонда по защите лососей. Фонд "Русский лосось" и фонд "Защитим лосося ВМЕСТЕ!". Первый, судя по контактам, защищает лосося в Москве, второй - на Камчатке.
Вот повезло лососю! В защиту золотого карася, например, ни одного фонда нет, а его в наших водоемах уже почти не осталось, а за лосося - вон сколько заступников.
Повезло и мне: с представителем фонда "Русский лосось" мне довелось познакомиться лично. Геннадий Жарков, председатель правления этого самого фонда, активно отстаивал интересы владельцев РПУ для ловли семги на Кольском полуострове во время обсуждения в Госдуме законопроекта о любительской рыбалке.
Позицию Геннадия Жаркова понять можно. Если верить информации на сайте фонда, Геннадий - вице-президент Московского клуба нахлыста и генеральный директор компании "Лотта-Центр", торгующей нахлыстовыми принадлежностями. Действительно, кому, как не человеку, продающему оружие для истребления лосося, этого самого лосося и защищать? Если всего лосося переловят, то кто ж тогда будет нахлыстовые снасти покупать? И никто не защитит лосося лучше, чем владелец РПУ. В этом всех, и меня в частности, и пытается убедить фонд "Русский лосось" в лице господина Жаркова.
Фонд про это даже книжку выпустил: "Любительское рыболовство и сохранение лососевых в России". Красивых слов там много - заметно больше, чем цифр, а вывод один: только частный бизнес, получив эксклюзивное право на реки, может спасти семгу от неминуемой гибели.
Где-то я уже это слышал. Про эффективных частных собственников. Совсем не удивился тому, что финансовую поддержку изданию оказали Wild Salmon Center (USA) и Gordon and Betty Moore Foundation (USA).
Камчатский фонд "Защитим лосося вместе" тоже заботится о лососях, но - удивительное дело! - его сотрудники утверждают ровно обратное тому, что говорят в "Русском лососе". Вот, например, цитата:
"Современная частная система РПУ для развития спортивного и любительского рыболовства на самом деле развивает в не ограниченных никем и ничем масштабах массовое браконьерство, жертвой которого и стала в последние годы чавыча реки Большой. А ведь еще совсем недавно это было крупнейшее в Азии стадо камчатской царь-рыбы" (из открытого письма президенту, премьеру и прочим руководителям).
Кому из защитников лососей верить?
Мне лично близка позиция камчатского фонда, призывающего государство навести порядок на реках. Только вот у нашего государства, похоже, совсем другие планы. Иначе зачем нужно было разрушать систему рыбоохраны и придумывать непонятные РПУ?
А позиция "Русского лосося" ясна как божий день. Она отлично просматривается на примере того, как этот фонд предлагает сохранить чудом уцелевшую популяцию хариуса на одной из подмосковных речек. Вы думаете, что фонд предлагает создать там государственный заповедник, наладить охрану, чтобы хариус мог спокойно существовать и размножаться? Не угадали. Цитирую проект по спасению хариуса, размещенный на сайте фонда.
"Основная цель проекта:
Создать негосударственный модельный рекреационный объект "Природный парк “Хариус”" для сохранения изолированной популяции европейского хариуса, занесенного в Красную книгу МО, с возможностью рекреационной рыбалки и туризма.
Идея и описание:
Значительная часть участка верхней долины реки в ближайшее время окажется окруженной большим гольф-полем кольцевого типа, которое займет территорию бывших сельхозугодий. Предполагается также строительство коттеджных поселков и объектов гольф-клуба. Необходимо одновременно со строительством гольф-клуба разработать концепцию, подготовить научно-обоснованную программу мониторинга и управления, составить и утвердить в установленном порядке технико- экономическое обоснование и создать модельный рекреационный объект (рабочее название: Природный парк "Хариус").
Расположение и функционирование элитарного гольф-клуба, после организации воспроизводства и восстановления численности хариуса, может эффективно сочетаться со столь же элитарной и привлекательной (преимущественно нахлыстовой) ловлей хариуса, что уникально для ближайшего Подмосковья".
Как говорится, без комментариев.
Константин Алексеев
Газета "Рыбак Рыбака"
|