На днях Минсельхоз опубликовал на сайте проект госпрограммы "Развитие рыбохозяйственного комплекса с 2013 по 2020 год". В документе, в соответствии с которым добыча и производство рыбы за семь лет должны увеличиться как минимум на треть, обозначены основные проблемы и приоритеты дальнейшего развития рыбной отрасли.
Что же мешает развитию комплекса? Мировая конкуренция, политическая нестабильность, конъюнктура мировых цен на рыбу и рост импорта на российский рынок. Но это, так сказать, глобальные угрозы.
Среди внутренних проблем, которые препятствуют реализации стратегий роста, - недостаточная господдержка рыбной отрасли, низкий уровень контроля предприятий комплекса, старение рыбопромыслового флота. Ну и традиционно - низкий уровень переработки продукции и, как следствие, сырьевой характер отрасли, - отмечено в документе.
Однако, самое печальное, по мнению экспертов, что проект госпрограммы фактически "оставил за бортом" переработчиков и рыбоводов. "Эта программа направляет рыбную отрасль в сырьевое русло, - считает Сергей Гудков, исполнительный директор "Рыбного союза". - В нефтяной отрасли правительство хочет, чтобы бизнес сначала перерабатывал "черное золото", а потом уже поставлял продукт с высокой добавленной стоимостью. Почему же в случае с рыбой чиновники не готовят полноценную госпрограмму, формирующую рост потребления качественной и безопасной продукции?"
И действительно, хотя проект госпрограммы пишется уже несколько лет, в разработку программы включили далеко не всех участников рынка. "Добытчики участвовали в этой работе с самого начала, - говорит Сергей Гудков, - в отличие от переработчиков и рыбоводов. Но в момент старта компании, занимающиеся переработкой, были менее консолидированы, чем сегодня, а государство вообще не формировало политику в сфере рыбопереработки". Получается, пришли рыбопереработчики к шапочному разбору.
Кстати, довольно крамольную мысль высказывает господин Гудков, называя рыбопереработку занятием малоприбыльным и бесперспективным в России: "2/3 рынка занимают продажи целой рыбы, или изделий с минимальной долей переработки, например, филе. Этим наше рыбное хозяйство радикально отличается от, например, мясной отрасли, где цельные куски говядины или свинины потребители практически не покупают, а берут колбасу или рулеты".
Получается, во всем виноваты мы, простые россияне. "Потребители побаиваются приобретать даже филе, опасаясь, что вместо благородной трески им подсунут какого-нибудь хека", - говорит глава Рыбного Союза. Именно поэтому рентабельность в переработке практически нулевая.
Впрочем, независимые эксперты с Сергеем Гудковым соглашаются. По данным аналитического отдела Газпромбанка, почти две трети российского производства - это мороженая рыба, еще около 20% занимает сушеная и вяленая рыба и только 3-5% приходится на продукцию глубокой переработки - пресервы, консервацию и другую брендированную продукцию. Этим обусловлена и разница в рентабельности рыбодобывающих и перерабатывающих компаний: 20-40% и 5-10% соответственно.
"Для увеличения рентабельности переработки государство может стимулировать спрос, а также создавать льготные условия для строительства мощностей по хранению, обработке и транспортировке рыбы",- полагает старший аналитик ФК "Уралсиб" Марат Ибрагимов.
Аналитик Газпромбанка Дарья Снитко, напротив, считает, что повышенное внимание к рыбодобыче в госпрограмме оправданно. "Эта часть производства в настоящее время требует наибольших капитальных вложений и технологической модернизации. Российский рыболовецкий флот устарел, особенно это касается переработки на судах",- говорит она.
"Хорошо, что государство решило поддержать рыбную отрасль, - считает начальник управления по связям с общественностью группы "Русское море" Илья Власенко. - Плохо, что поддержка вышла однобокой. Надо понимать, что отрасль должна работать как единый механизм по всей цепочке - от добычи до поставки готовой продукции потребителю. Иначе добытую рыбу рыбодобыче просто некуда и нечем будет поставлять в страну. Узкие места отрасли - припортовая логистика, перевозки рыбы с Дальнего Востока в центр России, различие в налогообложении для добычи и для переработки - так и не решаются. Формирование в этих условиях отечественных "рыбных гигантов", способных провести рыбу по всей производственной цепочке, обеспечить качество и прослеживаемость рыбы для потребителя, развивать отрасль и конкурировать с западными компаниями, опять ложится на плечи бизнеса, которому вытащить в одиночку отрасль из сложившейся исторически раздробленности практически невозможно".
Так или иначе, эксперты считают, что в нынешнем виде госпрограмма "Развитие рыбохозяйственного комплекса" направит рыбную отрасль в сырьевое русло. Модернизации и инновационному развитию, которое так ждет и рыбопереработка, и аквакультура, пока не дали зеленый свет. По мнению участников рынка, проект программы по рыбохозяйственному комплексу грешит теми же недостатками, что и в целом программа по развитию АПК: основные показатели отрасли измеряются не эффективностью и нормой прибыли ее участников, а показателями "валового сбора" или в случае с рыбной отраслью - рыбодобычи. Впрочем, у участников рынка есть почти месяц на то, чтобы внести свои предложения в проект программы, сообщили в Минсельхозе
Макс Фишман
|