На днях посетил я с целью порыбачить так называемый обводненный карьер. В отличие, к примеру, от реки обводненный карьер, согласно Водному кодексу, может находиться не только в федеральной, но и в муниципальной и частной собственности. И из этого возникают некоторые любопытные следствия.
В Водном кодексе сказано, что "пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица. То есть кто владеет землей, тот владеет и прудом или карьером, на этой земле расположенном.
Вот, к примеру, два огромных, общей площадью 93 гектара, обводненных карьера в Щелковском районе Московской области. Расположены они возле населенного пункта Кожино, на земле муниципального образования "Щелково". В январе 2008 года администрация Щелково оформила в регистрационной палате свои законные права на эти самые карьеры, а в сентябре сдала оба водоема в аренду некоему фермеру, Виктору Игнатьевичу Платовскому. Конечно же, договор аренды проверили на законность и зарегистрировали в регистрационной палате. Местный совет депутатов и арендную ставку для фермера установил: 3 копейки за квадратный метр. Или 28 тысяч рублей в год за аренду двух огромных озер. Весомое пополнение в местный бюджет. Можно три лавочки в местном парке поставить. Но это я отвлекся.
Фермер Платовский времени даром терять не стал и тут же организовал на вверенных ему водоемах платную рыбалку: 500 рублей за полдня ловли. Ну это нормально: надо же с чего-то платить зарплату охране, которая жадных рыбаков гонять будет.
Но не учел господин Платовский тягу нашего брата к прекрасному. Нет, если ты садки для выращивания рыбы поставил и туда карпов с форелью запустил, никто на твою рыбу не покусится. Но плотва-то с окунем да карась, которые тут и до тебя жили, - они какое отношение к твоему фермерскому хозяйству имеют? Люди начали возмущаться, но арендатора это, видимо, наоборот, раззадорило. Гонять начали не только рыбаков, но и обычных купальщиков. А чего они фермерскую рыбу пугают, аппетит ей портят?
Так оно и шло бы своим чередом, и покупали бы рыбачки путевки и дальше, да только решил фермер Платовский еще и землицы немного вокруг водоема в аренду взять, чтобы и купальщиков гонять на законных основаниях. Взял, да, видать, чего-то не учел. Цена аренды, даже с учетом того, что для фермерских нужд она в пять раз дешевле, получилась девять миллионов в год. На продаже путевок попробуй отбей! За полгода задолжал фермер четыре с половиной миллиона, и сейчас щелковская администрация уже подготовила заявление в суд о расторжении договора и взыскании с Платовского долга.
Был я на тех карьерах на прошлой неделе, и никто у меня денег за рыбалку не просил и со льда не прогонял. То есть рыбачить там теперь опять можно "свободно и бесплатно".
Фермеру Платовскому можно и посочувствовать. Только дело-то в данном случае не в нем. Дело в том, что, как показывает история с щелковскими карьерами, любой пруд или карьер легко может быть превращен в фермерское или еще какое-нибудь хозяйство и свободный доступ туда для рыбаков будет закрыт. Ведь все пруды и эти самые "обводненные карьеры" по любому находятся на землях тех или иных муниципальных образований. Администрации этих образований регистрируют права на свои водоемы и тут же сдают их в аренду. Каким-нибудь фермерам для разведения рыбы, например, и организации платной рыбалки. И никаких тебе конкурсов, никаких договоров с рыбводами, никакого "контроля со стороны общественности" - ничего. И все это - на совершенно законных основаниях.
Константин Алексеев
Газета "Рыбак Рыбака"
|