Один из наших читателей прогноз Минэкономразвития на 2030 год прокомментировал так: "они бы еще 2080 год взяли". Горькая ирония этих слов понятна: программ и прогнозов нашем веку была масса, только "о светлых перспективах" говорилось на их старте, на финише же в лучшем случае помалкивали. В худшем же пытались поразить воображение публики новыми. Еще более захватывающими.
В заголовок этих заметок я хотел было вынести слова "Не прошляпить бы посевную 2013". Но, похоже, ко власти приходит понимание, что с весной этого года происходит что-то угрожающее. Так что глава федерального правительства Дмитрий Медведев на совещании 5 февраля вынужден признать: нужны экстренные меры по поддержке агропромышленного комплекса.
И вот уже обсуждаются перспективы дополнительного выделения селу из бюджета более 40 млрд рублей на неотложные нужды. Потому, например, что так называемая несвязанная поддержка растениеводов в размере 15 млрд рублей явно мизерна. В расчете на гектар она составляет всего 200 рублей - в 2,5 раза меньше того, что получали аграрии раньше. Почти на нет сведены субсидии на краткосрочное кредитование.
А это значит, что не на что будет приобретать дизельное топливо - встанет сельхозтехника на весеннем севе. Не хватит денег на быстро дорожающие удобрения и средства защиты растений. Но даже метеорологи предупреждают, что и так сократившиеся по площади озимые могут частично погибнуть, а остальные выйдут из зимовки ослабленными. Потребуют азота, а как раз эти удобрения дорожают быстрее всего.
Или познакомьтесь на сайте Россельхозцентра с "Обзором фитосанитарного состояния посевов сельскохозяйственных растений в Российской Федерации в 2012 году и прогнозом развития вредных объектов в 2013 году". Мало не покажется! В почве ждут своего часа полчища клопов-черепашек, долгоносиков, блошек, трипсов, корневых гнилей, плесеней… Средства против этой нечисти, способной резко снизить урожай и ухудшить его товарные качества, стоят бешеных денег. Но они нужны!
Как нужно солиднее поддержать свиноводов и птицеводов в связи с резкой активизацией импортеров их продукции по правилам ВТО. И не дать разориться производителям молока и мяса из-за резкого удорожания кормов и неравного партнерства с коллегами из Белоруссии и других стран.
Но скажет наш читатель, обо всех этих угрозах уже давно говорили аграрные эксперты, аграрная общественность. И будут правы. Как уместно в известной мере и замечание представителя Минфина на совещании у Дмитрия Медведева: господа, а почему такая возможность не была предусмотрена в Госпрограмме развития села до 2020 года? И почему депутаты Федерального собрания, среди которых немало защитников (на словах!) интересов крестьянства, утвердили такой ущербный государственный бюджет? Представитель финансового ведомства, конечно, мягко говоря, лукавит - Минфин уже давно стал традиционным инициатором урезания аграрного бюджета.
Теперь в ручном режиме придется реализовывать новый тезис главы нашего правительства: "Для нас, конечно, очень важны наши обязательства в рамках ВТО. Но для нас ещё более важным является наше сельское хозяйство. Обращаю на это внимание всех - и федеральных органов исполнительной власти, и, естественно, губернаторов: это неодинаковые ценности". Такие слова, вроде бы, ласкают слух, но лучше бы этим правилом руководствоваться раньше, когда прорабатывались перспективы работы АПК в условиях ВТО.
Сегодняшняя ситуация еще раз показала, насколько нужна стране всесторонне продуманная аграрная политика. Программ-то - государственных, отраслевых, целевых, региональных и т.п. масса. Но настоящей перспективной проработки, взаимоувязано решающей проблемы производственные, финансовые, социальные, экологические, - до сих пор нет.
Вот и тот прогноз долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2030 года, который подготовило Минэкономразвития, полностью декларативен. По крайней мере, в части его аграрного раздела. Кого может воодушевить обещание, что страна через 18 лет может увеличить производство продукции сельского хозяйства на 31% и даже на 47% (по разным "сценариям"), а пищевой продукции - на 73% и даже 193%. И это по отношению к рекордному в новой истории 2011 году! Не буду приводить прогнозных цифр производства зерна, сахарной свеклы, подсолнечника, молока, мяса и т.д., чтобы лишний раз не раздражать читателя.
А за счет чего? Здесь документ многословен, но не конкретен. Это какой-то набор популярных сегодня терминов: "активное внедрение интенсивных технологий по мелиорации земель, улучшение способов обработки почвы и посевов, применение минеральных и биоудобрений, эффективных средств защиты растений, уменьшение потерь при хранении урожая, создание и внедрение в производство высокоурожайных и устойчивых к болезням и вредителям сельскохозяйственных культур, применение современной эффективной сельскохозяйственной техники". И наконец, любимое словцо "внедрение биотехнологий"…
Если вспомним разработанную в начале нынешнего столетия т.н. "Программу Грефа" на период до 2010 года, она была гораздо конкретнее. Там, к примеру, в аграрной его части декларировалось создание страховых запасов базовых агропродовольственных продуктов; деятельность оптовых сельскохозяйственных рынков. Говорилось и о формировании и финансировании программы фундаментальных исследований в аграрной науке, и о единой системе контроля качества агропродовольственной продукции.
Планировалось и вступление в ВТО. Но при этом предполагался и разумный торговый протекционизм, не допускающий демпинга на внутреннем рынке со стороны зарубежных импортеров. Обещалась государственная поддержка всех видов кооперации, в т.ч. семейных хозяйств в области сбыта, снабжения, переработки и т.п.
Другое дело, что, возглавив министерство, Г. Греф о многом запамятовал. И к 2010 году его программа была, даже по мнению его сторонников из либерального Центра стратегических разработок, выполнена процентов на сорок. В аграрной же его части, как не трудно видеть, пострадали наиболее значимые для АПК предложения.
А будут ли реализованы в полной мере и, что не менее важно, в нужные сроки меры по поддержке АПК, намеченные на совещании 5 февраля? Судя по реакции представителя Минфина, сопротивление будет большое. Правда, одна из ставок в этой борьбе - репутация и авторитет премьер-министра.
Юрий Савин
Газета "Крестьянские ведомости"
|