В первой части своей статьи Игорь Никитин проследил историю возникновения понятия "ценные виды" в применении к камчатским лососям и пришел к выводу о том, что ценность тихоокеанских лососей как экологическое понятие и как жизненная установка жителей полуострова сегодня отсутствует.
Продолжая эту тему, автор рассматривает другие возможные аспекты "ценности" камчатских лососей.
ЦЕННОСТЬ И ЧИСЛЕННОСТЬ
Следующий аспект - количественный. В этом смысле ценность вида определяется, во- первых, его редкостью в природе, или, если иначе, состоянием запасов, а во-вторых, рыболовным прессом - количеством потенциальных рыбаков, всех, вместе с промышленниками. Давайте обратимся к таблице общих допустимых уловов (ОДУ) и сравним допустимое для вылова количество "ценных" лососей и других, "не ценных" видов рыб, обитающих в иных регионах страны. Ведь, как мы знаем, закон федеральный, для всей страны. Следовательно, он должен отличаться одинаковым подходом к главнейшей задаче Росрыболовства - сохранению запасов биоресурсов.
Для регионов европейской части страны взяты данные ОДУ на 2013 год, а для Камчатки оставлены данные за прошлый год, так как для полуострова объемы определят только весной. Это не должно смущать, поскольку цифры для Камчатки в 2013 году будут примерно на том же уровне, если не больше.
Столица и Московская область с общим населением под 20 млн человек в таблице отсутствуют, но не потому, что автор о них забыл. Просто состояние запасов перечисленных в таблице рыб, очевидно, таково, что главным рыбным ведомством страны ОДУ для этих регионов даже не определяется. Нечего там ловить.
Приведенные в таблице данные дают все основания утверждать, что с точки зрения состояния запасов и рыболовной нагрузки только жители Камчатки должны осуществлять любительское рыболовство "свободно и бесплатно". Чтобы в этом убедиться, достаточно пересчитать допустимые уловы на количество жителей в соответствующем регионе (нижняя строка в таблице). Согласитесь, что 80 грамм рыбы на человека в год для жителей северной столицы и прилегающей области выглядят просто удручающе на фоне полутонны лосося на каждого камчадала. Стало быть, камчатские лососи никак не могут считаться ценными по причине их редкости в природе. Лососи полуострова гораздо более многочисленны и не испытывают такого пресса, как это наблюдается со многими рыбами в других регионах.
Для полноты картины необходимо учесть и такой дополнительный фактор, как наплыв туристов, заботой о которых г-н Крайний по любому случаю оправдывает свои затеи с раздачей водоемов (базы, инфраструктура и т.д.). У него это называется "развитие сферы услуг".
Из интервью камчатского губернатора, данного в начале этого года РИА "Новости":
"Вообще, я не считаю, что туристический сектор на Камчатке сможет стать серьезным подспорьем для экономики территории. Для того чтобы сегодня этот сектор считался рентабельным и приносил ощутимые деньги в бюджет, нам нужно в течение года принимать порядка 100 тысяч человек. Сейчас мы принимаем около 25-30 тысяч. <…> Туризм - это как бы хобби для нас, к сожалению. Но это перспективное направление, и чтобы оно заработало в полную мощность, нужно много вложить. В первую очередь в гостиничную инфраструктуру. Сегодня у нас немного хороших гостиниц, где можно принимать людей. Поэтому мы сейчас делаем акцент на строительстве новых комплексов...".
Наш губернатор не повторяет утверждений Крайнего, что для создания инфраструктуры инвесторам нужна водная поверхность (акватория РПУ). Очевидно, он, как всякий вменяемый человек, знает, что для постройки базы и гостиницы нужна земля, а не вода. И нужны инвесторы, а не такого рода "предприниматели в сфере оказания услуг", как подведомственные Росрыболовству рыбводы, владеющие "на конкурсной основе" множеством РПУ для "организации любительского рыболовства" и в одной компании с иными "предпринимателями", зачищающие карманы граждан.
Из общего числа гостей полуострова туристы-рыболовы - не более чем десятая часть. На Камчатке, в отличие от Астраханской области, хватает экзотики и помимо рыбалки. В то же время, если верить словам астраханского губернатора, дельту Волги посещает в год порядка двух миллионов туристов, и все они едут на рыбалку. И несмотря на это, несмотря на ОДУ в 10 кг рыбы на душу населения - без учета туристов! - ни один из приведенных в таблице видов рыб в этом регионе не сочтен ценным и достойным столь же пристального внимания, как камчатские лососи.
И уж для окончательной ясности сопоставьте 16 тонн озерного лосося в Карелии, не признанного в проекте закона "ценным" видом, и 150 тысяч тонн пяти видов "ценных" тихоокеанских лососей.
Вывод, который неизбежно придется сделать из вышесказанного, очевиден: по своей численности и по тому прессу со стороны рыболовов, который они испытывают, тихоокеанские лососи никак не могут быть признаны ценными. Во всяком случае, не в большей степени, чем те же лещ или судак где-нибудь в Татарстане или Ярославской области.
АСПЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
Но может быть, камчатские лососи играют решающую роль в экономике полуострова и именно поэтому их стоит отнести к категории "ценных"? Тут стоит обратиться к официальным цифрам, которые были озвучены в 2009 году на заседании краевого Антикризисного штаба под председательством первого вице-губернатора Ирины Третьяковой. Заседание должно было определить, какова роль и экономический потенциал рыбной отрасли в формировании собственных доходов краевого бюджета, насколько налоговая нагрузка рыбопромышленных предприятий адекватна предоставленному им праву использовать государственные ресурсы.
По словам начальника УФНС по Камчатскому краю Алексея Семенова, в 2008 году, "несмотря на рост показателей вылова, произошло снижение поступлений налогов и сборов". Если с 2005 по 2007 годы поступление налогов и сборов от рыбопромышленных предприятий выросло с 2,1 млрд рублей до 3,1 млрд рублей, то в 2008 году от предприятий рыбной отрасли поступило только 1,6 млрд рублей. Соответственно и удельный вес отрасли в общих налоговых поступлениях снизился чуть ли не вдвое - с 23,3% до 13,3%.
Основная причина сокращения налоговых поступлений - изменение ставок за пользование биоресурсами. Так, например, ставка по крабу-стригуну уменьшилась с 60 тыс. рублей за тонну до 13 тыс. рублей, по крабу камчатскому - со 100 до 35 тыс. рублей. Кроме того, если ранее ставку сбора 15% имели только рыболовецкие артели и колхозы, то с 2008 года такое право получили практически все рыбодобывающие организации. Как следствие, поступления по сбору за пользование биоресурсами за год снизилось с 1,9 млрд рублей до 396 млн рублей.
Снижение платы за пользование биоресурсами было введено в расчете на то, что эта мера позволит повысить рентабельность предприятий. Однако в 2008 году поступления от налога на прибыль составили 61 млн рублей против 311 млн в 2007 году. Более того, крупнейшие рыбопромышленные предприятия края по итогам работы в 2008 году показали убытки.
На заседании Антикризисного штаба приводились и данные по зарплате в рыбодобывающей отрасли в 2008 году. Средняя зарплата составляла 32,4 тыс. рублей, однако при этом в небольших компаниях, добывающих до 1 тыс. тонн рыбы, "белая" зарплата не достигала и 9 тыс. рублей.
По результатам заседания было принято решение проводить регулярный мониторинг показателей финансово- хозяйственной деятельности предприятий, а результаты мониторинга сделать открытыми и публиковать в средствах массовой информации.
К сожалению, с мониторингом как- то не сложилось. По крайней мере, найти более свежую информацию на этот счет мне не удалось. Видимо, позитивных изменений с тех пор не произошло.
Таким образом, на Камчатке водные биоресурсы, в том числе и "ценные" тихоокеанские лососи, по всем показателям перестали быть основой экономики региона и легальным источником благосостояния граждан.
(продолжение в следующем номере)
Игорь Никитин, Петропавловск-Камчатский
Газета "Рыбак Рыбака"
|