В Санкт-Петербурге разгорается скандал вокруг таможенного оформления импорта рыбной продукции. Депутат городского законодательного собрания Максим Резник просит губернатора Петербурга Георгия Полтавченко разобраться с Федеральной таможенной службой (ФТС) из-за введения ею упрощенного порядка прохождения таможни только для четырех компаний, в том числе группы "Русское море".
Как говорится в имеющемся у "Ъ" письме депутата, летом 2012 года ФТС издала два распоряжения N153-р и N183-р, согласно которым в отношении добросовестных импортеров рыбной продукции может применяться так называемая система зеленого коридора, подразумевающая упрощенный порядок проведения таможенного контроля, исключающий досмотр и проверку заявленной стоимости товара. Представителя законодательного собрания возмутило, что упрощенная процедура начала действовать в отношении только четырех компаний: ООО "Ультра Фиш", ООО "Профибизнес", ООО "Флайфиш", ЗАО "Русская рыбная компания" (входит в группу "Русское море" Геннадия Тимченко и Максима Воробьева). При этом, по данным, приведенным в обращении господина Резника, остальные 200 компаний-импортеров рыбы попали в черные списки ФТС. "В отношении них существенно участились случаи применения дополнительных мер таможенного контроля (досмотры, наблюдения, отборы проб и т. п.), что приводит к увеличению затрат по перемещению контейнеров внутри порта, их хранению и сверхнормативной аренде",- говорится в обращении. Ставка за перемещение только одного контейнера в зону таможенного досмотра составляет около 10 тыс. руб.
По мнению парламентария, установленные ФТС условия включения организаций в список лиц, допущенных в зеленый коридор, содержат "весьма субъективные факторы". В частности, требуется обязательное наличие рекомендации от некоммерческого отраслевого объединения, отсутствие у компании штрафов на сумму более 250 тыс. руб. и зафиксированных случаев неверной классификации товара.
Далее в документе, который Максим Резник намерен сегодня утвердить на заседании законодательного собрания, он предостерегает власти от коррупции и роста потребительских цен. "В подобных условиях фактической монополизированности рынка рыбной продукции и недобросовестной конкуренции в интересах четырех компаний-импортеров все вышеуказанные издержки будут закладываться в стоимость товара, что в конечном счете приведет к резкому росту потребительских цен",- предупреждает господин Резник. По его расчетам, масштаб коррупционных рисков, который ляжет на плечи рядового покупателя, будет исчисляться миллиардами рублей, поскольку, например, по сведениям Росстата, только за январь-август 2012 года общий объем импорта рыбной продукции в РФ составил 612,3 тыс. тонн и достиг 28% от всего объема рыбного рынка в России.
Депутат советует губернатору обратиться в ФТС для расширения перечня импортеров и предложить Северо-Западной транспортной прокуратуре провести проверку по фактам неправомерных действий в отношении импортеров, не получивших право на упрощение таможенных процедур.
В Северо-Западном таможенном управлении ситуацию вчера прокомментировать не смогли. Источники "Ъ" в таможне не исключают, что малоизвестные компании были включены в список, чтобы проверить реакцию рынка на предмет распоряжений ФТС, перед тем как запустить в зеленый коридор основного игрока.
В "Русском море" к ситуации отнеслись спокойно. "Решение, принятое почти год назад ФТС, принятая мировая практика облегчения таможенных процедур для крупных импортеров продукции",- напомнил начальник управления по связям с общественностью группы "Русское море" Илья Власенко. По его мнению, предъявляемые к компаниям для включения в список участников зеленого коридора требования логичны. "Каких-либо трудностей с включением в список по упрощенной системе таможенного оформления у компаний, соответствующих требованиям ФТС, не возникало",- настаивают в "Русском море".
Глава Рыбного союза Сергей Гудков сообщил, что союз в курсе ситуации и пока внимательно наблюдает, каким образом она повлияет на рынок. По его словам, ФТС уже расширила зеленый коридор, в который попали еще несколько крупных компаний: "Северная компания", "Агама", "Балтийский берег" и "Атлант Пацифик".
Анна Пушкарская, Санкт-Петербург; Светлана Ментюкова
Коммерсант-Ъ
|