Кандидатуру президента ОАО "РЖД" Владимира Якунина выдвинули на пост председателя Международного союза железных дорог ещё 9 июля прошлого года. Это было на 80-й сессии Генеральной ассамблеи МСЖД, которая собралась в Филадельфии (США). Ни одного голоса против Якунина никто не подал. Согласно процедуре, в случае окончательного одобрения, он должен вступить в новую должность в январе 2013 года. Сообщаем: окончательное одобрение состоялось.
Первый претендент на освобождающееся место - Александр Мишарин, потомственный железнодорожник. В 1981 году окончил электромеханический факультет Уральского электромеханического института инженеров железнодорожного транспорта. Специальность по диплому - "Инженер путей сообщения - электромеханик". Работал начальником Свердловской железной дороги, первым заместителем министра путей сообщения, заместителем министра транспорта Российской Федерации.
Последующий карьерный рост Мишарина тоже был логичным: директор департамента промышленности и инфраструктуры Правительства РФ и губернатор Свердловской области.
За ним числятся два серьёзных "прокола". В бытность заместителем министра транспорта РФ, Александр Сергеевич в качестве представителя государства возглавлял совет директоров ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии". В пик перевозочного сезона самоустранился от руководства компанией, что повлекло срыв авиаперевозок "Красноярскими авиалиниями". Некоторые СМИ утверждали, что в это время происходил вывод активов компании в оффшоры. Мишарина вызывали в Генпрокуратуру и официально объявили предостережение о недопустимости нарушений закона. А "Красноярские авиалинии" в 2009 году были признаны банкротом.
Второй прокол стоил ему здоровья и кресла губернатора Свердловской области. 1 декабря 2011 года машина, в которой находился Мишарин, поучаствовала в ДТП с двумя другими автомобилями. Погиб человек. Сам губернатор попал в реанимацию. Следствие так расследовало эту аварию, что оказалось, Александр Сергеевич не виноват. Из больницы он вернулся на пост главы области, откуда Путин уволил Мишарина по собственному желанию.
Сейчас Мишарин - внутри ОАО "РЖД". С 3 декабря прошлого года - первый вице-президент ОАО "РЖД" и глава ОАО "Скоростные магистрали". Он пришёл сюда через чистилище: несколько месяцев побыл президентом общероссийской общественной организации "Российская академия транспорта" и членом Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации.
Кстати, Якунин тоже был "первым вице" перед тем, как стать президентом ОАО "РЖД".
Другой вероятный сменщик - бывший министр транспорта РФ Игорь Левитин. Он пришёл в правительство Михаила Фрадкова вместе с Михаилом Зурабовым, министром здравоохранения и социального развития РФ, Дмитрием Козаком, руководителем аппарата Правительства РФ, Сергеем Лавровым, министром иностранных дел РФ, Рашидом Нургалиевым, министром внутренних дел РФ, Александром Соколовым, министром культуры и массовых коммуникаций РФ, Юрием Трутневым, министром природных ресурсов РФ и Андреем Фурсенко, министром образования и науки РФ.
Смешно думать, что в свой кабинет всех перечисленных министров пригласил Михаил Фрадков. Сличим даты. 24 февраля 2004 года Президент РФ Владимир Путин отправил в отставку правительство Михаила Касьянова. 5 марта 2004 года назначил нового премьера - Фрадкова. А через трое суток, 9 марта, Левитин стал министром транспорта и связи (к 20 мая 2004 года ему оставили только транспорт). То есть, и Фрадкова, и министров отбирал Путин.
Игорь Левитин тоже железнодорожник, без вопросов. В 1973 году окончил Ленинградское училище железнодорожных войск и военных сообщений, в 1983 году - Военную академию тыла и транспорта. С 1983 года - военный комендант железнодорожного участка Байкало-Амурской магистрали, затем замначальника управления военных сообщений Московской железной дороги. Полковник запаса. С апреля 1994 года работал в Финансово-промышленной компании железнодорожного транспорта, в 1995-м стал вице-президентом компании. С 1996 года - в ЗАО "Северстальтранс", с 1998 года - заместитель генерального директора этой компании, курировал вопросы транспортного машиностроения, железнодорожных перевозок и работу морских портов.
"Северстальтранс" - это структура ОАО "Северсталь" Алексея Мордашёва.
Проколов у Левитина нет никаких, если не считать авиакатастроф "Ту-134" под Петрозаводском 22 июня 2011 года, "Як-42" под Ярославлем 7 сентября 2011 года, когда разбилась команда хоккеистов "Локомотива", и целой череды кораблекрушений, среди которых гибель буровой платформы "Кольская, речного теплохода "Булгария", буксира "Алексей Кулаковский", самоходного плашкоута "Варнек"…
В результате всего этого, к Игорю Евгеньевичу прочно приклеился общественный титул "министр катастроф".
Однако, насколько нам известно, рабочие отношения у Путина и Левитина всегда оставались не просто хорошими, а очень хорошими. И сейчас Игорь Евгеньевич - советник Президента РФ, то есть, является членом параллельного, путинского правительства.
На наш взгляд, в настоящей ситуации, решающую роль сыграют, именно, эти отношения. ОАО "РЖД" - серьёзный кошелёк, к которому Правительство, то и дело, обращается по разным надобностям. А Председатель Правительства пока - Дмитрий Медведев.
Мы говорим "пока", потому что срок полномочий Владимира Якунина в Международном союзе железных дорог - два года. Его могут переизбрать ещё на два. Но не более. Куда потом девать такую фигуру?
Однажды Якунина уже собирали в Белый дом. Но, видно, поторопились. Сколько там ещё просидит действующий премьер, будет сильно зависеть от состояния экономики Российской Федерации. "В окияне-море" как-то отмечал, что после марта 2012 года Медведев Путину больше не нужен.
Российская экономика в ноябре прошедшего года выросла, всего-навсего, на 1,9 процента. Ноябрь - не первый месяц падения. Может оказаться, что и не последний.
Инерционный вариант развития событий выглядит так: бывшего члена тандема, верного креслохранителя, сдадут в самый подходящий момент - когда нужно будет наглядно продемонстрировать, кто во всём виноват. И для Владимира Якунина наступит время "Ч".
ИАА В окияне-море
|