Камчатка, несмотря на то, что является дотационным регионом, остается одним из главных поставщиков рыбы и рыбной продукции для страны. О развитии в крае рыбного комплекса, модернизации аэропортов, мерах соцподдержки и о том, каких шагов ждет от руководства страны регион, рассказал в интервью РИА Новости губернатор Камчатки Владимир Илюхин.
- Для регионов, которые получают дотации, инвестиции особенно актуальны, чтобы себя более самостоятельно почувствовать. Сколько за год привлечено инвестиций?
- В ситуации с Камчаткой говорить о каких-то инвестициях - это дело неблагодарное. По одной простой причине - слишком неравные условия. У нас, я считаю, будущее очень хорошее, но сегодня без поддержки страны мы Камчатку на какой-то новый уровень просто-напросто не поднимем. В течение долгих лет, десятилетий с Камчатки только брали. Это "рыбный стол" страны - в советские времена мы четверть общесоюзного вылова рыбы давали, сегодня 23%. Вместе с тем в Камчатку не вкладывали практически ничего. Поэтому страна Камчатке задолжала. Я об этом говорил президенту, я об этом говорил премьеру. Пришло, наверное, время хоть какую-то часть того, что взяли с Камчатки, ей вернуть для восстановления инфраструктуры.
- Какова федеральная доля в консолидированном бюджете края?
- Примерно 20% на 80%, где 80% - это дотации, поэтому мы сегодня в числе девяти субъектов Российской Федерации, которые находятся в соглашении с Минфином. То есть любые движения в бюджете, связанные с развитием территории, с уровнем заработной платы - мы должны все согласовать с Минфином. Поэтому у нас сегодня самая низкая заработная плата у бюджетников. Да, у нас есть северный коэффициент и надбавки. Но если сегодня средняя заработная плата в средней полосе страны, допустим, 30 тысяч рублей, то у нас 30 тысяч рублей - это в том числе с коэффициентами и надбавками.
Поэтому в стране необходимо принимать закон о районировании. Нельзя сегодня сравнивать образ жизни и условия жизни на Севере или в районах, приравненных к ним, с центральной полосой России.
- Что остается на Камчатке от результатов работы рыбного комплекса?
- На сегодняшний день в бюджете Камчатского края в 50 миллиардов рублей доля налоговых и иных поступлений от предприятий рыбохозяйственного комплекса, к сожалению, достаточно мала - всего порядка 2 миллиардов рублей. При этом более 50% объемов промышленного производства в крае приходится именно на рыбохозяйственный комплекс. Численность занятых в рыбопромышленном комплексе составляет около 17 тысяч человек. Ежегодно примерно 1,2 миллиарда рублей мы платим в федеральный бюджет. Освободите нас на пять лет от уплаты федеральных налогов и сборов, оставьте деньги на территории - это даст нам дополнительную возможность развиваться.
- А какими темпами идет развитие на Камчатке аквакультуры?
- Сегодня на Камчатке действуют пять рыбоводных заводов. В планах развития до 2020 года в соответствии с разрабатываемой краевой целевой программой "Развитие аквакультуры на период 2013-2020 годы" строительство еще 30 заводов по разведению тихоокеанских лососей. Стоимость этого проекта чуть более 5 миллиардов рублей, при этом 1,2 миллиарда - средства федерального бюджета, около 100 миллионов - краевого и еще почти 4 миллиарда рублей - средства частных инвесторов. Думаю, что найти эти деньги - не проблема, ведь сегодня сами рыбаки заинтересованы в развитии аквакультуры и готовы вкладываться на перспективу.
В наличии дополнительных рыбоводных заводов на территории полуострова заинтересованы все перерабатывающие предприятия региона. На сегодняшний день инвестиции в береговую переработку Камчатки уже составляют порядка 3 миллиардов рублей в год. После закрепления квот и промысловых участков за предприятиями на долгосрочный период впервые за многие годы рыбаки стали очень активно инвестировать в берег.
На побережьях полуострова построено 12 современных заводов, нацеленных на выпуск высококачественной и рентабельной рыбной продукции, что позволило увеличить производственные мощности по выпуску продукции более чем на 2,5 тысячи тонн в сутки. В ближайшее время в крае планируется ввести два новых перерабатывающих завода стоимостью около миллиарда рублей каждый. Причем, это будут крупнейшие в стране заводы по объему переработки. Но сегодня заводы загружены лишь в сезон путины. Наша задача сделать так, чтобы эти заводы работали хотя бы 4-5 месяцев в году (в период социализма они работали круглогодично).
Я подал предложение правительству страны, чтобы Камчатка пользовалась приоритетным правом по обеспечению продуктами питания всех войсковых соединений, расположенных на полуострове. И это касается не только рыбопродукции. У нас картошка лучше, чем где-нибудь в России. Мы можем содержать сельхозхозяйства, чтобы обеспечивать военных, но нам нужны гарантии.
- Что сейчас мешает развиваться рыбному комплексу в регионе?
- Проблем множество. Одна из основных, предельно обострившаяся в последние четыре рекордных по объемам добычи лосося года, - проблема доставки рыбопродукции в центральные районы страны. Сегодня значительная часть дальневосточной, в том числе и выловленной на Камчатке рыбы, экспортируется за границу. Например, чтобы доставить рыбопродукцию в Москву, требуется 40-60 суток, плюс высокая стоимость транспортировки и хранения, увеличивающаяся на порядок в период лососевой путины. Поэтому для нас очень важно и перспективно развитие Северного морского пути. В 2011 году камчатская рыба впервые отправилась в Санкт-Петербург по Севморпути. Сроки доставки минимальны, цена доставки этим путем ниже, а значит, качественная российская рыба будет дешевле для потребителей в европейской части России.
Авачинская бухта, по данным международных специалистов, самая удобная незамерзающая бухта в мире, может вместить весь мировой флот, мы можем функционировать круглогодично. Других таких портов на тихоокеанском побережье России нет. На перспективу порт Петропавловск-Камчатский рассматривается как одна из ключевых точек - порт-хаб на Северном морском пути. Но пока объемов товаров и продуктов для выгодной работы порта нет.
На 2012-2014 годы Агентство морского и речного флота выделило 4,5 миллиарда рублей на устройство и развитие пирсового хозяйства Петропавловск-Камчатского торгового порта. Но этого будет мало - нам необходимо развиваться. Надеемся, что это получится сделать и за счет привлеченных инвестиций. Интерес со стороны инвесторов есть.
- Камчатка обладает большими запасами полезных ископаемых. Какой бы вы обрисовали ситуацию в горнодобывающей промышленности?
- Надеюсь, что пока я буду работать, появятся пять горно-обогатительных комбинатов. Мы планируем к 2020 году выйти на добычу 18 тонн золота в год. При этом сейчас добывается 2-3 тонны золота - это мало. В целом разведанные еще в советские времена запасы горнорудного золота составляют около тысячи тонн. В развитии горнорудной промышленности я вижу один из векторов развития территории.
Сейчас идет активная работа по строительству рудника аметистового месторождения, запас которого составляет где-то около 50 тонн. В Карагинском районе компанией "Сигма" ведутся активные геолого-разведочные работы и подготовка к опытной эксплуатации Озерновского рудника, где подтверждены 50 тонн золота и 50 тонн серебра, при условии его пересчета на золото.
- Какая сейчас конкретно помощь нужна региону?
- В первую очередь, когда я говорил, что страна задолжала Камчатке, я имел в виду денежные средства, которые должны пойти на развитие инфраструктуры. Сегодня Петропавловск-Камчатский - хаотично застроенный город в сейсмоопасной зоне. Значительная часть жилфонда и социальных объектов находятся на 9-балльных площадках. Дефицит по сейсмостойкости (достигает трех баллов) только в Петропавловске имеют больше 3 тысяч зданий. Не дай Бог рванет. Конечно, такие дома нужно сносить.
- Почему этих зданий так много?
- Первое землетрясение, после которого стали вносить изменения в строительные нормы, - это землетрясение 1971-го года, когда в эпицентре было в пределах 8,5 балла. До этого считали, что в Петропавловске - 7-8-балльная площадка. После 1971 года проекты зданий стали рассчитывать на девять баллов. По ним стали строить новые микрорайоны на северо-востоке города.
Во время землетрясения в 2006 году, которое произошло у нас на севере полуострова, в Корякии, в эпицентре было 9,5. Сегодня зона Петропавловска-Камчатского и вообще всей южной агломерации края считается 9-балльной площадкой. Сейчас мы строим сейсмостойкое жилье. Благодаря федеральной программе, с 2009 года нам удалось достаточно большое количество жилья построить. До 2015 года нам предусмотрено еще около 3 миллиардов рублей на новые стройки из федерального бюджета. Я просил президента, чтобы средства программы, "размазанные" на 3 года, передвинули на 2013 год. Он пошел нам навстречу, и в 2013-14 годах мы фактически построим еще один новый безопасный микрорайон.
- Насколько бизнес заинтересован в участии в жилищном строительстве региона?
- Стоимость квадратного метра эконом-жилья в Петропавловске составляет 58 тысяч рублей. За последние годы наши строительные компании набрали хорошие темпы по строительству коммерческого жилья. Бизнес сегодня заинтересован и в социальных стройках. Наши строители готовы возводить и малоэтажное жилье, оно дороже, но значительно комфортнее.
Сейчас мы расселяем и сносим старое жилье, готовим площадки под застройку по береговой линии, с видом на бухту в центральных районах города. Малоэтажка - это перспективный проект. Но прежде нам нужно создать для этого условия. Фактически только в 2012 году мы начали сносить старые дома. Под снос пойдет стадион "Спартак" в самом центре Петропавловска-Камчатского (вскоре там появится современная спортивная площадка), и другие сооружения. Нужно менять облик города, перестраивать и развивать его. Мы разработали программу реконструкции исторического центра Петропавловска-Камчатского. Город воинской славы должен быть красивым и уютным для жителей. Эти проекты интересны и инвесторам.
- А как обстоит дело со строительством очистных сооружений? Когда регион планирует решить проблему сброса неочищенных стоков?
- У нас сегодня 44 выпуска фактически неочищенных отходов в Авачинскую бухту. Мы эту "жемчужину" просто губим, сливая туда все. Это неправильно. Чтобы изменить ситуацию в инженерной инфраструктуре, нам необходимо 11 миллиардов рублей. Только на строительство очистных сооружений требуется около 5 миллиардов. Необходимо найти решение. У руководства страны понимание этой проблемы есть.
Если федеральное правительство начнет инвестировать в реконструкцию сетей и очистных сооружений, тогда на условиях софинансирования придет бизнес. Сегодня инвесторы опасаются заходить в такие проекты, ведь территория слишком рискованная, много сложностей: климатических, сейсмика. Риски превышают все возможные пределы. Мы не можем, к сожалению, бюджетом субъекта все это решить. С радостью бы, но не можем.
- Регион сейчас имеет возможность строить социальное жилье?
- Социальное жилье на Камчатке лет 20 не строили. Месяц назад мы впервые за долгие годы сдали первое социальное жилье для молодежи - построили два новых дома для молодых специалистов. Сейчас заселяем их. Конечно, мы находим какие-то возможности строить за счет собственных бюджетных средств, но без поддержки федерального центра мы не сможем все это кардинально изменить.
- Как в настоящее время идет развитие транспортной инфраструктуры региона?
- Ключевой проект, который мы сейчас реализуем на Камчатке, - это реконструкция взлетно-посадочной полосы аэропорта Петропавловска-Камчатского. С 94-го она является аварийной. Президент пошел нам навстречу, и Камчатке было выделено 12 миллиардов рублей на реконструкцию "взлетки". Сейчас мы активно ведем работы, и в следующем году полоса, перроны и рулежные дорожки будут реконструированы.
Мы начнем строить новое здание аэропорта на условиях государственно-частного партнерства. Полосу строит бюджет, а терминал строит бизнес. Надеюсь, оба проекта будут завершены в 2014 году.
- Аэропорт, который закладывается, сможет ли в будущем принимать международные рейсы? Предусмотрена ли такая возможность?
- Мы его сразу будем строить как международный. Работы ведутся над проектом с участием американской компании. Проектом аэропорта занимается Фонд развития Дальнего Востока, он в нашу корпорацию развития входит на 25%.
Международные рейсы и сейчас осуществляются, через нас летают на Аляску, на Токио, но эти рейсы осуществляются только в летний сезон. Мы заинтересованы в развитии, потому что путь в Америку для дальневосточников через нас гораздо ближе, чем через Москву, не говоря уже об Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Наше авиапредприятие, которое было раньше федеральным, 25 ноября 2012 года передали в собственность края. Теперь ключевая задача для нас - обеспечить безопасность авиаперелетов и нарастить объем перевозок.
- Недавно высказывалась идея о создании дальневосточной авиакомпании, стоимость билетов на рейсы которой будет невысока. Как вы относитесь к этому проекту?
- Я за создание нашей дальневосточной компании, потому что мы в складчину можем сегодня закупать один-два типа самолетов, у нас могут быть свои стандарты по обучению и инженерного состава, и пилотов, мы можем свои цены установить. Сейчас над этим работает Минвостокразвития.
Я готов садиться за стол и разговаривать, если вы нам предложите какую-то особую тарифную политику, но этого же нет. Самолетов, которые нужны сегодня на территории, тоже нет. И какой смысл нам сегодня идти в кабалу, терять последнюю возможность управления полетами на севере?
Пока мы можем только в стратегическом смысле говорить: да, возможно, мы будем участниками этого проекта, потому что это нам интересно, так как это касается всего Дальнего Востока. На севере нужно на чем-то летать. До тех пор, пока не появятся типы самолетов, которые мы способны были бы принимать, вопрос будет стоять остро.
- Регион планирует пополнять свой авиапарк? Как это происходит?
- У нас сейчас два самолета Ан-26 старых, один самолет Ан-28 и пять самолетов L-410. Еще есть Яки, которым по 30 лет, на них летать уже нельзя, и они неэкономичны. Мы взяли три новых самолета L-410, но ему взлетно-посадочная полоса нужна 900 метров. У нас на севере нет таких полос, только в районных центрах.
Надо сказать, что у края очень хороший контакт с Росавиацией и Минтрансом. Три самолета L-410 мы получили по рекомендации Росавиации. Два куплены на средства федерального бюджета, один - за счет краевого. В следующем году мы получаем пассажирский вертолет Mи-8. Места в очереди на Ми-8 на Казанском заводе до 16-го года не было, но с помощью Росавиации нас поставили в очередь. В первом полугодии 13-го года мы машину свою получим. Купили самолет Ан-26, в марте его пригонят.
- Насколько жителям региона накладно летать? Для некоторых районов это практически единственная возможность передвижения.
- Мы уже третий год субсидируем полеты внутри субъекта. В 2011 году нам это где-то миллионов в 200-ти обошлось, в 2012 году самый большой пик - 400 миллионов рублей мы затратили. Билет, который стоит порядка 40-43 тысяч, местным жителям обходится в 8-10 тысяч рублей. Люди стали летать. До этого не было возможности.
- Как проходит модернизация аэропортов в регионе?
- В настоящее время мы реализуем проекты сразу по пяти аэропортам. До 2015 года завершим работы в аэропорту Петропавловска-Камчатского "Елизово". Начинаются работы по строительству нового аэропорта в Палане (административный центр Корякского округа), завершить работы планируется в 2013-2014 годах.
Мы договорились с Росавиацией, что будем строить полосы с твердым покрытием на острове Беринга, на Командорах. Работы должны завершиться также в 2013-14-м годах.
В районном центре Тигиль время завершения работ по модернизации аэропорта, наверное, год 2015-2016-й.
Но самая большая головная боль у нас с аэропортом "Тилички". После землетрясения 2006 года аэропорт пришел в негодность, асфальтовое покрытие, которое там было, сняли, сейчас там просто грунтовка. В Росавиации планируют деньги на строительство нового аэропорта - площадку мы нашли. Ориентировочно он появится году в 2017-м, до этого времени ситуация на этом направлении будет очень напряженной.
- Сейчас идут работы по созданию морского вокзала в Петропавловске-Камчатском. На какой стадии реализация проекта?
- Мы сейчас только заложили новое здание морского вокзала, только начинаем строить. Строительство должны завершить в первом полугодии 2014-го года. У города появятся современные морские ворота.
А если говорить о порте, то мы практические решили проблему грузового сообщения вдоль восточного и западного побережий полуострова. Четыре самоходные баржи "Сосновка", спроектированные специально для Камчатки, могут выгружаться на сложных участках, особенно на Охотском побережье, где невозможно построить пирсовые сооружения из-за больших отливов. Две машины мы уже получили, и они успешно возят грузы на север. Еще две приходят в январе.
- Предполагается ли в городе создание какой-то туристической инфраструктуры - гостиницы и так далее?
- Для меня это одна из самых больших трудностей. Вообще, я не считаю, что туристический сектор на Камчатке сможет стать серьезным подспорьем для экономики территории. Для того, чтобы сегодня этот сектор считался рентабельным и приносил ощутимые деньги в бюджет, нам нужно в течение года принимать порядка 100 тысяч человек. Сейчас мы принимаем около 25-30 тысяч.
У нас очень специфичный туризм. Помимо зимних видов спорта - горных лыж, сноубординга - к нам любят ездить охотники, рыбаки, альпинисты, орнитологи, ученые. Многие летят за экзотикой, ведь в крае извергаются вулканы, одна из самых больших популяций бурого медведя, уникальные запасы морских биоресурсов. Но, как правило, туры к нам довольно дорогие и позволить их себе могут лишь люди состоятельные.
Сегодня в крае работают порядка 30 более или менее крупных туристических компаний. Туризм - это как бы хобби для нас, к сожалению. Но это перспективное направление, и чтобы оно заработало в полную мощность, нужно много вложить. В первую очередь, в гостиничную инфраструктуру. Сегодня у нас немного хороших гостиниц, где можно принимать людей. Поэтому мы сейчас делаем акцент на строительстве новых комплексов. Ближайший крупный инвестиционный проект - гостиница "Парус" с видом на бухту в самом центре города. Этот инвестпроект мы сейчас пытаемся реализовать с помощью корейцев.
- Расскажите, пожалуйста, о планах реконструкции исторического центра Петропавловска-Камчатского.
- За два года мы должны центр благоустроить. Придать ему новый облик. Там появятся несколько этнодеревень коренных малочисленных народов. Там откроются ресторанчики и кафетерии, сувенирные лавки, пешеходные зоны и зоны отдыха для горожан и гостей. В любое время года будет интересно прогуляться в центре. Проект готов, с этой весны мы приступаем к реконструкции центральной части Петропавловска-Камчатского. Общая стоимость проекта в пределах 5 миллиардов рублей - 2 миллиарда мы своих закладываем, бюджетных, плюс деньги бизнеса. Надеюсь, федеральный центр окажет нам поддержку в строительстве инфраструктуры, в том числе реконструкции существующей дорожной сети. На остальное сами деньги найдем.
- Как вы планируете решить проблему пробок в городе?
- У нас в Петропавловске-Камчатском основная дорога протяженностью 25 километров вдоль города по берегу Авачинской бухты. В городе проживают 193 тысячи жителей. Зарегистрированных машин - 137 тысяч. Сказать, что для нас существует проблема пробок - ничего не сказать. Поэтому сейчас мы работаем над проектами двух развязок, в следующем году приступаем к строительству за счет собственных средств, чтобы хоть как-то развязать, разгрузить город. А еще две развязки мы должны сделать на федеральной трассе.
На начало строительства первой развязки - на 2013 год - пойдет 300 миллионов рублей, а в целом на дорожное строительство мы направим около 1,1-1,2 миллиарда рублей. В 2012 году на дорожное строительство было выделено 1,6 миллиарда рублей. Значительный объем средств, более миллиарда рублей, во многом благодаря Росавтодору направили на ремонт и реконструкцию действующей дорожной сети.
Когда я пришел на пост губернатора, я определил ключевые приоритеты: три "Д" - дети, дома, дороги. За почти два года мы построили пять детских садов, построили новый микрорайон - в общей сложности 22 дома, а по дорогам - вложились колоссально. Все, что могли, отдали туда, качество, может, не очень, но пока люди еще учатся - таких объемов раньше не осваивали. Бюджет практически не вырос - остался тот же. Мы перераспределили деньги, чтобы направить их на основные, первостепенные задачи. А дальше будем развиваться, в том числе и с помощью федерального центра.
- Как вы считаете, продолжается ли миграция населения из региона?
- Нас сейчас всего 300 тысяч. За последнее десятилетие мы потеряли около 30 тысяч человек. В последние годы нам удалось переломить ситуацию с естественным приростом. Впервые у нас рождается больше людей, чем умирает. Но ситуация с миграционном оттоком по-прежнему сложная. Конечно, стало приезжать больше людей, и численность населения стабилизировалась. Но в основном к нам едут далеко не специалисты. Мы не раз обсуждали эту проблему в регионе. Нам нужны высококлассные специалисты, инженеры, люди рабочих специальностей, профессионалы. Поэтому в разных отраслях мы внедряем программы по привлечению кадров. К примеру, благодаря такой программе в здравоохранении, мы за два года привлекли 170 врачей на Камчатку. Эти люди сейчас работают в крае, некоторые из них уехали работать в северные населенные пункты в Корякском округе.
В лучшие годы на Камчатке проживало 460 тысяч человек, включая военнослужащих. Для нас это оптимальная цифра, к ней надо стремиться.
- Когда же на Камчатке, по вашему мнению, будет комфортно жить?
- Если удастся сделать то, что мы запланировали, то, полагаю, к году 2018-20-му мы сможем создать не идеальные, но нормальные человеческие условия для жизни на Камчатке. У нас сегодня по опросам 53% населения довольны своим образом жизни. Они имеют 2-3 машины, хорошую квартиру, дачу, возможность один-два раза в год выезжать на отдых. Чтобы закрепить население на Камчатке, на Дальнем Востоке, нужно решить ключевые задачи - построить детские сады, жилье, поднять уровень здравоохранения и навести порядок в коммуналке. С учетом внимания, которое в последнее время уделяют нашему региону федеральные власти, думаю, нам это удастся в ближайшие годы.
РИА "Новости"
|