Гидроэнергетики планируют увеличить размах годовых колебаний уровня Байкала. Единственный смысл этих планов - получение большей прибыли компании En+ Group Олега Дерипаски, контролирующей "Иркутскэнерго" и весь каскад гидроэлектростанций на Ангаре. Экологи и эксперты уверены, что реализация планов энергетиков нанесет смертельный удар по экосистеме озера. Такое мнение выразили участники рабочего совещания по проблеме регулирования уровня озера Байкал, которое прошло в Улан-Удэ в рамках Байкальского экономического форума БЭФ-2012.
По действующему сейчас порядку, колебания уровня Байкала, которые зависят от режима работы Иркутской ГЭС, не должны превышать одного метра. Представители правительства Иркутской области и компании En+ Group, зарегистрированной на острове Джерси (Ла- Манш), выступают за то, чтобы "сливать" и поднимать Байкал в большем, чем сейчас, диапазоне. В результате компания Дерипаски, будет производить и продавать больше электроэнергии, а иркутские чиновники рассчитывают на рост налоговых платежей от энергетиков.
Министр МПР Иркутской области Олег Кравчук сослался на исторические данные, свидетельствующие о том, что раньше колебания уровня Байкала достигали 1,2 м, превышая, следовательно, ныне установленный диапазон в один метр. Это, по мнению министра дает научное обоснование для сезонных опусканий и подъемов уровня воды в Байкале при помощи задвижек на ближайшей к озеру Иркутской ГЭС. Вопрос, получается, сводится к превышению диапазона всего на 20 см. "Когда на Байкале дует ветер, то высота волн, бывает, и до метра доходит. Поэтому эти 20 см, по нашему мнению, серьезных изменений не вызовут". - сказал в своем выступлении управляющий директор по энергетическому бизнесу En+ Group Александр Сергеев
Противоположную сторону, выступающую против увеличения диапазона сезонных колебаний уровня воды в Байкале, представляли на БЭФе правительство Бурятии, терорганы Росводресурсов и Росрыболовства, а также представители научного сообщества из СО РАН и экологи - Всемирный фонд дикой природы (WWF), РОО "Байкальская экологическая волна" (БЭВ, Иркутск) и Бурятское региональное объединение по Байкалу (Улан-Удэ).
По мнению министра МПР Бурятии Баира Ангаева, естественные сезонные колебания Байкала до постройки ГЭС на Ангаре не превышали 80 см в год. "Сегодня, - сказал он, - в условиях закрытия большинства научных станций, которые "мониторили" уровень Байкала, возникает следующий вопрос: почему в районе порта Байкал уровень держится в метровом диапазоне, а где-нибудь в районе, скажем, Усть-Баргузина или Баргузинского заповедника этот диапазон выскакивает за метр тридцать?" Баир Ангаев уверен, что, для определения оптимального диапазона колебаний уровня Байкала, необходимо проведение масштабных научно-экологических исследований. Он выразил опасение, что предстоящее увеличение диапазона колебаний почти в два раза приведет к очередному экологическому удару, от которого Байкалу будет трудно оправиться.
Это будет иметь серьезные последствия и для жителей городов и поселков, расположенных на берегах Байкала. Режим работы Иркутской и стоящих ниже по Ангаре Усть-Илимской и Братской ГЭС уже привел к подтоплениям даже на западном, более высоком, берегу Байкала. В поселке Листвянка, например, исчезла одна из двух существовавших ранее улиц. На более пологом восточном берегу происходят подмывы береговой линии, утрачиваются сельхозугодья, появилась даже угроза Транссибу.
Особые экологические риски связаны с Ангарским сором - мелководным заливом в северной части озера. Сор отделен от Байкала песчаной косой и всегда служил природным воспроизводственным участком для биоресурсов севера Байкала. В результате искусственного увеличения колебаний уровня воды в озере коса на Ангарском соре размывается, в ней появляются прораны шириной 1,5-2 м. В результате водный режим в заливе изменился, снизилась температура воды, что привело к уменьшению кормовой базы омуля и ухудшило условия для нагула его молоди.
Но главная опасность - это попадание в Байкал иловых накоплений, которые сейчас заперты песчаной косой на территории сора. Это же касается и всех других мелких заливов на берегах Байкала. О том, что такая опасность вполне реальна, говорит недавнее загрязнение в Баргузинском заливе в районе Максимихи. Там местные жители и многочисленные туристы обнаружили в воде вблизи берега большое темное пятно, которое приняли за разлив нефтепродуктов. Выяснилось, что это были сгнившие водоросли.
"Мы сегодня говорим, что Северный Байкал - это самая чистая часть озера. Но если все иловые накопления из Ангарского сора в Ярках попадут в Байкал, то будет все наоборот. Тогда загрязнения и десяти, и ста БЦБК рядом не будут стоять с тем загрязнением, которое может оказаться в Байкале!" - сказал министр Ангаев.
* * *
Не менее пагубным следствием нарушения естественного гидрологического режима озера стало то, что на целый месяц сместился сезонный цикл колебаний уровня воды. ПО словам сотрудника Института общей и экспериментальной биологии СО РАН Николая Пронина, еще несколько лет назад минимальные показания уровня воды в Байкале приходились, как и обычно, на апрель, а максимальный - на сентябрь. Сегодня же эти смены цикла происходят соответственно в мае и октября. Это наносит непоправимый урон популяциям омуля, сига и других видов рыб, у которых резко изменились в худшую сторону условия нереста и нагула молоди.
"В 2008 году к нам поступил запрос о том, какой примерно мог быть ущерб рыбным запасам Байкала в весенне-летний период 2005 года в результате повышения установленного уровня в 456 м всего лишь на 20 см, - рассказал специалист Ангаро- Байкальского теруправления Росрыболовства Валерий Кильдюшкин. - По нашим расчетам, ущерб составил 1 млрд 305 млн 224 тыс. рублей в ценах 2008 года. И это только по кормовой базе, без учета потерь во время нереста и нагула молоди омуля".
* * *
Директор БРО по Байкалу Сергей Шапхаев считает, что сегодня необходимы новые, более обоснованные отметки минимального и максимального уровней воды и новые правила использования водных ресурсов (ПИВРы) Байкала. Он привел данные контрольных замеров, которые свидетельствуют о том, что и на Иркутской, и на Братской ГЭС грубо нарушаются эти правила. Минимальные и максимальные отметки уровни воды, установленные ПИВРами, там просто игнорируются. А весь ущерб, который наносится Байкалу в результате такого подъема и опускания задвижек, просто невозможно оценить.
Неестественные и чрезмерные колебания озера разрушили многое экосистемы, береговую линию, исторические природные памятники. Нарушился режим нереста рыб и гнездования байкальских птиц, особенно в дельте Селенги. В этом водном угодье международного значения (дельта Селенги занесена в списки Рамсарской конвенции) затоплено более ста квадратных километров дельты. На восточном берегу Байкала разрушились песчаные косы в прибрежных заливах и в устьях впадающих в озеро рек, исчезло 400 кв. км удобных для отдыха песчаных пляжей. Только для Бурятии ежегодный ущерб от потерь биомассы, размыва пляжей, потерь леса и подтоплений сельхозугодий, по оценкам Института региональной макроэкономики Минэкономразвития России, составляет 14 млрд рублей.
Кроме того, по мнению руководителя общественной организации "Байкальская экологическая волна" Марины Рихвановой, изменение режима колебаний озера, уже сказалось на увеличении загрязнений, которые попадают в Байкал со сточными, поверхностными и грунтовыми водами, поскольку происходит размыв почвы, изменение глубин и течений в прибрежных заливах. Если расширить допустимый диапазон колебаний уровня, то эти явления резко усилятся.
Павел Дмитриевский
Газета "Рыбак Рыбака"
|