19 сентября 2012 г. министр сельского хозяйства Российской Федерации Николай Федоров выступил на пленарном заседании Госдумы России в рамках "Правительственного часа". Седьмой пункт своего выступления Николай Федоров посвятил, в том числе, и приоритетам в законодательном обеспечении нового и важнейшего направления работы Минсельхоза - выработки государственной политики в сфере рыбохозяйственного комплекса.
Из выступления на Пленарном заседании Государственной Думы РФ в рамках "Правительственного часа" 19 сентября 2012 г.
7. О приоритетах в законодательном обеспечении
<…>
Что касается еще одного нового и важнейшего направления работы Минсельхоза - выработки государственной политики в сфере рыбохозяйственного комплекса, стратегия развития которого зависит от скоординированных действий Правительства и законодателей, то в нормативно-правовом регулировании мы выделили 4 приоритетных законопроекта, требующих принятия в этом году.
1. Первый законопроект - "Об аквакультуре", который устанавливает особенности функционирования рыбоводных предприятий. Проект разрабатывался около 7 лет, был принят Думой в первом чтении, но подготовка поправок ко второму чтению была затянута из-за межведомственных разногласий.
Вместе с тем, этот наглядный пример наличия законодательных лакун и бюрократических проволочек приводит к тому, что по данным ФАО по объемам рыбоводства Россия не входит даже в тридцатку аквакультурно развитых стран. В 2011 году в нашей стране выращено 152 тыс. тонн продукции, для сравнения, в Китае ежегодно производится до 40 млн. тонн, то есть в 260 раз больше.
Сегодня основные межведомственные разногласия исчерпаны, мы рассчитываем в ближайшей перспективе внести в Правительство проект поправок ко 2 чтению для дальнейшего рассмотрения в Думе.
2. Законопроект о регулировании прибрежного рыболовства ("О внесении изменений в статьи 1 и 7.1 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов"), который направлен на закрепление действовавшей практики по осуществлению судовой переработки и перегрузов уловов водных биоресурсов.
Предусмотренный сегодня запрет этих операций приводит не к их предупреждению и пресечению, а к наложению на рыбаков драконовских штрафов, которые фактически парализуют экономику промысла. Полагаем, что в данном случае оценка экономической неэффективности запрета является ключевой и очевидной.
Мы не отрицаем существующие риски этого законопроекта в части возможного ослабления контроля за рыбодобывающим флотом. Однако эти риски мы должны компенсировать путем совершенствования механизмов государственного контроля за промысловыми операциями, включая транспортировку уловов, а также скоординированными усилиями Минсельхоза и регионов по развитию переработки на береговых предприятиях (в том числе на основе соглашений).
3. Актуальность законопроекта о борьбе с браконьерством ("О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленных на совершенствование законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, а также усиление уголовной и административной ответственности за нарушения в этой области" (рабочее название - "О браконьерстве") очевидна. Законопослушные рыбаки никогда не смогут конкурировать с браконьерами, если санкции за эту противоправную деятельность не сравнимы с получаемой маржой.
Проводимые мною встречи с рыбацкой общественностью (последняя - 14 сентября) только подтверждают необходимость усиления борьбы с браконьерством и ужесточения санкций.
4. Скорейшее принятие законопроекта "О любительском рыболовстве" вызвано объективной необходимостью введения справедливых "правил игры" для рыбаков-любителей. С одной стороны, это позволит закрепить и защитить интересы рыбаков, а с другой стороны - не допустить такой вылов в промышленном масштабе.
Пользуясь случаем, прошу депутатов помочь нам и отрасли - признать эти законопроекты приоритетными, обсудить и принять их на этой осенней сессии. (Но мяч пока на стороне Правительства.)
Минсельхоз РФ
|