Премьер-министр Медведев поручил Минсельхозу к 20 сентября представить окончательный вариант проекта Закона "О любительском рыболовстве". Когда Андрея Крайнего спросили, в каком состоянии проект, он на голубом глазу сказал, что проект прошел общественные слушания. Что это были за слушания - мы знаем, это была имитация слушаний, результат их был известен заранее - будто бы подавляющее большинство участников обсуждения проект Росрыболовства и даже ушедшую уже в небытие фиш-карту одобрили. Упоминание г-ном Крайним этих "слушаний" означает, что прошедший год ничему его не научил.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
 Митинг рыболовов, Москва.
Федеральное агентство по рыболовству 17 января 2012 года опубликовало на своем сайте очередной проект ФЗ "О любительском рыболовстве". Мы хорошо помним предложения тех же авторов в предыдущих версиях законопроекта. Сначала они пытались узаконить ползучую приватизацию водоемов России, потом, после окрика сверху, отказались от этого, но зато решили обложить всех рыболовов- любителей налогом в виде фиш-карты, но тут раздался очередной окрик, и мы получили проект, который непонятно зачем написан, ведь он хорош только тем, чего в нем вроде как нет: нет больше раздачи рек и озер с "малоценными" породами рыб в частные руки с целью "организации" платной рыбалки, широковещательно объявлено и об отмене фиш-карты. Именно этого добивались рыболовы и благодаря счастливым обстоятельствам, возможно, добились. Я говорю "возможно" потому, что до внесения законопроекта в Думу, да и в самой Думе может еще произойти все что угодно. Судя по тому, что г-на Крайнего, как писали на одном форуме накануне выборов "высекли, но не выгнали", его "талант" создавать такие законы еще востребован, а он уж наверняка не оставит свою любимую мысль - чтобы "люди с удочками" заплатили за все.
О ЧЕМ ЖЕ ЭТОТ ЗАКОН?
Итак, новый законопроект хорош не тем, что в нем есть, а тем, что из него убрали! Что же осталось? Многое из того, что к любительской рыбалке имеет очень далекое отношение. Этот закон вообще правильнее было бы назвать законом "О рыболовном бизнесе", а не "О любительском рыболовстве", ведь половина текста законопроекта говорит именно о бизнесе, об услугах рыболовных баз, предоставление которых уже давно успешно регулируется множеством других законов, о договорах на эти услуги, но главное - это по-прежнему закон о предоставлении в собственность рек и озер России, названных теперь "рыболовными участками". Посмотрите, с какой любовью и тщательностью прописаны статьи о рыболовных участках и процедуре их предоставления. Сразу видно, что это в законе - главное. Авторы законопроекта в каждой новой его версии ни на секунду не забывают о главной цели: на законных основаниях раздать водоемы России в частные руки. Это программа-максимум. Программа-минимум - сохранить в частных руках то, что уже роздано с 2008 года, когда эта раздача по-тихому началась.
Не забывают чиновники и родное ведомство, ведь тысячи километров сибирских рек сегодня - это рыболовные участки, принадлежащие подразделениям Росрыболовства - Рыбводам. Раньше они жили на одну зарплату, теперь имеют право продавать путевки на рыбалку, а это совсем другие деньги! Так государственные служащие стали одновременно бизнесменами, что российскими законами категорически запрещено.
НЕ О ТОМ
Преследуя в проекте закона свои интересы, его авторы из Росрыболовства будто не видят реальных вещей, ждущих настоящего правового урегулирования. В проекте, например, нет даже понятия "браконьерство", а граждане, добывающие рыбу себе на пропитание и для продажи, то есть занимающиеся индивидуальным промыслом, никак не отделены от граждан, ловящих рыбу исключительно ради отдыха. Все они считаются рыболовами-любителями. Рыболовами- любителями считаются и те, кто ловит рыбу сетью. То есть законопроект не отражает реальной ситуации и, соответственно, для регулирования этой реальной ситуации малопригоден. Такое ощущение, что наведение порядка в сфере непромышленного рыболовства и не было целью авторов проекта. Просто у рыболовных чиновников появилась идея создать под своим контролем новый рынок услуг. На эти мысли наводит и тот факт, что любимые рыболовами платные пруды в новой версии законопроекта вдруг названы "рыболовными участками". И в результате предприниматель, который обустроил свой пруд, купил живую рыбу и запустил ее в пруд, должен идти к чиновникам и выпрашивать у них квоту на вылов этой, принадлежащей ему рыбы! Что это, как не коррупционная кормушка?
Сразу возникает вопрос, почему государственный орган - Федеральное агентство по рыболовству - так нежно заботится о бизнесменах, зарабатывающих на услугах, оказываемых рыболовам- любителям? Ведь в Положении, определяющем обязанности этого агентства, даже нет словосочетания "любительское рыболовство". Вся его деятельность должна по закону проходить только в сфере промышленного рыболовства, рыбоводства и охраны биоресурсов. Почему же тогда именно это ведомство сначала внесло скандальные поправки к "старому" закону о рыболовстве, после чего в течение года как пироги пекло все новые и новые версии закона о любительской рыбалке?
ДЛЯ СЕБЯ, ЛЮБИМЫХ
Когда комитет Госдумы по природопользованию весной 2011 года в самый разгар протестов рыболовов-любителей решил создать новый закон, регулирующий любительскую рыбалку, нам обещали такой документ, в котором не будет отсылочных норм, а все они будут прямого действия. И вот проект написан, и в нем в двадцати местах отсылки то к другим разделам этого же закона, то к другим законам. Чтобы все это понять, нужно собрать юридическую библиотеку. И написан законопроект таким языком, что обычный рыболов понять ничего не сможет. Такое ощущение, что писали иностранцы. А ведь вещи-то описываются самые обычные.
 Андрей Крайний.
Возникает подозрение, что если бы не желание чиновников заставить "людей с удочкой" платить, этот закон они и не писали бы вовсе. Достаточно было бы отменить касающиеся любителей поправки в "старом" законе о рыболовстве, и все бы успокоилось. Владимир Путин повелел платные путевки на рыбалку из "старого" закона убрать, но сами рыболовные участки при этом сохранены, только для рыбалки на них после принятия "короткого" закона не нужно будет покупать путевки, что ставит хозяев акваторий в двусмысленное положение: с одной стороны, акватория еще сколько-то лет будет как бы принадлежать им, а с другой - деньги с рыболовов за пользование этой своей собственностью они получать не могут. Многие из них из-за этого уже нервничают и ломают голову, как бы деньги с рыболовов все же взять. И я уверен, что придумают. Чтобы не вводить "хозяев воды" в соблазн, необходимо так называемые "рыбопромысловые участки для организации любительского рыболовства" реорганизовать в рыболовные базы, которые будут, как и раньше, предоставлять свои услуги, а акваториями пользоваться на равных с гражданами условиях, свободно и бесплатно. Тогда конфликт будет исчерпан окончательно.
Но что тогда достанется бедному чиновнику? Вот он и вписывает в закон, что на реках, где водятся ценные рыбы, опять можно создавать платные участки. И все это в заботе о сохранение достояния государства - ценных рыб. Увидев связь между наличием в реке ценной рыбы и раздачей участков этой реки в частные руки, рыболовы сразу заговорили о том, что недалек тот день, когда в новый закон внесут поправку, что судак - тоже ценная рыба. И тогда любители построить виллу на берегу реки по призыву Росрыболовства вновь бросятся делить Оку, Волгу, Дон, Урал и тысячи других рек европейской части России. И все под видом спасения судака! Как совсем недавно делили "для развития любительской рыбалки". Главное - получить кусочек Волги, а повод найти легко. И вписать его в закон.
Владимир Переверзев
Газета "Рыбак Рыбака"
|