На повестке дня территориального рыбохозяйственного совета Мурманской области первым стоял вопрос о перечне первоочередных мер в рыбохозяйственном комплексе Мурманской области в связи со вступлением Российской Федерации в ВТО. По нему выступил и.о. председателя областного комитета рыбохозяйственного комплекса Олег Заболотский.
Олег Николаевич говорил о том, что нужно содействовать созданию благоприятных экономических условий для обновления рыбопромыслового флота, а для этого, прежде всего, необходимо принять правила вторичного оборота долей квот добычи водных биоресурсов и использования долей этих в качестве залога при кредитовании для строительства судов рыбопромыслового флота. Надо освободить от уплатыимпортных пошлин при ввозе в Россию траулеров, приобретённых, построенных или прошедших модернизацию за рубежом, а также - оборудования и комплектующих для них, рыбоперерабатывающих фабрик и комплексов по товарному выращиванию рыбы. Временно, на срок до 2017 года, освободить судовладельцев от уплаты НДС при ввозе в Россию траулеров, приобретённых, построенных или прошедших модернизацию за рубежом. Увеличить финансирование и повысить эффективность государственных расходов на подготовку кадров, проведение рыбохозяйственных научно-исследовательских и рыбопоисковых работ. Разрешить производство продукции из водных биоресурсов, добытых в научных целях. Подготовить предложения и проекты нормативных правовых актов, устраняющих административные барьеры, снижающие конкурентоспособность российских производителей рыбопродукции.
Таможенная служба, по мнению чиновников рыбхозкомитета, должна сократить количество документов, подаваемых при таможенном оформлении рыбопродукции российского происхождения. Упростить оформление вывозимых судовых припасов, ограничившись подачей в таможенные органы Декларации о судовых припасах.
Росрыболовство должно разрешить ведение промысла по разрешениям на добычу, выданным по электронным средствам связи.
ПУ ФСБ России - разрешить допустимую Правилами рыболовства разницу между первоначально заявленной и фактически выгруженной продукцией из водных биологических ресурсов (5%) и по весу, и по количеству мест выгруженной продукции.
Также необходимо установить обязательную доставку рыбной продукции на территорию России из районов Баренцева моря, расположенных восточнее линии разграничения, определённой Договором о разграничении морских пространств и сотрудничестве между Россией и Норвегией в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Для этого нужно внести изменения в постановление Правительства РФ № 486 от 30.06.2008, исключив из него районы НЭЗ и архипелага Шпицберген.
Провести оптимизацию технических требований к постройке и оборудованию рыбопромысловых судов, поднадзорных Морскому Регистру судоходства, а также требований по минимальному составу экипажей рыбопромысловых судов и оборудованию на судах помещений для медицинских целей.
Чуть позднее по данным предложениям прозвучала критика со стороны Юрия Задворного, владельца компаний "Мурмансельдь-2" и "Андромеда", и Вячеслава Зиланова, председателя КС "Севрыба". Юрий Васильевич посчитал, что эти предложения являются прерогативой федеральных органов. Вячеславу Константиновичу не понравилась временность, на срок до 2017 года, освобождения судовладельцев от уплаты НДС при ввозе в Россию траулеров, приобретённых, построенных или прошедших модернизацию за рубежом. "Нет ничего более постоянного, чем временное, - сказал он. - Освободить и точка".
"Наше государство защищает интересы и права моряка, а не юридического лица, заинтересованного в получении прибыли при наименьших затратах"
Вторым на повестке заседания рассматривался вопрос о нормах российского законодательства в части оборудования помещений на судах рыбопромыслового флота в медицинских целях и приведение этих норм в соответствие с требованиями Конвенции МОТ № 186 "О труде в морском судоходстве". По нему выступил генеральный директор Союза рыбопромышленников Севера Василий Никитин.
Напомним, согласно этой конвенции на всех рыбопромысловых судах, работающих на значительном отдалении от порта базирования должны быть оборудованы специальные помещения для лица, имеющего право оказывать врачебную помощь, а также - места для хранения сильнодействующих препаратов.
Василий Никитин пояснил, что представители командного состава промысловых судов и судов-спасателей Мурманрыбвода прошли обучение по оказанию первой доврачебной помощи. Регулярно проводятся российско-норвежские семинары по спасению жизни на море, следующий состоится в Норвегии 31 ноября. Для того чтобы обеспечить "самопальных врачей" из экипажа медицинской аптечкой сначала решили приобрести комплекты, согласно Регистру Ллойда, но на таможне пояснили, что "распотрошат" на пилюли и ее. Напомним, уже не первый год экипажи промысловых судов не имеют права провозить через границу судовые аптечки в комплекте, так как для этого, согласно поправкам в российское законодательство, рыбопромысловая компания должна получить медицинскую лицензию. Казалось бы, абсурд, но это правда. Все эти годы судовые аптечки закупаются на средства рыбопромысловых компаний, а потом "рассовываются по карманам" всех членов экипажа, чтобы не придралась таможня. Но там нет сильнодействующих препаратов, которые, согласно законодательству, приравнены к наркотикам.
Депутат Мурманской облдумы и одновременно директор Мурманского клинического комплекса им. Н. И. Пирогова Олег Минин пояснил, что здесь имеет место "перекос" российского законодательства. Даже если бы разрешили провозить сильнодействующие препараты, которые, безусловно, помогли бы спасти жизнь многим морякам, сгладив последствия от болевого шока, то экипаж не сможет отчитаться за расход ампул. Тут в роли обвиняющей стороны выступает служба по контролю за оборотом наркотиков. Сколько ампул ты перевез через границу, столько же и должен вернуть обратно. Или отчитаться за расход. Но отчитаться за расход "самоучка" не имеет права, такое право имеет только лицензированный врач. А врачи "Севрыба" давно в море по договору с моряками не ходят. К тому же сейчас, сказал Олег Минин, в Мурманской области недокомплект врачей узкой специализации составляет 50%.
Юрий Задворный пытался доказать, что нереально сделать для врача отдельную, "бронированную" (для хранения сильнодействующих препаратов) каюту на маленьких судах. В проектах траулеров места для создания таких помещений просто не хватит.
Олег Минин отрезал: "Наше государство защищает интересы и права моряка, а не юридического лица, заинтересованного в получении прибыли при наименьших затратах".
Рыбопромысловые компании, расходующие топливо на сумму более 10 млн рублей за один календарный год, должны подвергаться энергоаудиту
Третьим рассматривался вопрос об обследовании энергоэффективности организаций рыбохозяйственного комплекса Мурманской области. Информацию до рыбопромышленников донес Игорь Давыдкин, заместитель руководителя областного рыбохозяйственного комитета.
Он сообщил, что согласно новому законодательству по энергоэффективности, рыбопромысловые компании, расходующие топливо на сумму более 10 млн рублей за один календарный год, должны подвергаться энергоаудиту. Энергоаудит вправе провести только специальные компании, входящие в СРО (саморегулирующие организации). Энергоаудит мог бы провести Российский регистр судоходства, но он в СРО не входит, сказала Игорь Давыдкин. Значит, придётся обращаться с заявкой о проведении энергоаудита в обычные аудиторские компании, заключил он.
"Ну это вообще информация - ни о чём", - был ошеломлен не менее рыбаков законотворческими откровениями вице-губернатор Павел Богушевич.
"Мало кто знает, но из нашего региона рыбохозяйственные компании передислоцируются в Карелию, Архангельскую область, Москву"
Исполнительный директор НП "Северо-Западный рыбопромышленный консорциум" Алексей Заплатин в своём выступлении отметил, что работа в Мурманской области не привлекательна для рыбного бизнеса. "Мало кто знает, но из нашего региона рыбохозяйственные компании передислоцируются в Карелию, Архангельскую область, Москву, - говорил Алексей Павлович. - Мурманская область не имеет инвестиционной привлекательности".
Говоря о бюрократических барьерах, он напомнил о грядущей приватизации Мурманского морского рыбного порта и Архангельского тралового флота - речь идёт об обязательной продаже госактивов. ММРП пытаются продать за бесценок, при этом условия конкурса неизвестны. По Архангельскому тралфлоту правительство РФ объявило закрытый конкурс, условия которого продавец - "Газпромбанк" не разглашает. "Торгаши, которые ничего не понимают в рыбной отрасли, заберут старейший флот, и он просто пропадёт", - сокрушается Алексей Заплатин.
Павел Богушевич, вице-губернатор, пояснил, что на запрос правительства области в Минэкономразвития РФ ответили, что условия этого конкурса ещё не определены.
Рыбак в ответ на это только махнул рукой: плавали, мол, знаем. Сегодня не определены, а завтра поставят перед фактом: продано.
"Надо изучить нормативно-правовые акты по рыбной отрасли на предмет несоответствия, включая терминологию", - предложил Алексей Заплатин к плану главы рыбхозкомитета Олега Заболотского по вступлению рыбаков Мурманской области в ВТО.
ИА "Норд-ньюс"
|