Отдельная разновидность браконьерства - это маскировка под рыболовов-любителей. Вариантов тут множество, приведу некоторые, наиболее распространенные.
Например, браконьеры на лодке устанавливают груз с резинкой, к которой крепят не донку, а сеть, и регулярно ее проверяют, не выходя на воду. Сеть вытягивают на берег, выбирают рыбу, затем с помощью резинки снова незаметно устанавливают.
Отдельные умельцы с помощью летней удочки забрасывают "экраны". Со стороны, на берегу сидит человек с удочкой, а фактически это браконьер, который отлавливает рыбу запрещенным орудием лова.
Еще есть так называемый новорусский троллинг. Катер на малом ходу тащит за собой на спиннингах 6-7 оснасток, каждая из которых имеет воблер или блесну на конце лески, а выше, с интервалом в несколько метров, стоят поводки с крючками, "наживленными" твистерами. Одновременно используется до 70 крючков. Такие многокрючковые гирлянды багрят, ранят и калечат любую подвернувшуюся рыбу. Таким способом почти гарантированно вылавливается крупный хищник на ямах и глубинных бровках.
В период ледостава наиболее распространенным является подледный лов рыбы ставными сетями. Сети устанавливают подо льдом нередко на всю зиму, проверяют один раз в 5-7 дней.
По первому льду, если он не занесен снегом, на мелководных участках водохранилищ в прямом смысле слова бьют линя. В это время лини, уходящие из водной растительности на глубину, нередко держатся на мелководных открытых участках в узком пространстве между льдом и грунтом. Обнаружив рыбу, по льду наносят удар деревянной колотушкой, который оглушает рыбу, после чего лед пробивают пешней и достают добычу.
Зимой, в январе-феврале, браконьеры массово промышляют налима во время нереста с использованием багрилок.
На гидросооружениях браконьерство процветает круглый год. В зоне постоянного течения воды, закрытой от посторонних глаз, иногда устанавливают крупноразмерные подъемники. Их используют круглогодично, проверяют регулярно, вытаскивая из воды с помощью лебедок.
Масштабы явления
Хотя браконьерский лов рыбы сетями в водоемах канала происходил всегда, но такого разгула, который начался с середины 90-х годов, прежде никогда не было. Одной из главных причин является доступность орудий лова. Раньше сети изготавливались кустарным способом умельцами-одиночками. Нитки, лески, шнуры для посадки сетей - все было в дефиците. Хорошие сети берегли как зеницу ока, да и ловить ими рыбу умели далеко не все. Браконьерский лов в Подмосковье осуществлялся в основном подъемниками, вентерями, "телевизорами", бреднями и реже - сетями.
В девяностые годы сначала появились финские, а потом и дешевые китайские сети. Сети стали продавать совершенно свободно. О темпах роста браконьерства можно судить по числу изъятых у браконьеров в разные годы сетей. На диаграмме хорошо видно, что с 1999 года сетное браконьерство резко возросло.
В натурных условиях провести анализ уловов браконьеров очень сложно. Но можно использовать косвенные методы для примерной оценки.
Очевидно, что сети, изымаемые во время рейдов рыбоохраны, - это только верхушка браконьерского айсберга. Попробуем хотя бы примерно оценить его масштабы.
Мы знаем, что с 2000 по 2005 г. с площади 4170 га водохранилищ у браконьеров ежегодно изымалось в среднем 255 сетей.
Обычно рейд рыбоохраны на двух-трех катерах или зимой на стольких же снегоходах длится около суток и охватывает не более 20% акватории водохранилищ. Кроме того, инспекция выходит в рейды не ежедневно: в месяц проводится не более 10 рейдов, соответственно в год - не более ста. Простые подсчеты показывают, что если с 20% площади за 100 рейдов снимается 255 сетей, то со всей акватории и при ежедневных рейдах за год можно было бы изымать 3825 сетей.
Конечно, эта методика подсчетов не учитывает многие важные факторы. Во-первых, акватория водохранилищ используется браконьерами не полностью и неравномерно: есть участки более популярные, а на других сети вообще не ставят. Во-вторых, активность браконьеров варьирует на протяжении года по дням недели и по сезонам. Кроме того, далеко не каждую браконьерскую сеть удается найти и изъять. С учетом всех этих факторов можно предположить, не рискуя при этом получить завышенные результаты, что из всех поставленных в течение года сетей изымается только каждая десятая. Если так, то за год на водохранилищах в общей сложности выставляется не менее 38250 сетей. Цифра правдоподобная: браконьеров на водоемах полно, к тому же многие компании рыбаков-любителей не прочь ночью вместо удочек половить сетью.
Подсчет браконьерской нагрузки на водоемы канала им. Москвы проводился и по другим методикам. Например, установлено, что рыбинспекция задерживает от 5 до 10% браконьеров, в среднем 7%. По статистике инспекции получается, что ежегодно не задерживают 3400 браконьеров с сетями. Допустим, что каждый браконьер выходит на промысел не менее десяти раз, значит, на водоемах будет установлено не менее 34000 сетей, плюс 255 изъятых сетей, итого - 34255 сетей в год. Результат близок к первому, что позволяет считать полученные цифры заслуживающими доверия.
Следующий шаг - подсчет количества рыбы, которую вылавливают за год 38250 браконьерских сетей. Примем, что это сети в основном китайского производства длиной 50-90 м, высотой 1,8-2,5 м. Данные контрольных отловов, которые проводились в 2000-2005 годах, можно показали, что в одну 50-метровую сеть за 12 часов попадается в среднем 3,66 кг рыбы. Чтобы подсчитать количество рыбы, которое вылавливают браконьеры за год, нужно умножить число выставленных сетей на 3,66 кг. Получаем: 38250 x 3,66 = 139995 кг.
Разделим теперь это количество на площадь водохранилищ и получим величину изъятия рыбы браконьерами. Она равна 33,57 кг с 1 га водохранилищ.
По нашим расчетам, вылов рыбы любителями в водоемах канала им. Москвы составляет в среднем 10,22 кг с 1 га. Таким образом, браконьерский лов превышает любительский в 3,74 раза. В связи с этим стоит отметить, что в 60-е годы прошлого века в водохранилищах канала велся промысловый лов, и рыбы тогда промысловиками вылавливалось от 8 до 28 кг с гектара - намного меньше, чем ловят браконьеры. И это при том, что мы в расчетах не учли объемы браконьерского лова не сетями, а другими орудиями.
Итак, по самым минимальным оценкам общий, браконьерский и любительский, вылов рыбы с 1 га водохранилищ канала им. Москвы в среднем составляет 43,79 кг. Известно, что для рационального ведения рыбного хозяйства из водоема не рекомендуется вылавливать более 25% рыбы. Средняя рыбопродуктивность наших водохранилищ составляет не более 200-220 кг рыбы с 1 га. Таким образом, изъятие рыбопродукции находится на предельно допустимой отметке, а скорее всего, ее превышает. Рыбные запасы водоемов канала находятся на грани перелова. Другими словами, браконьерство - совершенно реальная угроза, масштабы которой нельзя недооценивать. Задача всех - и органов рыбоохраны, и рыбаков-любителей, и органов власти Москвы и Подмосковья - поставить надежный заслон браконьерству. И делать это необходимо в срочном порядке.
Дмитрий Багров
Газета "Рыбак Рыбака"
|