Дмитрий Багров много лет работает штатным ихтиологом в Мосрыбводе. Зона его профессиональной ответственности - водохранилища канала им. Москвы и сам этот канал, и ситуацию на этих водоемах он знает не понаслышке. Дмитрий Багров неоднократно публиковал в "РР" различные материалы, касающиеся экологии рыб и того воздействия, которое на состояние популяций рыб оказывает любительское рыболовство. На этот раз речь идет не о любителях, а о браконьерах.
Браконьерский промысел рыбы на водоемах системы канала им. Москвы - явление массовое. Особенно интенсивным он стал в последние годы в связи с появлением в свободной продаже сетей, неводов и других промысловых орудий, скоростных и мобильных плавсредств, личного автотранспорта.
Отлов рыбы браконьерскими или иными снастями может значительно влиять на состояние и численность того или иного вида в целом. Наиболее подверженными прессу браконьерского лова ставными сетями с ячеей 30-40 мм являются налим, щука, судак, лещ, плотва. В результате сокращается численность крупных и старшевозрастных рыб, происходит последовательное уменьшение размерного состава рыб в уловах, омоложение производителей.
В водоемах канала щука, плотва, лещ больше других рыб страдают от применения электроудочек. Большое давление со стороны троллингистов испытывает судак. Подводные охотники активно выбивают щуку, сазана, крупного леща, линя, сома, налима. Состояние этих видов вызывает тревогу.
Жерех, окунь, уклейка менее интересны (и меньше поэтому от них страдают) для браконьеров со ставными сетями, троллингистов, электроудочников и подводных охотников. Состояние популяций этих рыб пока особой тревоги не вызывает. В то же время в последние годы в браконьерском промысле наметилась тенденция использовать сети с ячеей 15, 18, 20 мм в основном для отлова уклейки. Применение их угрожает численности не только взрослых особей этого вида, но также молоди всех других видов рыб.
Нерестовый период
Браконьеры ловят рыбу в преднерестовый период и во время нереста, в летнее время и осенью в период открытой воды, в зимний период подо льдом, круглогодично на проточных незамерзающих акваториях водоемов. Каждый сезон при этом имеет свою специфику.
В преднерестовый период производители фитофильных рыб образуют стаи (стада), которые концентрируются на акваториях, расположенных поблизости от основных нерестилищ. В это время образуются массовые скопления леща, густеры, плотвы, окуня и других рыб. В преднерестовый и нерестовый периоды браконьерские уловы во много раз превышают средние за год показатели.
Браконьеры ставными сетями очень эффективно добывают линя, серебряного и обыкновенного карасей, щуку. Преднерестовые массовые скопления рыб браконьеры облавливают также с использованием неводов. Прежде всего их привлекает лещ. В это время он выходит на прогрев, предпочитает неглубокие участки водоема с нагонным ветром. Если удается поймать неводом стадо производителей, то улов может быть очень большим.
Для производителей фитофильных рыб основным нерестовым субстратом является жесткая прошлогодняя водная растительность. Осоки, тростник, рогоз, хвощ и другие водные растения в осенний период при понижении уровня воды на 1,5 м оказываются в зоне временного осушения, обсыхают, заносятся снегом и таким образом консервируются примерно на 6-7 месяцев. Окончательное их разложение происходит лишь на следующий год в начале лета после подъема уровня воды, то есть после нереста основной массы фитофильных рыб.
Лещ предпочитает нереститься в зарослях прошлогоднего тростника и хвоща, густера и щука - в зарослях хвоща, плотва - на любых растительных субстратах, включая осоки. Окунь откладывает ленты икры на приподнятые над грунтом разнообразные негустые субстраты, например затонувшие ветви деревьев, коряги, водную растительность и даже на рыбацкие сети.
На прорастающей молодой жесткой растительности, например хвоще, среди которой сохраняются еще остатки прошлогодней, в конце весны - начале лета нерестятся линь и карась. Эти же субстраты предпочитают сазан (карп), уклейка. Часто уклейка откладывает икру на всевозможные твердые субстраты, расположенные у поверхности воды и покрытые нитчатыми водорослями. У каждого вида рыб имеются достаточно постоянные, используемые из года в год нерестилища.
Во время нереста леща и густеры, который на одних и тех же нерестилищах обычно происходит дважды (первый раз массовый, через 7-12 дней менее массовый), браконьеры загоняют рыбу в ставные сети. Для этого постоянно контролируют подходы рыбы к нерестилищам, оценивают состояние половых продуктов у пойманных рыб, чтобы не пропустить кратковременный период (одну ночь) бурного нереста этих рыб. Заросли растительности обставляют сетями, в которые загоняют рыбу. Эту операцию повторяют многократно в течение нереста. Плотву ловят в ставные сети без загона, используя сетные экраны ("телевизоры"), которые устанавливают вблизи растительного нерестового субстрата.
Производителей щук на нерестовых площадях браконьеры бьют острогами, заходя на мелководные участки в рыбацких сапогах или гидрокостюмах, отстреливают из ружей. Для отлова линя в преднерестовый и нерестовый, как, впрочем, и в нагульный, периоды используют различной конструкции мережи. Их устанавливают среди жесткой растительности, заходя в воду в гидрокостюмах. Мережи устанавливают на несколько дней. На некоторых участках водохранилищ уловы линя в две спаренные мережи могут достигать нескольких десятков килограммов.
Карася в преднерестовый, нерестовый и нагульный периоды ловят вершами или мережами, которые могут находиться в водоеме постоянно. Для привлечения рыб в верши нередко помещают прикормку. Проверку верш и мереж обычно проводят раз в 1-3 дня. Часто для этих целей также используют не плавсредства, а гидрокостюмы.
Налима отлавливают "багрилками" зимой в местах нереста. При таком браконьерском способе значительное количество производителей травмируется.
Период летнего нагула
Во время нагула рыба рассредотачивается по акваториям, и в этот период ее обычно ловят ставными сетями. Сейчас это легкокодоступные практически профессиональные орудия лова. Браконьеры используют сети длиной до 90 м, нередко порядки сетей в водоемах достигают нескольких сотен метров. В результате все водохранилища оказываются попросту перегорожены сетями.
В самом канале в период навигации из-за интенсивного судоходства браконьеры предпочитают использовать ботальные сети. В межнавигационный период и здесь увеличивается количество ставных сетей. Обычно их устанавливают на ночь, но нередко на много дней. В них может попасть большое количество рыбы, которая гибнет, начинает разлагаться.
Если раньше при дефиците сетных орудий лова браконьерским промыслом занимались в основном местные жители, то сейчас и приезжие. При этом днем они являются рыболовами-любителями или просто отдыхающими, а на ночь выставляют порядки сетей. Часто в летний период браконьеры ловят рыбу неводами и бреднями.
Иногда в ночное время браконьеры ловят рыб в мелководных прибрежных участках электроудочками. Однако такой вид браконьерства в водоемах канала не получил широкого распространения из-за серьезного противодействия со стороны рыболовов-любителей.
В конце лета и осенью широкое распространение имеет браконьерский ботальный сетной лов рыбы в ночное время. Сети устанавливают вблизи крутого свала, и вдоль них с одной и с другой стороны проходят ловцы на лодке с подводной погремушкой - ботом. Это могут быть, например, кольца от подшипников, нанизанные на металлический проволочный обруч на длинном капроновом шнуре, создающие в воде сильный шум. Сразу после этого сеть снимают, выбирают рыбу и устанавливают на новом месте. Объектами такого лова являются лещ, плотва, густера. Размер рыб в улове зависит от размера ячеи сетей. Уловы могут быть очень значительными.
Дмитрий Багров
Газета "Рыбак Рыбака"
|