Печально наблюдать аномальный рост ожесточения людей, независимо от их национальной принадлежности, который так явно и дико проступил при обсуждении заявления некоторых общественных организаций КМНС Елизовского района во время заседания Общественного Совета "Сохраним лососей ВМЕСТЕ!" при главе Усть-Большерецкого муниципального района 11 июля 2012 года.
Судя по публикации уважаемого С. И. Вахрина "Кто мы, русские, в Российской Федерации и на Камчатке? За что наказаны мы, потомки русских землепроходцев? Кто и почему сеет вражду?", эти немногочисленные представители общественных организаций КМНС Елизовского района заявили, что они расценивают рассмотрение вопроса о "распространении прав КМНС на местное население, проживающее в районах традиционного проживания КМНС, - в рамках эколого-краеведческих чтений имени камчатских просветителей Логиновых-Лонгиновых, посвященных проблемам русских старожилов Камчатки, - как действия, направленные на возбуждение национальной, расовой вражды, унижение национального достоинства" и потребовали исключения этой темы из повестки.
Из заголовка и теста заявления ясно просвечивает, что обижены и унижены и "КМНС" и "русские".
Судя по тексту публикации, обсуждение этого вопроса все же состоялось, и было ожесточенным с обеих сторон. С. И. Вахрин, перечислив фамилии, подписавших заявление, не упустил возможности уязвить подписавших, отметив, что "ни одна из этих фамилий не числится среди родовых камчатских фамилий, которые мы выявили по поручению заместителя председателя Законодательного Собрания Камчатского края Р.Г. Гранатова на основе архивных документов 18-19 столетий". Зачем это замечание?
Быть может, и фамилия Валентины Ивановны Успенской, ительменки из села Седанка Оседлая, не числится в этом списке? Нет ительменов по фамилии Успенские в документах позапрошлых веков. Потому что люди женились, выходили замуж, брали фамилии супругов. Её девичья фамилия Федотова, ее предок, якут, был в первой половине 19 века прислан на Камчатку для распространения скотоводства, женился на ительменке и дал начало многочисленному роду Федотовых. Но якуты у нас в России не числятся в списке КМНС. Так что ее права на рыбу как представителя КМНС, на тех основаниях, на которых смотрят на проблему некоторые представители власти и общественности на Камчатке, столь же проблематичны, как и права камчатских нанайцев и удэгейцев.
Наверное, Валентина Ивановна, бессменный редактор "Аборигена Камчатки", носитель ительменского языка, преподававшая его до последних дней своей жизни и с самого начала боровшаяся за права камчадалов, должна была бы в гробу перевернуться, услышав эти споры.
Разве фамилии важны, когда речь идет о том, как справедливо вопрошал Глава Администрации Усть-Большерецкого муниципального района Игорь Леонидович Бондарь: "если сосед по дому, по парте, по больничной койке, коллега по работе, товарищ и друг, будет иметь право свободно и законно есть рыбу, которая и создана Господом для того, чтобы человечество ей питалось? В чем причина для межэтнической вражды, когда люди мирно делят кусок хлеба или кусок рыбы? В чем унижено достоинство аборигенов, если сыты оба - и он сам, и его русский брат?".
Проблема эта не столько моральная, сколько материальная, потому что делят, как кажется запуганным властью за последний десяток лет представителям КМНС Камчатки, последний кусок. Они справедливо опасаются, наученные горьким опытом отстаивания своих прав на рыбу, что делить на всех местных жителей будут всю ту же урезанную квоту для КМНС - и тогда всем достанется мало. И непонятно, где эти все "соседи, коллеги и друзья" будут рыбу ловить.
Власти намеренно своими законодательными актами запутали проблему прав на рыболовство коренного и местного населения, которая была ясно решена в Федеральном законе "О животном мире", где были провозглашены принципы приоритетного права предоставления квот, участков и сроков рыболовства для тех коренных малочисленных народов и малочисленных этнических общностей, и их объединений, для которых их "существование и доходы частично или полностью основаны на традиционных системах жизнеобеспечения их предков". Слово "рыболовство" было изъято из указанного закона, а вместе с ним и право приоритетности.
И сделали это законодатели, ссылаясь на примеры из Камчатского края, не потому, что рыбы мало. Министерство рыболовства Камчатского края три года подряд рапортует о небывалых подходах рыбы и рекордных уловах. А, судя по отчетам, объемы рыбы, предназначенные для КМНС, не вылавливаются наполовину.
Просто жалко рыбному начальству разрешать населению, коренному и местному, живущему на грани или за гранью бедности, бесплатно давать право ловить рыбу. Квотами хочется торговать и получать доходы.
При губернаторе Бирюкове в середине 90-х, если я правильно помню, были списки КМНС и квота для них, и списки и квота для малоимущих. Почему к этой практике нельзя вернуться сейчас? Но тогда еще не было общин КМНС, так как не было соответствующего Федерального закона. Теперь проблему нужно решать с учетом интересов общин.
Проблему можно было бы решить, используя опыт соседней Аляски - любой житель Аляски имеет право ловить рыбу, но не имеет право продавать. Одновременно выделяется коммерческая квота для развития общин коренных народов, решение по использованию которой имеет право принимать общий Совет коренных народов. Об этом в "Северной Пацифике" подробно писал в 90-е годы уважаемый С.И. Вахрин. К обсуждению возможности применения этой схемы на Камчатке и нужно вернуться, чтобы не разделять людей на "чистых" и "не чистых", а объединить их общим справедливым решением власти.
Ольга Мурашко
Рыба Камчатского края
|