Окончание (1, 2 и 3 части)
1
Я прожил ровно 58 лет на Камчатке. Нашей камчатской династии - ссыльных староверов Хомченко в этом году исполняется 104 года - это шесть поколений, начиная с прадеда Демьяна, моей бабушки Ульяны Демьяновны, отца Ивана Григорьевича, меня Сергея Ивановича, моих детей и внуков. Мой дед - житель камчатского села Николаевка Вахрин Григорий Павлович был расстрелян (а по другой версии утоплен в Авачинской бухте), как белогвардеец. Дед моей жены (камчатской казачки по происхождению) был также расстрелян (или также утоплен), потому что он был первым председателем колхоза "Октябрь" и первооснователем селения с символическим названием Русь.
Казаки Усовы, из рода которых моя жена, были первыми русскими поселенцами на Камчатке. Ее бабушка - Анна Васильевна Усова из рода казаков Усовых и камчадалов Спешневых.
Но ВСЕ МЫ, и потомки казаков Усовых, и потомки камчадалов Спешневых, и потомки староверов Хомченко СЧИТАЛИ, СЧИТАЕМ И БУДЕМ СЧИТАТЬ себя этническими русскими и не будем претендовать на какие то другие права, кроме этого, высшего в нашем понимании, - быть и оставаться русскими людьми.
Почему я об этом пишу. Потому что меня, как русского человека, покоробило поведение группы людей, моих земляков, выступающих под аббревиатурой КМНС.
11 июля 2012 года состоялось заседание Общественного Совета "Сохраним лососей ВМЕСТЕ!" при главе Усть-Большерецкого муниципального района, посвященное подготовке к краевому фестивалю "Сохраним лососей ВМЕСТЕ!". В повестке дня значились эколого-краеведческие чтения имени камчатских просветителей Логиновых-Лонгиновых, посвященные проблемам русских старожилов Камчатки.
Петр Михайлович Логинов был первым камчатским учителем, который остался на полуострове, и потомки которого продолжают жить на полуострове и верно служить идеям просвещения своего народа - и русских, и камчадалов, и ительменов, и коряков, и чукчей, и курилов (айну), с которыми породнились за период с 1745 года, когда студент Славяно-Греко-Латинской академии, сын священника с Валдая Логинов впервые ступил на камчатскую землю.
В 1930-е годы практически все взрослые мужчины из рода Логиновых-Лонгиновых (так изменил фамилию северной ветви священников Логиновых в 1842 или 1843 году Святитель, апостол Сибири и Русской Америки Иннокентий) были репрессированы, но династия просветителей не умерла, а продолжает жить и наполняется все новыми и новыми родниками просвещения.
Кто они, Логиновы-Лонгиновы? Кем им нужно быть или казаться, чтобы получить право нормально жить и работать на Камчатке, кушать рыбу и кататься на собачках?
Кто они, Бречаловы, Селивановы, Кравченко, Шемаевы, Мироновы, Атласовы, Поповы, Крупенины, Черных, Савинские, Пшенниковы, Михайловы, Плотниковы, Толман, Коршуновы, Поротовы, Косыгины, Флетчер, Варрен и многие, многие другие, представляющие русскую (или другую инородческую) ветвь в семье камчатских народов?
Сегодня мы говорим только о них. Не затрагиваем пока тему, поднятую 80-летней жительницей Усть-Большерецкого района, которая 80 из этих 80 лет прожила здесь, и не может ни поймать, ни купить рыбу. На насмешливую реплику представителя КМНС (я не знаю какого) Гордеева о том, как она будет ее ловить, бабушка скромно ответила: "Я ловила. Я умею". Тема эколого-краеведческих чтений была посвящена именно русским старожилам Камчатки, которые поселились на полуострове в 18-19 веках и породнились именно с теми людьми, которые и скрываются сегодня под аббревиатурой КМНС.
Почему скрываются? Да потому, что не было среди камчатских родовых имен множества фамилий, которые представляют сегодня КМНС Камчатки.
Но вернемся к открытому Общественному Совету. Под понятием "открытый Совет" мы полагали, что присутствовать на нем могут ВСЕ желающие. Присутствовать. Но не диктовать Совету свои условия.
А началось именно с этого. Гости из другого административного района предъявили Главе Администрации района и Председателю Общественного Совета "Сохраним лососей ВМЕСТЕ!" при Главе Администрации УЛЬТИМАТУМ.
Ни много, ни мало, они потребовали исключения "этого вопроса" - то есть запрета на проведение Первых эколого-краеведческих чтений имени камчатских просветителей Логиновых-Лонгиновых.
Причина?
Цитируем: "Мы, нижеподписавшиеся, считаем поставленные вопросы на Общественном Лососевом Совете при Главе Усть-Большерецкого муниципального района в части "возможности и проблемы распространения прав КМНС на местное население, проживающее в районах традиционного проживания КМНС" некорректными…"
"…расцениваем рассмотрение вопроса на Общественном Лососевом Совете при Главе Усть-Большерецкого муниципального района в части распространения прав КМНС на местное население, проживающее в районах традиционного проживания КМНС, как действия, направленные на возбуждение национальной, расовой вражды, унижение национального достоинства".
Инициатором этого ультиматума выступает Людмила Григорьевна Игнатенко, жительница поселка Раздольный соседнего Елизовского района (она поставила под ним подписи, как главное доверенное лицо, как представитель общественной организации "Союз объединений коренных малочисленных народов Севера Камчатского края "Яяр", как представитель Кеткино-Пиначевской общины коренных малочисленных народов Севера "Алэскам" п. Раздольный Елизовского района).
Вместе с ней этот ультиматум подписали: Местная общественная организация "Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Елизовского района Камчатского края "Авача" - Анисимов; Родовая община коренного малочисленного народа Ительмены г. Елизово "Тэкэм" - Гордеев; Территориально-соседская община коренных малочисленных народов Севера, г. Петропавловск-Камчатский "ААСХ РЭВЛАН" - Баева, семьи Лариных, Лыковых (алеуты), Бурик (камчадалы) и Галенчик (ительмены) из гг. Елизово и Петропавловск-Камчатский.
Как видите, ни один представитель КМНС Усть-Большерецкого района не подписался под этими заявлениями.
Но обратим внимание и на другое - ни одна из этих фамилий также не числится среди родовых камчатских фамилий, которые мы выявили по поручению заместителя председателя Законодательного Собрания Камчатского края Р.Г. Гранатова на основе архивных документов 18-19 столетий.
Итак, Общественному Совету был брошен вызов…
2
Протокол открытия работы Общественного Совета нарушила Людмила Григорьевна Игнатенко, гость. Она потребовала от председателя Совета Василия Николаевича Мишина доказательства того, что Совет правомочен принимать какие-либо решения. Ей очень корректно объяснили, что в рамках Совета проводятся Первые эколого-краеведческие чтения имени камчатских просветителей Логиновых-Лонгиновых, на которых принимаются не решения, а даются знания о проблеме русских старожилов и другого местного населения Камчатки в их праве на рыбу для личного потребления. Но ни ее, ни ее коллег это не успокоило.
В зале заседаний Администрации, где проводился Совет, были и другие гости - представители краеведческого клуба "Камчадалы", которым бессменно, вот уже более пятнадцати лет, руководит потомок династии Лонгиновых Виктория Зиновьевна Михайлова. Совсем недавно, у себя на малой родине, в Мильково, Виктория Зиновьевна уже пережила нечто подобное, когда заместитель председателя районной Ассоциации КМНС госпожа Толман, рассматривая списки камчадалов, получающих рыбу, заявила Виктории Зиновьевне: "Ты и так на халяву у МЕНЯ рыбу получаешь…".
Для тех, кто не в теме, объясняем - Логиновы-Лонгиновы на Камчатке с 1745 года. Американец Толман объявился на полуострове в 1840-х годах, то есть столетие спустя. И теперь потомки Толман диктуют потомкам Логиновых-Лонгиновых свои права, как представители коренных малочисленных народов Камчатки.
Это несправедливо?
Но почему тогда потомки камчатских эвенов и камчатских алеутов, поселившихся в границах Камчатского края в 19 веке, также (пример - господин Бедак на этом Совете и господа Лыковы, подписавшие это письмо) диктуют свои условия коренным русским старожилам, которые живут на полуострове с начала 18 столетия?
Почему представитель народа эскимосов, никогда не жившего на полуострове, Игнатенко Людмила Григорьевна не стесняется предъявлять ультиматум жителям Усть-Большерецкого района Камчатского края, в котором также не жила ни одного дня?
И тогда об унижении достоинства какого народа идет речь в письме, которое мы выше цитировали, подписанное представителями КМНС, не проживающих в Усть-Большерецком районе?
Смысл эколого-краеведческих чтений, которые прошли в с. Усть-Большерецк, как раз и заключался в том, чтобы отделить зерна от плевел - разобраться, кто есть кто: камчадалы истинные и камчадалы, чье происхождение "нарисовано" в удостоверениях, полученных за хорошее денежное вознаграждение, и количество которых только за последние три года выросло в несколько раз по сравнению с данными краевой статистики, когда представители КМНС России получили право ловить рыбу там, ГДЕ ИМ ХОЧЕТСЯ.
На Камчатке это значило - ловить в реке Большой, самой доступной, самой богатой лососями и самой незащищенной реки полуострова.
Введение в 2012 году запрета на использование сетных орудий лова в самой реке Большой и в предустьевой морской зоне в период хода чавычи и весенней нерки, запасы которых находятся на катастрофическом уровне, конечно же, ударило по интересам тех, кто привык смотреть на большерецкую рыбу, как источник финансовых прибылей. Кстати, напомним, что инициаторами введения запрета на промысел чавычи и ранней нерки выступали, в первую очередь, рыбопромышленники и коренные жители Усть-Большерецкого района - те, для кого эта рыба является основой жизнедеятельности. Против были только "пришлые" - независимо от своего национального окраса - им "по фигу" были и остаются запреты. Господин Гордеев спокойно заявил на Совете, что он по-прежнему ловит рыбу сетями и судится с Комиссией по регулированию промысла тихоокеанских лососей, которая ограничивает его в его правах КМНС…
В свое время камчадалы, чтобы сохранить соболей, шкурки которых позволяли камчадалам жить и выживать, создали Кроноцкий соболиный заказник и расстреляли камчадала Машихина из селения Старый Острог, который нарушил народный запрет и браконьерствовал в заказнике.
Как же теперь стоит поступить с Гордеевым, который также нарушил народный запрет?
Его это не волнует. Его волнует другое - как бы местные жители Усть-Большерецкого и другого района Камчатки не получили бы права на лов рыбы для личного потребления. Сама постановка такого вопроса для него - "возбуждение национальной, расовой вражды, унижение национального достоинства".
Простите, но почему естественные потребности людей другого национального происхождения вызывают такие агрессивные эмоции у некоторых представителей КМНС Камчатки? Если вспомнить письмо 12-ти родовых общин, которые были возмущены в прошлом году закрытием промысла в бассейне реки Большой в связи с катастрофическим подходом на нерест кижуча, то они писали о своем праве дышать, есть и совершать другие естественные действия и удовлетворять свои естественные потребности. Но почему знак "плюс" сразу переводится в разряд "минус", когда речь заходит о естественных потребностях других (некоренных - о чем можно спорить) народов? Кто уполномочил вас, господа Гордеевы и Игнатенко, выступать от имени Бога и отказывать другим народам в их праве потреблять в пищу то, что даровано Богом? Я думаю, что вы присвоили себе это право и выступаете даже не от имени коренных малочисленных народов Камчатки, а от своего собственного имени, цена которому весьма невысокая, чтобы уделять ему столько времени, сколько вынужден уделять ему я, как автор этих строк.
Надеюсь, что сами коренные народы Камчатки выскажут свое мнение по поводу вашего ультиматума.
А мы продолжим свой рассказ о Первых эколого-краеведческих чтениях имени камчатских просветителей Логиновых-Лонгиновых.
Начало было обычным, традиционным для чтений, академичным и ничто не предвещало бури.
Я дал информацию об учреждении Администрацией Усть-Большерецкого муниципального района и Камчатским региональным общественным фондом "Сохраним лососей ВМЕСТЕ!" эколого-краеведческой премии имени камчатских просветителей Логиновых-Лонгиновых.
Ирина Васильевна Витер рассказала об истории этой большерецкой династии, которая насчитывает сотни представителей камчатских просветителей на протяжении трех последних столетий, начиная с 1745 года. В Санкт-Петербурге эту династию представляют потомки адмирала Анжу (того самого, который искал Землю Санникова), женой которого была камчадалка Ксения Логинова, и баронов Штейнгелей - Людмила Петровна Анжу вышла замуж за Вячеслава Владимировича Штейнгеля, сына декабриста (сохранился ее портрет кисти Репина). А на Камчатке - это представители практически всех камчатских родовых фамилий (в том числе и Толман), с которыми породнились за три столетия потомки Логиновых-Лонгиновых - и Коллеговых, и Сновидовых, которые также (и справедливо) претендуют на право называться камчатскими просветителями.
Коллеговы - потомки тойона Лыкоча, получившего при крещении фамилию известного казака Евдокима Колегова (Колыгова). Сновидовы - потомки ссыльного Ивана Кириаковича Сновидова, который был приговорен к вечной ссылке во время царствования Елизаветы Петровны Романовой. Их потомки, действительно, были представлены в истории Камчатки, как люди талантливые, авторитетные, публичные. Только вот такого семейного гнезда-клана просветителей, как Логиновы-Лонгиновы, им свить не удалось, хотя они были, есть и будут звездами первой величины в созвездии нашего полуострова. Возможно, кто-то поддержит традицию жителей Усть-Большерецкого района и создадут свои региональные премии имени камчадалов Коллеговых или русских старожилов Сновидовых…
Елена Павловна Абрамова рассказала о работе с архивными материалами, которые позволяют установить свое этническое происхождение - в 1926 году аборигены Камчатки были записаны русскими, и сегодня не все из потомков этих аборигенов даже подозревают о том, что они являются представителями коренных малочисленных народов Камчатки. Мы не говорим уже о русских старожилах Камчатки, породнившихся за эти столетия с аборигенами, -- права называться коренными лишены сегодня даже те, кто ими является по своему происхождению: им нужно доказать это свое этническое право в суде, который настроен категорически против КМНС Камчатки, потому что среди этих КМНС затесалось столько фальшивых, что просто оторопь берет - количество родовых общин за короткий период с тридцати подскочило до трех сот и продолжает расти, как снежный ком, пущенный с горы.
Буря разразилась, когда слово взял заместитель Председателя Законодательного Собрания Камчатского края, депутат от Усть-Большерецкого (Соболевского и части Елизовского) района, один из инициаторов создания Общественного Лососевого Совета Роман Георгиевич Гранатов.
Правительство и Законодательное Собрание, -- сказал он, -- озабочено проблемой распространения права КМНС на лов рыбы для личного потребления на местное население. Конечно, не на все. Речь не идет о жителях Петропавловска. Но речь идет о жителях той же Корякии, Командор, Соболеского и других отдаленных районов Камчатки. Скажите, -- задал он вопрос представителям КМНС, выступивших с ультиматумом, -- чем жизнь местного жителя Корякии отличается от жизни коренного ее жителя: живут в одних и тех же домах, работают на одних и тех же работах, учатся в одних и тех же школах, лечатся в одних и тех же больницах, отдыхают на одних и тех же курортах. Вы говорите о традиционном образе жизни и традиционной хозяйственной деятельности коренных, но не можете привести ни одного различия между традиционным образом жизни и традиционной хозяйственной деятельности местных жителей. Все совершенно одинаково. Но одни имеют право ловить рыбу, чтобы ее есть, а другие должны заниматься браконьерством, чтобы также эту рыбу есть. Так где же тогда справедливость?
Шуму после этого заявления было много. Он продолжался и после окончания Совета. И продолжается по сей день. Глава Администрации Усть-Большерецкого муниципального района Игорь Леонидович Бондарь потерял голос, разъясняя авторам ультиматума, что они НЕ ПРАВЫ, заявляя о том, что распространяя права КМНС на местное население, мы, члены Совета, совершаем "действия, направленные на возбуждение национальной, расовой вражды, унижение национального достоинства".
Какие моральные потери понесет представитель КМНС, если его сосед по дому, по парте, по больничной койке, коллега по работе, товарищ и друг, будет иметь право свободно и законно есть рыбу, которая и создана Господом для того, чтобы человечество ей питалось? В чем причина для межэтнической вражды, когда люди мирно делят кусок хлеба или кусок рыбы? В чем унижено достоинство аборигенов, если сыты оба - и он сам, и его русский брат?
3
Свое выступление на чтениях Виктория Зиновьевна Михайлова начала со стихотворения, которое написала сама в те годы, когда только-только начиналось возрождение камчадалов, как коренного народа Камчатки:
Кто мы?
Ительмены. Что о них знаем? Все забыто. Утрачен язык. Поколений грехи пожинаем, поменяв даже внешне свой лик. А теперь собираем по крохам, что осталось от прежних времен. Кто мы бы в далеком том прошлом? Из каких же мы с вами племен? Нас забыть заставляли упорно свой язык и свои обряды. Делать кротко все и не спорить с насаждением новых порядков. С той поры давлеют запреты на исконные наши права: На рыбалку, охоту - нам вето. Ну, а нация, где же она? Почему-то вдруг стали мещанами, отродясь о таких не слыхали, Записали других крестьянами. Горстка лишь камчадалами стали. И старейшины наши бывалые порешили собравшись тогда: Будем зваться теперь камчадалами мы отныне и навсегда. Грустно. Право, же грустно всем доказывать: камчадалы мы, братцы! Хоть по паспорту пишемся русскими, а обличье, нутро - азиатское.
Не простой это сегодня вопрос. И мильковчане проделали огромную работу по созданию семейных альбомов и проведению Дня мильковских старожилов - Толман, Коршуновых, Михайловых, Слободчиковых, Плотниковых..., чтобы вернуть людям память, воздать дань уважения своим предкам. Эти семейные (родовые) праздники стали в Мильково традиционными, и они расписаны на несколько лет вперед, в ним готовятся загодя, всеми представителями породненных камчатских фамилий района.
Виктория Николаевна Шарахматова, из рода большерецких Логиновых, рассказала о том, каким видится участие коренного населения Камчатки в сохранении нерестового запаса лососей, в воспитании общей экологической культуры, которая опирается на традиционную культуру аборигенов Камчатки. Невозможно сохранить лососей ни в реке Камчатка, ни в реке Большой, ни в каких других лососевых реках полуострова, если это не будет общественным делом, делом всех нас, живущих на Камчатке. На этой основе все мы должны объединяться под общим лозунгом: "Сохраним лососей ВМЕСТЕ!".
Вечером 11 июля на берегу реки Большой, на стане родовой общины Дианы Владимировны Ананиевой, председателя Ассоциации коренных малочисленных народов Усть-Большерецкого района мы провели "круглый стол" по проблемам сохранения лососей в крупнейших реках нашего полуострова - реке Большая и реке Камчатка. На столе дымилась ароматная уха, на костерке попыхивал паром чайник, а гости с реки Камчатки пели нам свои песни о камчатских лососях, написанные Викторией Зиновьевной Михайловой из северного рода камчатских просветителей Логиновых-Лонгиновых.
Вдоль по берегу реки Ходят стайками мальки. Чайки медленно плывут. Разговор мальки ведут:
"Что придумать? Как нам быть?! Как браконьеров убедить"? Тишина малькам нужна - Здесь все гремит, словно война!
Донка-хищница стоит, "Телевизор" вслед летит, Ряд корабликов плывет - Где ж малек тут подрастет?
Там "компьютер", сети тут, Да рыбаки еще орут: "На уху гольчишки есть?" - Бед нам всех не перечесть.
Ни погреться, ни поесть: Зазевался - тут же смерть! И в океане враги ждут - Чего стоит саблезуб!
Нужно очень сильным быть, Чтоб назад сюда приплыть! Ведь недолог рыбы век - Так помоги ей, человек!
Очень часто людей примиряет общая беда, общее горе. Но ведь и общая забота о том, чтобы беда и горе не пришли в наш дом, тоже должны объединять людей. Не так ведь еще и давно, на памяти многих поколений камчадалов и русских старожилов, на Камчатку обрушилась дрифтерная лососевая катастрофа 1950-х годов, опустошившая камчатский берег, когда люди вынуждены были покидать родные поселки на побережье. На памяти многих и события 1980-х, когда береговые рыбоперерабатывающие заводы Камчатки оказались не в состоянии переработать всю ту массу рыбы, которая забила лососевые реки и на 13 лет вывела их из обычного нерестового режима. Сегодня на грани лососевой катастрофы находится река Большая, которой срочно нужно помочь.
Первые эколого-краеведческие чтения имени камчатских просветителей Логиновых-Лонгиновых - это стремление к диалогу об экологической культуре коренных и местных жителей полуострова, об объединении общественных усилий по спасению реки Большой и других лососевых рек полуострова, состояние запасов которых уже вселяет тревогу, о противостоянии крупномасштабной дрифтерной экспансии, которая нарастает с каждым годом, о борьбе с браконьерством, которое приняла на Камчатке уже необратимый характер.
Конечно, приходится еще срывать голос, доказывая свою правоту или правоту других, но то, что этот голос слышен, уже говорит о многом - нас, членов Общественного Совета "Сохраним лососей ВМЕСТЕ!" при Главе Администрации Усть-Большерецкого муниципального района, слушают и слышат в других районах Камчатки, к этому голосу прислушиваются, активно выражая свое согласие или несогласие по поднимаемым на Совете вопросам, и даже специально приезжают на Совет, чтобы поучаствовать в его работе или, наоборот, помешать…
Но, я думаю и уверен, что мы сегодня, не смотря на всю остроту поднимаемых проблем, гораздо ближе друг к другу, чем были раньше, когда проблемы сохранения лососей не затрагивали камчатское общество и оно было равнодушным к происходящему на полуострове беспределу по уничтожению лососевых рек. Сегодня мы в той или иной степени начали осознавать свою ответственность перед Камчаткой с ее естественными богатствами и друг перед другом, как жителями этой страны Лососей. И это уже радует…
Сергей Вахрин
Рыба Камчатского края
|