В канун Дня рыбака редакция "Мурманского вестника" обратилась к ведущим представителям рыбохозяйственного комплекса Мурманской области с просьбой ответить на следующие вопросы:
1. Каковы, по вашему мнению, главные причины, мешающие нормальному функционированию рыбной отрасли?
2. Будет ли способствовать дальнейшему развитию отрасли недавнее вхождение Федерального агентства по рыболовству (ФАР) в состав минсельхоза?
3. Что изменилось в лучшую сторону за прошедший год на вашем предприятии и в отрасли в целом?
Валерий ТИХОНЧУК, врио генерального директора НО "Союз рыбопромышленников Севера":
- Прежде всего это бюрократические препоны и несовершенство правовой базы. Многие наши предложения так пока и остаются без ответа. В частности, о праве иметь на борту судна копию разрешения на промысел. В отдаленные районы лова подлинник доставить бывает весьма проблематично, да и отнимает это много времени. Открытым остается и вопрос с так называемыми незаходными судами. Равно как и дублирование функций различных контролирующих органов. И вообще, в свое время
вице-премьер Виктор Зубков говорил, что только одна организация - Роспотребнадзор - должна проверять качество рыбы, продаваемой уже в магазине. Рыбаков надо освободить от многочисленных проверок, если у них имеется сертификат качества.
Как может помочь развитию отрасли вхождение ФАР в минсельхоз, если за последние годы такое происходило уже дважды? И что, помогло? Отношение рыбаков к подобному реформированию негативное. На последнем Всероссийском съезде рыбаков единодушно было поддержано мнение, что необходимо отдельное министерство рыбного хозяйства. Найдутся ли в минсельхозе специалисты, способные компетентно курировать такую специфичную отрасль, как рыбная? Чтобы не принижать ее значения, давайте хотя бы назовем новое образование министерством сельского хозяйства и рыбной промышленности. А то представьте, как будут воспринимать на международных встречах министров рыбных ведомств разных стран какого-то представителя сельского хозяйства...
За прошедший год наш союз пополнился рядом новых рыбодобывающих компаний. А главное, все члены нашего объединения вовремя получили извещения о распределении квот между ними, разрешения на выход на промысел. Раньше это часто делалось с большим опозданием. Сейчас на промысле находятся около 40 судов союза. За полгода мы на 20 тысяч тонн увеличили вылов по сравнению с тем же периодом прошлого года. Объем добычи составил 170 тысяч тонн. Так что рыбаки свое дело знают.
Валерий ЦУКАНОВ, генеральный директор ОАО "Мурманский траловый флот":
- В первую очередь мешает избыточный пресс контролирующих органов. Он порой превращается в бюрократический барьер. Во-вторых, нормативно-правовое регулирование отрасли отстает от реалий нашей жизни. Ну и третья проблема, с которой все чаще приходится сталкиваться, - кадровый голод, нехватка квалифицированного плавсостава.
Решение о вхождении Росрыболовства в минсельхоз неоднозначное. В качестве плюса - факт, что руководитель ФАР теперь будет выступать в ранге заместителя министра. Многие вопросы будут наверняка решаться оперативнее и качественнее. Также положительный момент - ускорение должно получить развитие аквакультуры. Рыбоводство все-таки ближе к ведению минсельхоза. Рыбопереработка тоже сможет выйти на более качественный уровень.
К минусам можно отнести то, что за последние два десятка лет это уже пятнадцатое по счету реформирование. Сопутствующие ему организационные перестановки явно не на пользу оперативности принятия решений. И потом, неизвестно пока, насколько квалифицированно смогут разбираться в проблемах отрасли призванные делать это специалисты минсельхоза. Рыбоводство - это одно, а рыболовство - совсем другое. В общем, время покажет.
На третий вопрос мне пока трудно ответить, так как на нынешнюю должность я назначен недавно. Но работа идет, и Мурманский траловый флот обязательно останется флагманом рыбной промышленности на Севере России.
Вячеслав ЗИЛАНОВ, председатель Координационного совета работников рыбного хозяйства РФ:
- Поскольку задаваемые вопросы неразрывно связаны между собой, постараюсь ответить на все сразу. Главная причина задержки развития отрасли в том, что сегодня на государственном уровне нет надлежащего, весомого органа управления рыбной промышленностью. Рыбаки всех приморских регионов страны высказывают единую точку зрения: это должно быть министерство рыбного хозяйства Российской Федерации.
Да, централизованный орган нужен, но в то же время он должен поделиться своими полномочиями с субъектами РФ, занимающимися рыбохозяйственной деятельностью. Ну зачем, спрашивается, каждую мелочь надо решать в Москве? На местах многое виднее.
Необходимо также повысить социальное положение рыбаков. За свой труд они должны получать достойную оплату. Сейчас эти вопросы решаются на уровне фирм, объединений, но и государство обязано контролировать ситуацию, внимательнее относиться к рыбакам как народным кормильцам. Ведь за последние десять лет они были обойдены государственными наградами, поощрениями и так далее. Думаю, в комплексе забота о морских тружениках, надлежащее государственное управление и использование возможностей регионов как раз и станут ядром успехов отрасли.
И еще. Поскольку мы ведем промысел и в водах сопредельных государств, немаловажное значение имеет международное правовое обеспечение наших рыбаков.
Анатолий ЕВЕНКО, председатель правления НО "Ассоциация прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана":
- Сколько уже говорил на разных уровнях и буду говорить: основная причина - несовершенство "рыбного" законодательства. И совершенствование его носит вялотекущий характер. Порою к рыбной отрасли чиновники относятся по остаточному принципу. Вот и решение об очередном вхождении ФАР в состав минсельхоза считаю ошибочным. На эти грабли ведь уже наступали. Хватит, наверное, экспериментировать с отраслью, вносящей существенный вклад в государственную программу продовольственной безопасности страны.
И все же положительные изменения за прошедший год есть. Касающиеся, в частности, нас, прибрежников. Мы теперь оказались, наконец, в равном положении с рыбаками-океанистами при распределении квот на вылов водных биоресурсов. Если раньше прибрежникам выделяли строго лимитированную "порцию", определяемую чиновниками по своему разумению, то с этого года нам выделяется квота в процентном отношении от объема общедопустимого улова, разрешенного нашей стране международными соглашениями. Увеличится ОДУ, соответственно, вырастет и наша доля.
Более динамично пошла работа по восстановлению товаропроводящей сети, то есть прямых поставок рыбопродукции населению через специализированные магазины и мелкие торговые точки. А главное, если раньше мы были предоставлены сами себе, то сейчас к решению этого вопроса подключилось региональное правительство. В частности, недавно подписано соглашение между соседней норвежской провинцией Финнмарк и правительством Мурманской области, в котором вопрос развития аквакультуры стоит на первом плане. Нынешняя региональная власть решила поддержать нас и в части упомянутого мною возрождения товаропроводящей сети.
Есть подвижки и на уровне областного центра. Принят стратегический план социально-экономического развития города под брендом не абы каким, а именно "Мурманск - рыбная столица". Три из семи вошедших в него инвестиционных проектов - наши.
Ирина МОКЕРОВА, заместитель директора ООО "Робинзон" - заместитель председателя правления Союза рыбопромышленников Севера:
- Если бы удалось поймать золотую рыбку, то во исполнение трех желаний попросила бы ее удалить три причины, по моему мнению, сдерживающие развитие отрасли. Во-первых, усилить контроль за оборотом долей, чтобы водные биоресурсы не попадали в руки рантье, а распределялись бы между добросовестными, реальными рыбодобытчиками. Во-вторых, защитить продовольственный ресурс страны от усиливающегося проникновения иностранного капитала. И, наконец, не разрешать чиновникам менять по своему усмотрению "рыбное" законодательство хотя бы в течение трех предстоящих лет. Дать ему стабилизироваться.
Что касается "нового старого" включения ФАР в состав минсельхоза, то, считаю, это мало поможет развитию отрасли. Нужно отдельное министерство рыбной промышленности.
Из хорошего за последний год для нашего предприятия прежде всего можно назвать тот факт, что на верфи в Сингапуре построено уже 80 процентов корпуса заказанного нами нового судна. Надеемся, что к лету следующего года оно будет готово полностью. Пополнения флота компании мы очень ждем.
Константин ДРЕВЕТНЯК, руководитель Баренцево-Беломорского территориального управления Росрыболовства:
- Среди экономических причин - это прежде всего высокая стоимость топлива. И одновременно низкая стоимость массовых видов рыб, из-за чего промысловикам невыгодно их добывать. У нас, на Северном бассейне, это мойва и сайка. В политическом плане основной проблемой можно считать взаимоотношения с некоторыми из стран, в экономических зонах которых мы осуществляем рыболовство. Не все нас так уж и ждут в своих водах, особенно там, где имеется значительный рыбный ресурс. Тут требуется ежедневная кропотливая работа с представителями этих государств. В том числе с Норвегией по вопросу рыболовства в районе архипелага Шпицберген.
Надеюсь, что вхождение ФАР в состав минсельхоза принесет свои положительные результаты, когда все продовольственные проблемы в стране будут "под одной крышей". Это даст возможность рациональнее распределять ресурсы между потребителями. Той же аквакультуре, которая была в ведении ФАР, нужны корма, в которые входят продукты растениеводства и зерновые культуры. И наоборот, рыборазведение дает сырье для животноводства и птицеводства. Так что логистика будет более правильной.
Хотелось бы сказать об изменениях, точнее, тенденциях, складывающихся в рыбохозяйственном комплексе Мурманской области в целом. Хотим мы этого или не хотим, но идет укрупнение предприятий. С экономической точки зрения, это закономерный процесс. Маленьким предприятиям, у которых по 2-3 судна, выживать в условиях рынка тяжелее. Закончить же хочу на оптимистической ноте. Согласно всем статотчетам, россияне едят все больше рыбы. Значит, и рыбакам работы прибавится.
Подготовил Андрей Попов
Газета "Мурманский вестник"
|