Встреча с группой сотрудников Морского Попечительского Совета (MSC) - директора MSC по рыболовству в Америках и Тихом океане Джима Хамфриса, директора MSC в Северной Европе Камила Дирекса и консультанта MSC по России Василия Спиридонова в Камчатском/Берингийском офисе Всемирного фонда природы (г. Петропавловск-Камчатский) 21 июня 2012 года.
Отношение к экологической сертификации по стандартам Морского Попечительского Совета (MSC), судя по комментариям пользователей нашего сайта, неоднозначное. Недавно и рыбопромышленники Аляски решились на использование собственных национальных брендов качества лососевой продукции, чтобы не проходить в очередной раз процедуру сертификации по истечению сроков действия предыдущего экологического сертификата.
Но, как отметили наши гости, в общем и в целом это не влияет на процесс продвижения идеи экологического качества "от лодки до глотки" в мире и сегодня экологические сертификаты по стандартам MSC утвердились более чем в семидесяти странах мира и общий оборот экологически сертифицированной продукции стремительно растет: с полутора миллиарда долларов в прошлом году до прогнозируемых трех с половиной миллиардов долларов в нынешнем. В списках стран, чьи рыбопромышленные компании получили уже экологический сертификат, находится и Россия. Это добытчики лосося с Сахалина. В числе претендентов на сертификат - камчатская рыбопромышленная компания "Витязь-Авто" и одно из мощнейших в России общественных рыбацких объединений - Ассоциация добытчиков минтая. То есть экологические сертификаты в России получили или намерены получить лидеры рыбной отрасли страны. Вот так. И не иначе.
Почему не иначе? - спросили мы. - Ведь Росрыболовство, например, вынашивало идею собственной внутренней российской модели сертификата экологического качества рыбной продукции. Такие же внутренние сертификаты могут быть у любой страны и даже какой-то отдельной части этой страны - например, штата Аляска, где очень сильны свои национальные лососевые бренды, известные во всем мире.
Потому, - ответили нам,- что сегодня мировым сообществом признан бренд MSC, и он несет в себе глобальную объединяющую идею экологической сертификации по общим, неукоснительным для всех "игроков", участвующих в процессе сертификации, стандартам поддержания устойчивого рыболовства и высокого экологического качества рыбной продукции. Конечно, у каждой страны в отдельности могут быть какие-то свои национальные особенности или условия, вступающие в противоречие со стандартами MSC , или, наоборот, развивающие в новом каком-то осмыслении, ракурсе эти стандарты - нормы, принципы, каноны, но, в любом случае, эти национальные особенности будут изучаться экспертами с позиций общих стандартов и общих требований, которые вырабатываются не экспертами, а теми, кто эту сертифицированную рыбопродукцию покупает - то есть самим населением планеты, во всех странах мира.
Не может и не должно быть множества национальных, региональных, корпоративных, индивидуальных брендов экологического качества рыбопродукции. В таком множестве брендов покупатель не разберется и все равно будет вынужден будет отдать предпочтение только нескольким из них или вообще одному, который наиболее полно отражает требования, желания, потребности или чаяния этого покупателя. Таким сегодня становится бренд MSC . И его стремительное продвижение по планете, что бы не говорили недоброжелатели (а такие всегда найдутся), только подтверждает общую закономерность.
А как же рыбаки Аляски?
И здесь все закономерно. Закончился срок очередного экологического сертификата. И, чтобы получить новый, необходимо вновь пройти процедуру сертификации, так как требования за прошедшие годы к стандартам ужесточились, усложнились, изменились.
На Аляске был сертифицирован в свое время, на самой заре становления экологических стандартов, весь лососевый промысел, хотя на Аляске он разный - кто-то ловит лосось кошельковыми неводами, кто-то дрифтерными сетями, кто-то закидными неводами, а кто-то сплавными сетями. Поэтому при подготовке очередной процедуры сертификации стало ясно, что подход к разным видам орудий промысла и видам промысла также будет разный. Это вызвало недовольство тех, для кого требования MSC стали иными. Потому и возникло протестное желание обойтись национальными лососевыми брендами качества, значимость которых на Аляске, в США и многих странах мира, действительно, очень высокая. Но очень скоро многие из добытчиков лосося на Аляске поняли, что их мнение об использовании национальных брендов взамен бренда MSC не нашло поддержки среди рыбопереработчиков, продавцов и покупателей рыбопродукции ни на Аляске, ни в США, ни в остальном мире. Против этого были, в первую очередь, глобальные торговые сети - главные заказчики на мировом рыбном рынке. А, как известно тот, кто платит, тот и музыку заказывает и "девочку танцует".
Поэтому основной добытчик лососей на Аляске - сейнерный флот уже готов заново пройти процедуру сертификации.
Меня всегда волновал вопрос об отношении стандартов экологической сертификации MSC к проблеме искусственного разведения лососей. Я уже не раз писал о том, что эти стандарты когда-то создавались под сертификацию всего лососевого промысла на Аляске, включая и промысел лососей заводского происхождения. Сертифицировав сразу весь промысел, эксперты начали поиск фактов и доказательств, подтверждающих право искусственного воспроизводства на экологическую сертификацию и, на мой взгляд, зашли в тупик, придумав нечто комичное вроде того, что ежели основная масса тела лососей нагуливается в океане, на естественных пастбищах, то, таким образом, он преображается из искусственного в обычный дикий и лишается по мановению волшебной палочки в руках экспертов MSC всего того комплекса биологического негатива, который всегда сопровождал, сопровождает и будет сопровождать искусственное воспроизводство. Согласен я только с одним постулатом MSC - искусственное воспроизводство имеет право на существование на лососевой реке в случае СПАСЕНИЯ ПОПУЛЯЦИИ, естественные законы развития которой нарушены человеком настолько, что без активного МЕДИЦИНСКОГО (БИОЛОГИЧЕСКОГО) вмешательства эту популяцию спасти уже нельзя. На мой взгляд, сегодня MSC продает, по принципу средневековой инквизиции, индульгенции на грех "во спасение" всем желающим заниматься искусственным воспроизводством лососей, даже тем кто "спасает" тех, кто в этом "спасении" вовсе даже и не нуждается. Мы знаем, какие острые дискуссии по поводу ЛРЗ разворачиваются сегодня на Аляске и российском Дальнем Востоке, и стандарты MSC работают в данном случае против самих "зеленых", против экологов. А в итоге, лосось искусственного происхождения (например, норвежская семга и форель) на дальневосточном лососевом рынке вытесняет дикий тихоокеанский лосось и стоит в несколько раз дороже дикого, натурального дальневосточного лосося, нерестящегося в экологически чистых лососевых реках, и добытого чистыми незамаранными руками наших российских добытчиков с самыми чистыми намерениями и пожеланиями во благо этого лосося и устойчивого его промысла. Увы, садковый лосось, мышечные ткани которого нашпигованы всякой заразой и гадостью, стоит гораздо дороже и приносит норвежским компаниям баснословные прибыли. Россия сегодня лидирует на рынке продаж норвежского лосося, а свой собственный мы "гоним за ненадобностью" в Китай. Стоит вопрос об экологической сертификации промысла лососей искусственного происхождения на Хоккайдо - а это 200 тысяч тонн кеты, которую японцы тоже хотят продать с наибольшей выгодой для себя, НО НЕ ДЛЯ ДИКОГО ЛОСОСЯ. Хотя сами японцы предпочитают покупать российский дикий лосось, прекрасно понимая, чем дикий лосось Камчатки отличается от лосося с Хоккайдо, где уничтожены практически все естественные нерестилища для лососей.
Мы знаем, какой большой смысл вкладывается в России в строительство ЛРЗ, - это огромные государственные дотации на их содержание при просто смешном экономическом "выхлопе". До 5 тысяч рублей приходятся затраты на Камчатке за возврат одной особи лососей. Если бы этот лосось возвращался в пустые реки, как река Колумбия в США, некогда богатейшая лососевая река планеты, то это еще понятно - американцы пытаются восстановить запасы, уничтожив среду обитания лососей. Но на Камчатке среда обитания сохранена ИДЕАЛЬНО, а лососей нет совсем по другой причине - его вырезали люди. И потому государству нужно тратить средства совсем на другое - на защиту этих рек от браконьеров. А его заставляют закапывать миллиарды рублей в песок - в дорогие, но никчемные ЛРЗ. А теперь и MSC стоит на защите искусственного воспроизводства лососей, воспроизводя из голов своих экспертов такие стандарты, которые удобны для поощрения искусственного воспроизводства, являющегося (на той же Аляске) очень серьезной альтернативой развитию дикого лосося - питаются и дикие и заводские лососи на одних и тех же океанических пастбищах, в одних и тех же морских районах.
Меня выслушали очень внимательно. Обещали обсудить сказанное, так как не были готовы к такому восприятию стандартов и тем выводам, которые следуют за этими стандартами на практике, вооружая наших экологических противников, защищающих не лосось, а свои, порой очень даже "шкурные", интересы. Речь идет, конечно, не о рыбоводах, труд которых на этих заводах очень тяжелый и ответственный. Речь идет о распределителях государственных средств, которые, ослабляя до невозможного уже предела государственную рыбоохрану, закапывает деньги в песок, обрекая сами лососевые реки на полную бесперспективность…
Какие новые виды промыслов предполагаете вы годными для экологической сертификации на Дальнем Востоке? - спросили мы.
- Промысел сельди и трески.
- Ярусный промысел трески? - уточнили мы.
- И ярусный, и снюрреводный…
- Снюрреводный? Так это ведь один из самых ущербных для морского дна донный вид промысла?
- Но ведь и снюрреводный промысел должен совершенствоваться и наносить как можно меньший вред. Ведь суть и смысл стандартов MSC заключается в том, чтобы добиться устойчивого рыболовства, чтобы шло развитие расширенного воспроизводства ресурсной базы морей и океанов, чтобы в мире не оставалось промыслов, которые бы наносили невосполнимый ущерб природе.
И я, естественно, сразу подумал о крупномасштабном дрифтерном промысле тихоокеанских лососей в исключительной экономической зоне Российской Федерации, который ведут японские и российские рыбаки: ЕГО-ТО НЕ СЕРТИФИЦИРУЮТ?
Ответ был уклончивый - вообще-то против дрифтерного промысла MSC не возражает. Он существует практически во всех странах мира, ведущих прибрежный промысел. Есть Резолюция ООН о запрете крупномасштабного дрифтерного промысла в открытых частях Мирового океана. Но эта резолюция не распространяется на исключительные экономические зоны, находящиеся под юрисдикцией тех или иных государств. Крупномасштабный промысел тихоокеанских лососей в ИЭЗ России - это дело самой России, которая узаконила таким образом этот вид промысла для своей страны. Добытчики дрифтерного лосося на общих основаниях могут подавать заявки на экологическую сертификацию. А вот как уже независимые международные эксперты оценят этот вид промысла, пока мы не знаем. Но знаем другое - не все виды промысла рыбы могут быть сертифицированы по стандартам MSC, если эти виды промысла данным стандартам НЕ СООТВЕТСТВУЮТ, то есть наносят ущерб природе и не соответствуют принципам устойчивого рыболовства…
Мы, конечно, не могли в этом своем разговоре представить и охватить весь спектр существующих проблем и отношения к ним как со стороны сотрудников Морского Попечительского Совета, так и со стороны тех, кто начинает жить, живет или будет жить по этим стандартам, или кто не хочет жить, не живет и не будет жить по ним. Поэтому разговор может быть продолжен, если будут вопросы, которые мы с помощью Василия Спиридонова, консультанта Морского Попечительского Совета по России и нашего друга передадим тем, кто проводит в жизнь идеи экологической сертификации.
Сергей ВАХРИН,
главный редактор сайта "Рыба Камчатского края"
Рыба Камчатского края
|