Ранее сообщалось о неприятной находке в районе бухты Славянка – трёх акулах размером от пяти до семи метров. Теперь в прибрежных водах Приморья обнаружили ещё двух трёхметровых. Какого вида акулы, пока не понятно.
В российских водах Японского моря или, грубо говоря, в заливе Петра Великого их насчитывается 7 семейств с 12 видами. К людоедам относятся серо-голубая акула или мако и большая белая акула. Ну, ещё не стоит долго купаться рядом с рыбой-молотом отряда кархаринообразных акул, которая в своё время считалась одной из самых опасных (видимо, из-за своей страхолюдности), и рядом с тигровой акулой. Молотоголовые, к тому же, любят бродить толпами.
Однако у берегов Приморья людоеды встречались очень редко. Потому что основные районы их обитания - тропические и субтропические воды. А в 2011 году - сразу три нападения на людей! Это была одна и та же акула или три разных - кто же их знает, на самом деле.
Нынче купальный сезон ещё не начался, а пять штук уже нагуливают аппетит в прибрежных водах.
Учёные по-разному объясняют появление акул-людоедов на нашем Дальнем Востоке. Кто-то говорит, что акулы есть знак качества, доказательство чистоты воды Японского моря у российских берегов. Завлаб промысловой океанографии ТИНРО-центра, кандидат географических наук Геннадий Хен предложил политическое объяснение.
Акулы и раньше нападали на купающихся граждан, сказал он, просто эти факты не были доступны широкой общественности. Ну, как с падающими самолётами и тонущими судами. Дело не в том, что в России летают и плавают многоместные железные гробы. А в том, что коммунисты скрывали правду от народа.
Мы, со своей стороны, лишь можем сослаться на свои приватные беседы с другими учёными, а также морскими практиками, которые высказывают опасения в связи с возможным изменением биоценоза морей Дальнего Востока. Оно может быть вызвано массовым и постоянным заносом к нам тропических и субтропических вод с посторонней нашим морям флорой и фауной.
Ответственность за это несёт интенсивное торговое судоходство и полное безразличие отечественных портовых властей к сбросу балластной воды прибывающими судами. В других морских державах сброс балласта - строго контролируемый процесс. У нас он никого не интересует и постепенно приобретает характер биологического бедствия. Как-никак, речь идёт о сотнях тысяч тонн воды, насыщенной чужой жизнью. Эта жизнь начинает приспосабливаться к новым условиям, мутирует сама и вызывает мутации в окружающей среде.
Новому биологическому процессу не то, что не противодействуют, его не то, что не изучают - даже не фиксируют.
Акулы-людоеды там, где их никогда не было, - один из вероятных тестеров начавшихся изменений.
ИАА В окияне-море
|