Правительство РФ продает доли в крупнейших компаниях. Несмотря на протесты с мест, скепсис зарубежных инвесторов и негативные оценки аналитиков. Окончательный план приватизации на 2012-2013 годы утвержден и обжалованию не подлежит.
Как стало известно в пятницу 22 июня 2012 года, правительство РФ в окончательной редакции утвердило план приватизации "крупных госактивов" на 2012-2013-й и до 2016 года.
В 2012-2013 годах кабмин РФ, в частности, предлагает приватизировать 25,5% минус одна акция ВТБ, 7,58% минус одна акция "Сбербанка", 50% минус одна акция "Совкомфлота", 10% "Роснано", 100% ОЗК, 49,9% минус одна акция "Росагролизинга" и 25% минус одна акция ОАО "РЖД".
В перспективе до 2016 года государство также собирается полностью выйти из капитала ВТБ, "Совкомфлота", "Росагролизинга", "Зарубежнефти", "РусГидро" , "Интер РАО ЕЭС", "Аэрофлота", "Шереметьево", Россельхозбанка , АК "АЛРОСА", прекратить участие в капитале "Роснефти", сократить долю до 75% плюс одна акция в "Транснефти", ФСК ЕЭС и "Уралвагонзаводе", до 50% плюс одна акция - в ОСК и ОАК.
Лицом масштабной реформы стал Дмитрий Медведев, который еще на посту президента России - в июне 2011 года заявил о том, что продавать госимущество надо более решительно.
Решимость Медведева в отделении государства от бизнеса (мух от котлет), сводится к тому, что в 2012 году власти хотят в сумме продать пакеты акций 960 акционерных обществ и около 300 предприятий федеральной собственности.
Такая приватизация по оценке правительства принесет в 2012 году в федеральный бюджет около 300 млрд рублей. Для сравнения в 2011 году доход от продажи российских госактивов превысил 120 млрд рублей и был рекордным.
"Медведевская" приватизация оценивается неоднозначно. Гарант Коституции РФ Путин утверждает, что на этот раз все будет "честно" и "не как в 1990-х", когда под соусом приватизации с раздачей ваучеров целые отрасли НХ попали под контроль частных лиц, в большинстве случаев - связанных с профильными министерствами и аффилированных с властью и (или) криминалом.
Западные эксперты в свою очередь, заявляют, что планы по уменьшению роли государства в экономике России не очевидны. "Путин пообещал провести широкомасштабные реформы и сохранить макроэкономическую стабильность, но его слова не успокоили зарубежных инвесторов, новая программа приватизации пока не произвела на них особого впечатления", - пишет в пятницу The Wall Street Journal. При этом эксперты считают, что самые ценные активы останутся в руках президента Путина и его команды.
Отдельная история - реакция тех, кто судит о ситуации не с государственной колокольни, а по собственному опыту. В частности, 22 июня глава транспортной монополии - ОАО "РЖД" Владимир Якунин, заявил журналистам, что, план приватизации "абсолютно нереальный" и не принесет в случае с РЖД ничего кроме головной боли. Он отметил, что дефицит инвестпрограммы РЖД примерно равен 400 млрд рублей до 2015 года и 1 трлн. рублей - до 2020-го. При этом запланированная продажа пакета акций может принести компании всего 260 млрд рублей. Глава РЖД также добавил, что проекты, вроде Сочи-2014 или саммита АТЭС во Владивостоке, финансируются в том числе за счет увеличения уставного капитала РЖД. При появлении у компании миноритариев такую схему использовать не удастся.
Неделю назад к Владимиру Путину с просьбой сохранить в госсобственности контрольный пакет акций АК "АЛРОСА" обратились депутаты из Якутии. "Переход в частную собственность (контрольного - 50% плюс одна акция) пакета акций несет существенные социальные и экономические риски... которые повлекут за собой угрозу развитию территории", - отмечают парлментарии. Если сейчас, в статусе госкомпании, добывающая алмазы АЛРОСА обеспечивает работой население, несмотря на сезонные факторы, то частный собственник этим заниматься будет едва ли. При этом в утвержденном плане до 2016 года "АЛРОСА" должна стать частной.
Если якутским депутатам остается только ждать милости от президента, то в ОАО "РЖД" предлагают свое решение: вместо продажи акций транспортной монополии приватизировать дочерние структуры РЖД. Владимир Якунин в частности напомнил, что в 2011 году продажа "Первой грузовой компании" принесла 125 млрд рублей.
Впрочем, идея глобальной распродажи госсобственности настолько овладела кабинетом министров и властным тандемом, что процесс выглядит необратимым. Это в частности подтвердил первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов. Он заявил, что продавать акции планируется не по максимальной цене (это на фоне негативных явлений в мировой экономике нереально), а по "справедливой" или даже - если инвесторы предложат кроме инвестиций технологии или ноу-хау.
Особую настойчивость проявляет в вопросе всероссийской распродажи госактивов консерватор-неофит Дмитрий Медведев, который настаивает на том, чтобы провести реформу в полном объеме, так как "это нужно не только для финансирования бюджета, но и для улучшения инвестиционного климата в стране".
"Решение о приватизации оправдано. Потому что слишком большая доля участия государства в экономических взаимоотношениях способствует тому, что начинает очень сильно проявляться коррупция, снижается конкуренция. Соответственно, когда доля прямого участия государства в экономике снижается, рыночные механизмы начинают более четко работать. Уровень коррупции снижается и, как следствие, появляется возможность привлекать новые инвестиции, которые сейчас как раз не идут. Реально это хорошее намерение, но, думаю, сделано все будет не так", - говорит управляющий активами инвестиционной компании "Грандис Капитал" Андрей Толстоусов.
Выступая 21 июня на ПМЭФ-2012, президент России Путин подтвердил, что правительство не отказывается от планов по приватизации, но будет следить за тем, чтобы на месте государственных монополий не возникали точно такие же частные.
На практике достаточно обратить внимание на ситуацию с "РусГидро" и ФСК. "Формально государство не становится собственником таких предприятий, как "Роснефть", там 75% акций принадлежит не государству, а "Роснефтегазу", который в свою очередь принадлежит уже государству", - отмечает Андрей Толстоусов.
По словам эксперта, масштабная приватизация российских компаний больше всего напоминает перекладывание из кармана в карман. Из "государственного" в "корпоративный". "Ничего не меняется. Это все хорошо звучит, но никакого эффекта в таком контексте не принесет", - резюмирует аналитик.
Алексей Плешков
газета "Деловой Петербург"
|