Рыбная продукция является одним из самых привлекательных товаров международной торговли: 40% мирового вылова биоресурсов реализуется на глобальном рынке. Мировая рыбопереработка становится более интенсивной и географически компактной, привязанной к глобальным цепочкам снабжения и - только при этих условиях - рентабельной. Скорость и масштаб этого явления зависят от вида рыбы, разновидности продукта, стоимости труда и транспортировки.
Если говорить о России, то ее рыбохозяйственный комплекс в значительной степени уже интегрирован в мировой рынок: доля импортной рыбопродукции на отечественном рынке составляет (с учетом ввозимого продовольственного сырья для производства продукции) свыше 30%. Всего Россия импортировала в прошлом году 2,5 млн тонн рыбы и морепродуктов. Напомним, что в 2011 году Россия стала крупнейшим экспортером норвежской рыбы, выбрав порядка 10% всего экспорта (около 300 тыс. тонн) общей стоимостью 679 млн евро, в том числе семги - на 401 млн евро.
Доля экспорта в производимой российскими рыбаками продукции из водных биологических ресурсов превышает 40%. По данным деловой сети rb.ru, объем экспорта рыболовной продукции по итогам 2011 года вырос на 8%, до отметки в 1,5 млн тонн. Ведущими странами-импортерами российской рыбной продукции, как и прежде, остаются Китай и Южная Корея. В Китай в прошлом году по сравнению с 2010 годом было отгружено на 9% рыбы и морепродуктов больше (всего 844,4 тыс. тонн), а в Южную Корею - на 14% больше (всего 540,3 тыс. тонн). Хотя в 2011 году несколько сократился экспорт минтая - на 3% по сравнению с уровнем 2010 года, объем годовых поставок за рубеж данной рыбы составил 864,8 тыс. тонн. Таким образом, минтай по-прежнему остается основным экспортным товаром рыболовной индустрии России.
На втором месте располагается сельдь: экспорт данного вида рыбы в 2011 году вырос на 63% за год и составил 186,7 тыс. тонн. Значительно (в 3 раза) увеличились поставки российской горбуши в другие страны по сравнению с 2010 годом - 103,5 тыс. тонн в 2011 году. Наблюдается положительная динамика экспорта трески: поставки данной рыбы за рубеж выросли на 1% (68,3 тыс. тонн).
Вовлеченность отечественных рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий в систему мировых хозяйственных связей объясняется как общемировыми тенденциями развития рыболовства и рыбопереработки, так и существующей емкостью национального рыбного рынка и особенностями территориального размещения предприятий рыбодобычи и рыбопереработки.
Некоторые эксперты сетуют на то, что Россия в основном экспортирует сырье, а импортирует готовую продукцию: из-за того что российским рыбакам приходится сутками простаивать в российских портах со своей продукцией, они предпочитают значительную часть улова продавать за границу, а потом это продовольствие в переработанном виде возвращается в Россию уже как импорт. Объем такой рыбной продукции, по данным rb.ru, в российском импорте в 2011 году составил 1832,9 тыс. тонн, тогда как в 2010 году этот показатель был на 63% ниже. И вот уже несколько лет Россию называют сырьевым придатком, безусловно, употребляя это выражение в негативном контексте.
Однако в общемировой практике нацеленность рыбодобывающих предприятий преимущественно на производство продовольственного сырья не является экономическим пороком: 80% рыболовных компаний мира ориентируются преимущественно на сырьевой рынок и занимаются только выловом. Они же обеспечивают половину добавленной стоимости мирового рыболовства. Примерно 17-18% компаний ориентируются на рынок массовой продукции, используют стандартные технологии рыбопереработки, которые обеспечивают 40% добавленной стоимости. 1,5-2% компаний работают на рынок высокотехнологичной продукции (например, для фармакологии) и обеспечивают 10% добавленной стоимости мирового рыбного рынка.
Елена Максимова
Sfera.FM
|