Аэродром в Приморье, наводивший ужас на США, канул в историю. На аэродроме "Хвалынка" остались только полуразрушенные здания и зарастающая взлетно-посадочная полоса. РИА PrimaMedia продолжает цикл публикаций про заброшенные объекты в крае в рамках акици "Потерянное Приморье".
В Приморском крае есть много оставленных и законсервированных военных аэродромов. У каждого своя история и свои герои. Один из ушедших в прошлое аэродромов, аэродром "Хвалынка", или Спасск -Дальний, в котором был сформирован 219 Отдельный Дальний Разведывательный Авиационный Полк.
История аэродрома началась в далеком 1904 году. Именно тогда, во время русско-японской войны, недалеко от будущего города Спасска была сформирована воздухоплавательная рота. Ее задачей было наблюдение за противником и координация огня артиллерии. Первыми боевыми единицами рост стали воздушные шары, на которых наблюдатели поднимались в небо.
Позже на аэродроме появились самолеты разведчики Р-1, Р-5. Базировались тут и бомбардировщики СБ, ДБ-3, Ил-4. В 50-х годах на Спасском аэродроме появились дальние бомбардировщики Ту-4.
Эти машины начали вызывать интерес у США, напомним, это было время "Холодной войны", и в 1954 году над Хвалынкой сделал облет американский самолет-разведчик RF-86. Данный факт говорит о том, что аэродром был стратегически важным объектом и, по словам экспертов, вызывал серьезные беспокойства у конкурентов СССР по "гонке вооружений".
Однако настоящим расцветом для военного объекта стали 1980-е годы. Именно тогда воинская часть была отстроена фактически заново. Появились новые пятиэтажная казарма, медсанчасть, пожарная часть, штаб. Страна еще не знала, что спустя десятилетие вся эта инфраструктура окажется никому не нужной.
В 1992 году начинался развал СССР и сокращение армии, постепенно начал увольняться личный состав 219-го ОДРАП. Сейчас 219 Отдельный Дальний Разведывательный Авиационный Полк расформирован.
Последние настенные надписи, свидетельствующие о присутствии здесь военных датированы 2008 годом.
Сейчас гарнизон пуст, находясь на консервации. Здания покрылись трещинами, заходить во многие было страшно из-за угрозы обрушения.
- Как-то ночью я проснулся от сильного грохота. Думал взорвалось что-то. На самом деле оказалось, что обрушилась одна из стен зданий,- поделился с корр. агентства охранник бывшей воинской части. Потом сюда приезжали из ФСБ проверять версию, что сработала закладка и кто-то специально подорвал стену. Но оказалось, что рухнуло от неправильной эксплуатации зданий. "Не там диверсантов ищут, надо там", - шутя говорит собеседник агентства, тыча пальцем куда-то наверх.
Еще сюда периодически приезжают чиновники из администрации района. Осматривают территорию. Скоро военные вроде должны передать этот объект муниципалитету. Правда, как его использовать пока точно не знают.
- Вот если бы раньше, пока это все не начало разрушаться людям отдали! А сейчас проще сломать, пока под завалами никого не убило, - считают охраняющие.
Не лучше и состояние аэродрома, который расположен неподалеку через федеральную трассу М-60 Хабаровск-Владивосток.
Всю летную технику перебазировали на территории других воинских частей, мелочь - списали и продали на металлолом. Заросшая и полузаброшенная инфраструктура, включая стоянки самолетов, топливохранилище - остались.
Из живых существ на огромной территории, исключая охрану, лишь домашний скот да чиновники с предпринимателями, прилетающими в этот край по делам на вертолетах.
Каждый год к воротам заброшенной воинской части приходят люди. Пожилые и молодежь, военные и гражданские возлагают венки к установленному рядом с КПП памятнику летчикам-истребителям, павшим в годы Великой Отечественной войны. Старики с трудом сдерживают слезы, бросая взгляд бывшую в/ч 70795.
Памятник летчикам истребителям павшим в годы ВОВ 1941-1945
ИА PrimaMedia
|