Об ительменах.
Ительмены являются одним из самых малочисленных народов на планете. В России проживают 3193 ительмена, а в селе Ковран, которое является единственным местом компактного проживания, всего проживают 330 человек, из которых 90 % населения - это ительмены.
Ительмены - древнейший народ Камчатки. Ительменское самоназвание Итэнмэн - в переводе на русский означает "живущий здесь", "местный житель". Это название применено к жителям одиннадцати селений северо-западного побережья полуострова, сохранивших родной язык. Ительменский язык относится к чукотско-камчатской семье языков. К сожалению, ительменский язык относится к стремительно исчезающим, и в настоящее время осталось только несколько человек, которые говорят на родном языке. Сегодня русский является основным языком внутреннего и межэтнического общения и обучения.
Исторически основным видом традиционной хозяйственной деятельности ительменов было рыболовство (в основном, лов корюшки и лосося). Вообще рыба была основной круглогодичной пищей. Эта территория является одним из наиболее богатых рыбой мест на планете. Огромные стада дикого лосося и корюшки летом заходят в реки Западной Камчатки. Морской шельф богат морскими биоресурсами крабом, палтусом, треской, минтаем и др.
В течение летней лососевой и корюшковой путины исторически ительмены запасали рыбу впрок, делали сушеную юколу и заготавливали (квасили) рыбу в специальных ямах. Для ловли корюшки использовали хитроумные устройства-ловушки - запоры, которые позволяли получать богатый улов без лишних усилий. Заготовленной в летнюю путину рыбы, часто не хватало до следующей, поэтому весной население часто голодало, подъев все зимние запасы. Заготовленная в ямах рыба использовалась для корма собак. Собаководство было развито. Собаки использовались в основном в качестве ездовых.
Важную роль в хозяйстве ительменов играли морзверобойный и охотничий промыслы. Отличительная особенность хозяйствования ительменов - это широко развитое собирательство. Ительмены были самыми искусными знатоками местных пищевых и лекарственных растений и широко использовали их в быту. Ительмены знали гончарство. Зимой жили в больших землянках несколькими семьями вместе. Лето в основном проводили на рыбалке, для чего строили легкие высокие балаганы - летние жилища.
Главными праздниками были весенний праздник Первой рыбы, когда в реках появлялся первый лосось, и проходило голодное время, и обрядовый праздник "Алхалалалай", который проводился поздней осенью. Во время "Алхалалалая" жители благодарили природу за ее дары, проводили обряды, свадьбы, пировали.
Об истории.
Исторически ительмены проживали почти на всей территории Камчатки. Русские пришли на полуостров в конце 17 века. Военные стычки, восстания аборигенов, завезенные неведомые для местного населения болезни, ассимиляция привели к тому, что аборигенное население уменьшилось в несколько раз, а ареал проживания ительменов сильно сократился. В настоящее время ительмены проживают преимущественно в суровой, по своим климатическим условиям, северо-западной части Камчатки.
В 60-е годы ХХ века ительменов постигла новая беда, советская власть в связи с "бесперспективностью" начала закрывать десятки национальных сел, в том числе многочисленные ительменские поселочки, разбросанные по побережью и по рекам Западной Камчатки. Многие сотни людей в то время лишись своей малой родины.
Село Ковран находится в северо-западной части Камчатки, на берегу одноименной реки, в 4-х километрах от ее устья. Ковран - своего рода столица ительменов Камчатки. Именно сюда в начале 60-х переселили жителей небольших ительменских сел - Сопочное, Морошечное, Утхолок, которые были расположены неподалеку. В последние годы советской власти в селе проживало примерно 650 чел. из них около 550 чел. - представители коренных малочисленных народов Севера, в основном, ительмены.
В местной речке Ковран, на берегу которой и расположено одноименное село, не так много лосося, но зато она обладает самыми богатыми на Западной Камчатке запасами корюшки. В советское время здесь работал рыбодобывающий колхоз "Красный Октябрь", который, занимаясь ловом рыбы, фактически содержал социальную сферу села, поддерживал сельскохозяйственную ферму, трудоустраивая в летний период около половины ковранцев. Рядом с устьем реки Ковран стояла рыбоперерабатывающая база колхоза, обеспечивая работой местное население.
В 1970-х гг. центральную усадьбу и правление колхоза перенесли в соседнее, более крупное, село Усть-Хайрюзово, которое находится в 20 км. на юг по побережью Охотского моря и все производство в Ковране было закрыто.
В селе Усть-Хайрюзово в советское время проживало до 3 000 тыс. человек. В сезонное время количество жителей резко увеличивалось. Это было, в основном, русское население и сезонники, которые обслуживали Усть-Хайрюзовский рыбоконсервный завод. Тем не менее, вплоть до начала 90-х гг. на реке Ковран стояли бригады колхоза "Красный Октябрь", состоящие из местных жителей.
После развала Советского Союза в 90-х годах колхоз приватизировали в компанию "Иянин Кутх", которая начала получать квоты в обмен на социальную поддержку села. Но через несколько лет компания развалилась. На ее месте появились многочисленные компании бизнесменов новой формации, которые первым делом отказались от какой-либо социальной поддержки села, сосредоточив свои усилия на зарабатывании денег. Сразу же развалилась сельскохозяйственная ферма в Ковране, исчезла сельская баня и многое другое. Село и ительмены оказались брошены на произвол судьбы.
Об устойчивом развитии.
Для продолжения обеспечения ительменов занятостью, в 1991 г. местные жители приняли решение преобразовать бригаду ковранских рыбаков, когда-то работавших в колхозе, в сельскую родовую общину ительменов "Каврал", которая стала ловить на реке Ковран корюшку и лосось, сдавая выловленный улов на переработку бизнесменам в соседнее село.
Сельские энтузиасты из ительменского ансамбля "Эльвель" возродили старинный ительменский обряд "Алхалалалай", осенний праздник благодарения природе. Для того, чтобы принять участие в празднике, который постепенно стал визитной карточкой Коврана, а затем и всей Камчатки, начали съезжаться гости с разных уголков Камчатки, из других регионов России, из-за рубежа. В Ковран начали приезжать туристические группы, для того, чтобы познакомиться с древней ительменской культурой, посмотреть окружающую природу, попробовать настоящую национальную кухню, поучиться ительменским навыкам рыболовства. Община "Каврал" поддерживала праздник финансово, из тех средств, которые выручала от продажи рыбы.
В 1998 г. недавно избранный Губернатор региона, сама ительменка по происхождению, подписала Постановление о создании особо охраняемой территории традиционного природопользования "Тхсаном", в которую вошли традиционные земли ительменов. Сам факт образования такой особо охраняемой территории, которая должна была управляться самими жителями села, носил новаторский характер.
Основной задачей создания территории было развитие традиционных видов промысла и сохранение окружающей среды. Инициатива была поддержана Российским отделением Всемирного фонда дикой природы и органами охраны природы Корякского автономного округа. Представители общин получили статус общественных инспекторов по охране природы; начала развиваться сеть природоохранных постов коренного населения, снабженных рациями и транспортными средствами. Был организован этнологический центр, занимающийся экологическим и этнологическим просвещением населения. Увеличилась ответственность местных жителей за состояние окружающей среды.
Вместе с тем, во второй половине 90-х, сушеная корюшка превращается в России в популярный рыбный снек, который охотно употребляют с пивом, спрос на нее стал расти, стала расти и цена на выловленную общиной рыбу. В 1999 г. с целью дальнейшего развития местным населением было принято решение о строительстве собственного перерабатывающего завода в самом селе. Губернатор поддержала это начинание. Общине "Каврал" был выделен государственный кредит, начали завозить оборудование. У многих появилась надежда на реальное устойчивое развитие ительменского народа. Но после наступления 2000-х ситуация изменилась.
О проблемах устойчивого развития.
До поры до времени речка Ковран, с небольшими запасами лосося, мало интересовала крупные рыбопромышленные компании, однако с ростом цены на корюшку к реке начали присматриваться предприниматели. В 2003 г. власти создали на месте традиционной рыбалки ительменов на реке Ковран участок для промышленного рыболовства, который получила не община, а рыбопромысловая компания "Ивнин Стар", акционеры которой проживали в областном центре - Петропавловске-Камчатском и к селу никакого отношения не имели. Местные жители были вынуждены наниматься к новому владельцу в качестве рыбаков.
А в 2008 г. на Камчатке прошли конкурсы на получение рыбопромысловых участков в длительное пользование для осуществления промышленного рыболовства. И участок на реке Ковран вновь выиграла коммерческая компания. Родовая община ительменов "Каврал", которая также подавала на этот конкурс, его проиграла, т.к. у нее не было перерабатывающего завода.
С начала коммерческой эксплуатации участка, запасы корюшки в реке, некогда славившейся на всю Камчатку своим богатством, стали стремительно уменьшаться. Местные общины, как могли, сопротивлялись "варягам", но новые хозяева речки, не стесняясь, запугивали местных жителей, пользуясь большим влиянием в органах власти, привлекали на свою сторону милицию, которая производила аресты слишком ретивых местных активистов.
Беда не приходит одна. Пришедший в 2000 г. новый Губернатор, бывший геолог и владелец крупнейшей в регионе золотодобывающей компании, используя крючкотворство и пробелы в законодательстве в 2001 г. отменил Постановление о Территории традиционного природопользования "Тхсаном". Начавшееся зарождаться реальное самоуправление ительменов на территории, было уничтожено.
А начиная с 2008 г. нефтяники начали искать нефть на шельфе Западной Камчатки, прямо недалеко от поселка начали бурить первые скважины. В залежах на этом шельфе по прогнозным оценкам сосредоточены богатейшие запасы нефти и газа. Одновременно нефть начали искать на берегу, окружая маленькое ительменское село кольцом нефтяной разведки.
Село Ковран постепенно начало угасать. Население с начала 90-х уменьшилось в два раза. Кто-то умер, не аборигенное население, по большей части высококвалифицированные специалисты - учителя, врачи уехали искать лучшей жизни. Была закрыта местная больница, сельский интернат для детей - представителей коренных народов Севера, практически разрушена система жилищно-коммунального хозяйства, дорожная система поселка. В большинстве своем взрослое мужское население, не имеет работы, не занято в традиционной хозяйственной деятельности. Резко увеличился уровень алкоголизма и суицидов. Уровень числа самоубийств в несколько десятков раз выше, чем в среднем по России, которая по этому показателю находится на одном из самых первых мест в мире.
О надеждах на устойчивое развитие.
Лидеры маленького ительменского народа, несмотря ни на что, продолжают свою неравную борьбу за право своих соплеменников на устойчивое традиционное природопользование и традиционный образ жизни. Ительмены проиграли все суды, пытаясь оспорить решение губернатора-золотодобытчика об отмене Территории традиционного природопользования "Тхсаном", проиграли множество судов, пытаясь оспорить получение коммерческими компаниями прав на один единственный рыбопромышленный участок на своей реке. Но местные жители продолжают готовить обращения к властям, подавать жалобы. Проводят местные сходы с протестами против несправедливости.
И все эти годы активисты села, борясь за права ловить рыбу на своей родной реке, с которой их выгоняют бизнесмены, продолжали праздновать ительменский праздник "Алхалалалай", благодаря природу за ее дары.
В 2012 г. уже официальные эксперты рыбопромыслового института и контрольные органы запретили промышленный лов корюшки на реке Ковран, в связи с истощением ее запасов. Ительменам разрешили ловить, но только для еды. Это хоть и маленькая, но победа для Коврана, хоть маленькая, но передышка для реки. Но это постановление временное.
Дальше решение за новым Губернатором. Совет ительменов "Тхсаном" просит его ввести полный запрет на коммерческое рыболовство на реке, оставив только традиционные промыслы аборигенов. В эти дни в маленьком селе проходят "Дни корюшки" - праздник открытия реки. Услышит ли Губернатор ительменов? Поймет ли местные проблемы? В этом надежда ительменов на будущее. На будущее и на устойчивое развитие.
Дмитрий Бережков,
Вице-президент АКМНСС и ДВ РФ (Райпон)
Май 2012
Рыба Камчатского края 
|