Экспертное сообщество теряется в догадках: почему новоизбранный президент Владимир Путин при недавнем утверждении нового состава правительства оставил в нём Анатолия Сердюкова в той же должности министра обороны?
Действительно, за пять с лишним лет, что Сердюков находится во главе военного ведомства, и за три с половиной года проводимых им реформ министр редко удостаивался доброго слова. Даже единороссы не пели ему привычных дифирамбов, не говоря уже о том, какой нещадной критике подвергался он со стороны оппозиционных партий и общественных деятелей. И ведь не просто так. Сердюков и преобразования проводил по принципу "ломать - не строить" , и с оборонно-промышленным комплексом разругался: мол, плохие вооружения производите, будем их за рубежом закупать...
Поэтому многие полагали, что судьба Сердюкова предрешена - на пост министра обороны будет назначен другой человек, которого лояльно примут и в армии, и в "оборонке", и в политических структурах, и в обществе. Но этого не случилось. Сердюкову предстоит продолжить начатые "реформы". Посмотрим вкратце, что же он сотворил с армией за пятилетку своего руководства ей.
Реформа свалилась на головы военных, как снег на голову. При этом никакого конкретного плана, никаких экспертных проработок не было. Экспериментов, как водится в таких случаях, тоже не проводилось. Последствий нововведений никто не просчитывал. Впечатление такое, что все планируемые мероприятия верстались "на коленке", самим министром утверждались походя и тут же его волей претворялись в жизнь.
Мнение профессиональных оппонентов при этом также не учитывалось. Все они были спешно "вычищены" из Минобороны. Генштаб возглавил до неприличного лояльный министру генерал армии Николай Макаров, который чуть ли не аплодировал всем, даже белее чем сомнительным начинаниям шефа. На смену профи пришли откровенные дилетанты.
Подобная реформаторская практика сказалась тут же. Вот пара характерных примеров. Сначала ликвидировали институт прапорщиков и мичманов, а потом увидели, что их некем заменить. Сержанты-контрактники, назначенные на освободившиеся должности, явно не тянули. Пришлось с нуля создавать систему их подготовки. Хотели "подучить" их за считанные месяцы, да не тут-то было - пришлось увеличивать сроки учёбы почти до трёх лет (лишь недавно состоялся первый выпуск). Сократили большое число офицеров, прежде чем увидели, что на сложнейшей технике стало некому работать. Схватились за голову и штат специалистов со звёздами на погонах вновь увеличили сразу на 70 тыс.
По сути, была сведена на нет система военного образования, которая ещё до недавнего времени считалась лучшей в мире. Как считает президент Академии военных наук генерал армии Махмут Гареев, ныне за эталон взят явно "американский образец системы военного образования, сути которого реформаторы из Минобороны во главе с министром Сердюковым не понимают".
Непосредственно в армии бесконечный поток наспех подготовленных и неумело разъясняемых реорганизаций оказывал на офицерский корпус деморализующее воздействие, которое не смогло ослабить даже частичное осуществление социальных гарантий. В самом деле, с 1 января текущего года денежное довольствие людей в погонах в разы увеличилось, и это несомненный плюс. Однако при этом была провалена двухгодичная программа обеспечения жильем действующих и увольняемых из армии офицеров. И ныне бесквартирными продолжают оставаться около 160 тыс. военнослужащих. При этом дома продолжают бездумно строиться в местах, где офицеры жить не хотят, и в десятках тысяч пустующих квартир гуляет ветер.
Наряду с системой военного образования была разгромлена и организация медицинского обеспечения военнослужащих. Сердюков всерьёз намерен оставить госпитали только в Москве и Петербурге, а также в четырёх окружных центрах, и повсеместно перевести военных на обслуживание в гражданские поликлиники. Армейцы просто шокированы такой перспективой.
По мнению президента Академии геополитических проблем Леонида Ивашова, министр обороны также "разрушил военную разведку и науку, не смог сформировать новую систему управления Вооруженных сил, взял курс на закупку иностранной военной техники и оружия, чего до него никто не делал".
Несмотря на инициативы главного армейского реформатора по гуманизации армии, в ней не только не унимается "дедовщина", но и увеличилось число резонансных происшествий, связанных с этим пагубным явлением. Одновременно значительно увеличилось число преступлений среди офицеров, что из года в год констатирует Главная военная прокуратура. При этом превалирует криминал коррупционной направленности.
Упал и "моральный коэффициент" офицеров: среди них процветает рукоприкладство по отношению к подчинённым и денежные поборы с них. Дошло даже до того, что в Академии Генштаба некий полковник обирал своих подопечных телефонисток: только в январе те "добровольно" отдали ему 200 тыс. рублей.
Наконец, ещё один итог пятилетки Сердюкова - его серьёзные конфликты с ОПК. С одной стороны, закупив у французов вертолётоносцы "Мистраль", а у итальянцев бронемашины, и при этом на пару с начальником Генштаба Макаровым публично жёстко критикуя отечественные "слабенькие поделки", министр обороны регулярно демонстративно давал пощёчины нашим оборонщикам. Его борьба за формирование прозрачных и приемлемых цен на продукцию военного назначения привела к тому, что выполнение госпоборонзаказа-2011 было по сути сорвано, а ГОЗ-2012 оказался под угрозой: прошло полгода, а ещё не заключено больше трети контрактов. И это в то время, когда пора уже обсуждать и подписывать договора на 2013 год.
В любом случае, очевидно, что армия так и не пришла к тому "новому облику", который она должна была приобрести к началу 2012 года. Тогда почему президент переназначил Сердюкова? По всей видимости, дело в том, что он, несмотря на все "издержки", в той или иной мере обеспечил высшему руководству контроль над многомиллиардными суммами, выделяемыми Вооружённым силам. А ведь, как известно, на перевооружение войск выделено до 2020 года 19 млрд. рублей - беспрецедентная сумма, которая не должна уйти в никуда.
Впрочем, разгадка переназначения Сердюкова может крыться и в том, что президенту просто некуда было его пристроить. "Выше" все места уже заняты, иные же не столь "почётны" с учётом довольно высокого статуса и "выдающихся заслуг" министра. Похоже, Сердюков и сам надеялся, что, завершив реформы, уйдет на другую должность, если и не менее хлопотную, то по крайней мере более ему понятную.
Если это так, то в ближайшие год-два всё же следует ждать смены главы военного ведомства. Возможно, мучительный поиск новой кандидатуры идёт уже сейчас.
Олег Еленский
Новая Политика
|