Еще даже не стартовавшая приватизация Архангельского тралового флота (АТФ) грозит обернуться скандалом. Как стало известно "Ъ", ряд рыбодобывающих компаний, заинтересованных в покупке АТФ, настаивают, что конкурсные условия приватизации флота могут быть составлены в интересах "Русского моря", 30% которого контролируется структурами совладельца нефтетрейдера Gunvor и НОВАТЭК Геннадия Тимченко.
В перечень госкомпаний, подлежащих ускоренной приватизации (должен быть рассмотрен правительством сегодня), попало ОАО "Архангельский траловый флот", рассказали "Ъ" несколько источников, знакомых с его содержанием. Документ подготовлен Минэкономразвития и передан в аппарат премьера Дмитрия Медведева. По словам собеседников "Ъ", приватизация флота, 100% акций которого сейчас принадлежит государству, должна завершиться до конца августа, а значит, при соблюдении процедуры прием заявок "О заинтересованности" должен начаться уже в июне.
В распоряжении "Ъ" оказалось письмо, направленное в апреле в Минэкономразвития уполномоченным агентом по приватизации АТФ Газпромбанком. В качестве приложения письмо содержало "Проект предварительных рекомендаций о возможных вариантах отчуждения из федеральной собственности акций ОАО АТФ". Согласно ему, агент предложил на выбор "три варианта отчуждения госимущества": аукционную продажу; конкурс с отбором по квалификационным требованиям и работу с одним покупателем. В том же проекте как наиболее предпочтительный указывается второй тип реализации госпакета АТФ - отбор по квалификационным требованиям, предполагающий "жесткую систему доступа" потенциальных инвесторов.
Помимо этого, в проекте перечислены потенциальные интересанты, разделенные по профилю деятельности на "рыбодобывающие" и "рыбоперерабатывающие и торговые компании". В первом перечне указаны крупные рыбодобытчики ("Дальморепродукт", "Океанрыбфлот", "Северо-Западная рыбопромышленная компания - Мурманск" (СЗРК) и др.), во втором фигурируют "Русское море", "Балтийский берег" и "Меридиан". Оборот компаний должен составлять не менее 2 млрд руб., поскольку сумма залога должна составлять не менее 50% от стартовой цены за пакет АТФ. При этом "приоритетными покупателями" называются компании, имеющие опыт торговли.
Архангельский траловый флот - старейший флот на севере России, основан в 1920 году. В состав базы флота входит 21 промысловое судно, береговая инфраструктура, в том числе рыбоперерабатывающий завод. АТФ экспортирует треску, пикшу, сельдь, скумбрию, гребешок. По данным СПАРК, выручка АТФ в 2010 году составила 2,69 млрд руб., чистый убыток - 7,13 млн руб.
Если будет выбран закрытый тендер, то победитель практически известен - это "Русское море", уверены потенциальные покупатели, настаивающие на проведении открытого аукциона. "О том, что приватизация может быть проведена в пользу одной конкретной компании, нам стало понятно, когда уполномоченным агентом был назначен Газпромбанк, помогавший структурам Геннадия Тимченко в покупке акций НОВАТЭК и СИБУРа",- возмущается директор СЗРК Алексей Заплатин. "Нам непонятно, почему агент расставляет приоритеты в пользу торговой компании, не имеющей опыта в рыбодобыче",- удивляется исполнительный директор НП "Ассоциация рыбопромышленников "Северо-Запад"" Вячеслав Ажогин.
Пресс-служба Газпромбанка оставила запрос "Ъ" без ответа. В ГК "Русское море" свою причастность к формированию условий и списков претендентов на приватизацию категорически отрицают. "У нас нет ни рыночной оценки, ни других документов, на основании которых мы могли бы оценить компанию (АТФ.- "Ъ"), понять, насколько она нам интересна, и принять решение, будем ли мы участвовать в ее приватизации",- заявил "Ъ" председатель совета директоров ГК "Русское море" Максим Воробьев. По его словам, решение о целесообразности участия в приватизации АТФ будет принимать совет директоров после публикации официальных условий.
Первоначальная оценка, проведенная летом 2011 года компанией ООО "Центр оценки "Аверс"", отобранной Росимуществом по конкурсу, составила 1,2 млрд руб., что в два раза ниже годового оборота компании. При этом эксперты уверены, что основная ценность АТФ заключается в наличие у компании самых крупных квот на вылов трески и пикши, стоимость которых должна учитываться при проведении оценки. По оценке аналитического отдела Росрыболовства, при условии полного освоения квоты стоимость АТФ составляет порядка 4,6 млрд руб. Участники рынка считают справедливой оценку не менее чем в 1,5 млрд руб. с учетом социального обременения АТФ.
В Росимуществе и Минэкономразвития не стали комментировать приватизацию АТФ.
Светлана Ментюкова
Коммерсант-Ъ
|