В Охотском территориальном управлении прошло аудио- и видеосовещание с руководством Росрыболовства, Объединенной судостроительной корпорации, представителями верфей, рыболовных предприятий, ассоциаций и обществ России.
Особый интерес разговор вызвал у рыбопромышленников, осуществляющих деятельность на территориях Амурского, Баренцево-Беломорского, Двинско-Печерского, Западно-Балтийского, Охотского, Приморского, Сахалино-Курильского, Северо-Восточного и Северо-Западного теруправлений.
Руководители рыбодобывающих предприятий Магаданской области, заинтересованные в строительстве и обновлении судов своего флота, обсуждали меры по организации строительства рыболовных судов именно на отечественных судостроительных предприятиях. Это перспективное направление уже закреплено в программе стратегии развития отрасли на ближайшие 25 лет.
Охотское территориальное управление Росрыболовства
О мерах по организации строительства рыболовных судов на отечественных судостроительных предприятиях
Напомним, что месяцем ранее, 26 апреля 2012 г., в Росрыболовстве состоялось расширенное совещание в режиме видеоконференции с участием представителей рыбацкого сообщества, членов ВАРПЭ, включая рыбаков Приморья, Сахалина, Мурманской и Калининградской областей, посвященное обновлению и строительству рыболовного флота. В совещании приняли участие представители Департамента судостроительной промышленности Минпромторга России; судостроительных компаний (ОАО "Объединенная судостроительная корпорация", ОАО "Западная верфь", ОАО "Ярославский судостроительный завод", ЗАО ВП "Финсудпром" и др.); кредитно-финансового сообщества (ЗАО "Сбербанк-Лизинг", ЗАО "Гознак-Лизинг", ЗАО "ВЭБ -Лизинг", ОАО "Россельхозбанк").
Проблема физического и морального старения флота выходит на первый план жизнеспособности отрасли. А.А. Крайний особо отметил, что если не предпринять меры по выстраиванию системы обновления флота сейчас, то через пять лет отрасль физически не сможет осваивать ресурсы даже в тех объемах, какие достигнуты в настоящее время. Если учесть, что европейский вторичный рынок судов практически исчерпан, что перед российскими рыбаками неизбежно стоит задача обновления флота за счет строительства новых судов. Решение этой системной задачи требует решения проблем залоговой базы, высоких процентных ставок по кредиту, отсутствия "длинных" кредитов. А.А. Крайний убедительно разъяснил представителям кредитно-финансового сообщества особенности рыбохозяйственной деятельности, которую можно сравнить с сельскохозяйственной. Однако, если аграриев государство субсидирует по топливу, по процентным ставкам, банки выдают кредиты под будущие урожаи, то рыбаки не имеют такой широкой поддержки от государства, также как отсутствует практика кредитования под будущие уловы. Кредитные организации должны понять, что для рыбака право лова в виде полученных долей квот вылова водных биоресурсов - это основа хозяйственной деятельности, а потеря квот вылова будет равносильна выбытию из бизнеса, поэтому ресурсное обеспечение рыболовной деятельности или доли квот вылова водных биоресурсов могут стать полновесным залоговым обеспечением кредитов под строительство новых судов. Для этих целей Росрыболовство готово разработать методику оценки долей квот вылова водных биоресурсов. При этом не поддерживается идея создания отдельной лизинговой компании для организации строительства рыболовных судов, поскольку уже имеются соответствующие структуры.
Заместитель Руководителя Росрыболовства В.И. Соколов отметил, что механизм оборота долей квот недооценен и поэтому не востребован банковским сообществом. Проведенные на Дальнем Востоке аукционы по продаже изъятых долей квот показали обнадеживающие результаты: стартовые цены выставленных на продажу лотов по отдельным ресурсам выросли от 3 до 15 раз или от 80 до более 500 млн. рублей. Для заказчиков новых судов и судостроителей основным условием обновления флота должен быть показатель эффективности строящегося судна, способного заменить 2-3 устаревших судна.
Представители Минпромторга России проинформировали о значительных средствах, которые выделяются государством на модернизацию и обновление судостроительных мощностей. Разрабатывается программа развития судостроения. В рамках ФЦП " Развитие гражданской морской техники" на нужды рыбаков уже использовано 1,7 млрд. рублей на технологические и морозильные разработки. В настоящее время на стадию конкурсного освоения выделено для рыбаков 900 млн. рублей. В планах Минпромторга России имеются средства на субсидирование процентных ставок по кредитам для рыболовных компаний, разместивших заказы на строительство судов на отечественных верфях. Заместитель директора Департамента судостроительной промышленности Минпромторга России А.А. Курасов отметил, что имеется законодательная норма, согласно которой для судостроительной зоны не действует взимание НДС и таможенных пошлин по импортному оборудованию. Заинтересованные рыбаки могут обратиться в научно-технический Совет при Минпромторге России с предложением о разработке требуемого проекта. Заказ на 4-8 однотипных судов уже будет рассматриваться как серия. При этом "начинка" таких судов будет определяться заказчиком. Суда будут строиться по техническому заданию заказчика по договору подряда и спецификации к нему.
Представитель ЗАО "Объединенная судостроительная корпорация" отметил, что у судостроителей есть все ресурсы для строительства судов любого типа. По цене такие суда будут конкурентоспособны. Схема финансирования может выглядеть следующим образом: 25% средств заказчика, 25% средств корпорации и 50% средства лизинговой компании.
Представитель ЗАО "Сбербанк-Лизинг" высказал заинтересованность в участии кредитования строительства судов. Однако, для кредитных организаций важны прозрачность схемы и условий кредитования. Банки должны разбираться в проектах судов с рекомендациями компетентных структур, уметь просчитывать экономическую эффективность эксплуатации новых судов, получать полноценный залог, в том числе в виде законодательно закрепленного механизма оборота долей квот вылова водных биоресурсов.
Член Совета ВАРПЭ, Председатель Координационного Совета ассоциаций и объединений рыбной промышленности Северного бассейна В.К. Зиланов озвучил ориентировочную потребность отрасли в новых судах. Для прибрежного рыболовства на отечественных верфях могут быть построены около 300 судов. Для 200-мильной зоны потребуется от 200 до 400 новых судов и около 100 судов необходимы для отдаленных районов промысла. Для Северного бассейна предпочтительна норвежская схема финансирования: 20% - средства заказчика, 80% - средства лизинговой компании с обеспечением под будущие уловы.
Участвовавший в видеоконференции Генеральный директор ЗАО "Мурмансельдь-2" Ю.В. Задворный подчеркнул, что в качестве залога нужно рассматривать и строящееся судно. Необходимо добиться получения "длинных" кредитов. Очень остро стоит вопрос дефицита рефрижераторного флота, практически не осталось судов грузоподъемностью 3,5 и 4,5 тыс. тонн. Возможно следует начать процесс строительства судов для рыбаков с постройки новых транспортных рефрижераторов, поскольку они менее сложны в техническом отношении. Северяне, как отметил Ю.В. Задворный, подтверждают свое категорическое несогласие с "квотами под киль".
Представитель дальневосточников, Председатель Совета директоров ЗАО "Русская пелагическая исследовательская компания" О.В. Братухин заявил, что строящиеся суда должны быть современными, высокоэффективными и поэтому ликвидными, что актуально для кредитующей организации.
А.А. Крайний, подводя итог совещания, отметил, что лизинговые компании должны чаще общаться с рыбаками. Росрыболовство обратится в Правительство Российской Федерации по решению вопросов максимального субсидирования процентных ставок, по срокам кредитования строящихся судов. Вопрос "квоты под киль" по-прежнему не поддерживается Росрыболовством. Задолго до 2018 года будет решен вопрос о продлении наделения рыбаков долями квот на очередные 20 лет. Необходимо также решить вопрос рисков для рыбаков. Наиболее острый из них - конфискация судна в случаях нарушения правил рыболовства.
На Совещании, к сожалению, не прозвучали претензии рыбаков к судостроителям, такие как, непрозрачность затрат на строительство судов и наличие рисков в виде несоблюдения сроков и превышения договорной стоимости строительства судов. Очевидно рыбакам, заинтересованным в обновлении флота, следует выйти на уровень установления сотрудничества с лизинговыми компаниями и Минпромторгом России при поддержке Росрыболовства.
ВАРПЭ
|