Нынешней весной кандидат наук, начальник Центра защиты леса Иркутской области Юрий Михайлов принял участие в работе международного симпозиума в китайском городе Чанбайшань по организации и ведению лесного хозяйства. Инициатором и организатором мероприятия выступило Международное общество лесной культуры - International Wood Culture Societu. Это неправительственная организация, созданная в 2007 году и работающая главным образом в США, Китае и Тайване. В этот раз, кроме названных стран, на симпозиум для обсуждения проблем охраны лесов, комплексного и рационального использования лесных ресурсов, рекреационного пользования лесами и других были приглашены представители Японии и России.
- По предложению организаторов я выступил по теме "Лесное наследие России" с докладом "Восстановление в Прибайкалье сосновых древостоев с улучшенными наследственными свойствами", - рассказывает Юрий Зиновьевич. - Судя по вниманию к докладу и количеству заданных вопросов, наш опыт селекционно-семеноводческих работ по-настоящему интересен зарубежным коллегам.
Место проведения симпозиума, по мнению Юрия Михайлова, организаторы выбрали максимально удачно. Особенно для него, представителя Иркутской области. Город Чанбайшань расположен в провинции Цзилинь, одной из самых многолесных в Китае. Её климатические условия схожи с нашими, а происхождение озера Чанбайшань, которым китайцы очень гордятся и называют его своей жемчужиной, как понял он из рассказов китайских коллег, в чём-то схоже с происхождением Байкала. Кроме того, оказалось, что в этой провинции, вопреки расхожему мнению россиян, леса довольно активно эксплуатируются. В том числе и для заготовки древесины. Во всяком случае, лесовоз, гружённый свежими брёвнами, на дорогах провинции совсем не редкость. Это Михайлова слегка удивило. А вот по-настоящему его поразило отношение китайцев к своим лесам.
- За те несколько дней, в течение которых участники симпозиума колесили по лесным массивам, мне на глаза попалось всего одно дерево со старым подгаром, - рассказывает начальник Центра защиты леса. - У меня возникло впечатление, что лесных пожаров в Китае почти не бывает. Но почему? Может быть потому, что повсюду, едва ли не на всех второстепенных лесных дорогах, а иногда и на основных магистралях обустроены контрольно-пропускные пункты?
Слушая Юрия Михайлова, я невольно вспомнил свежую карту космического мониторинга Восточной Сибири, которую рассматривал недавно в региональном пожарно-диспетчерском управлении. Иркутская область в тот день, к счастью, была практически чистой. А вот в южном Забайкалье красным пятном выделялась целая "горсть" тепловых засветок. Лесные пожары упирались в государственную границу с Китаем, южнее которой - ни одной красной точки!
- Почему? - спросил я у Анатолия Сучкова, принявшего эту фотографию со спутника. - Ведь пожары государственных границ не признают.
Анатолий Иванович пожал плечами: "Об этом правильнее спросить у китайцев".
Понятия "порубочные остатки" в Китае не существует
Автор фото: Юрий МИХАЙЛОВ
Впрочем, удивление малым (по сравнению с Сибирью - ничтожным) количеством лесных пожаров в Китае, как скоро убедился Юрий Михайлов, для него тоже оказалось не самым большим. Он как-то обратил внимание на лесовоз, гружённый каким-то древесным хламом, но значения этому не придал. Потом увидел ещё один грузовик с похожим грузом, и ещё. При случае, когда переводчик оказался поблизости, стал расспрашивать. Только китайцы не сразу поняли суть его вопросов.
- Оказывается, с разрабатываемых лесосек китайцы вывозят абсолютно всю древесину! - утверждает Юрий Зиновьевич. - Я спрашиваю их про порубочные остатки, а они меня не понимают. Они не знают, что это такое. Понятие "порубочные остатки" у них отсутствует напрочь! Спрашивают, откуда возьмутся остатки, если всё дерево состоит из древесины, а это ценное, дорогое сырьё. Поэтому вывозят с делян не только заготовленную попутно древесину лиственных пород - берёзу и осину. Они везут на переработку и сучья, и даже… корни! При стоимости бензина полтора доллара США за литр китайцы утверждают, что вывозить это всё из леса им выгодно, а вот бросать такое богатство в лесу - расточительно. Но почему у них это рентабельно, а у нас нет?
Георгий Дробинин
Восточно-Сибирская правда
|