25 мая 2012 года вступает в силу Федеральный закон № 36 "О внесении изенений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна". В этом документе прописаны изменения, касающиеся понятий маломерного, прогулочного и спортивного судов, порядка регистрации маломерных судов и получения удостоверения на право управления маломерным судном. В первой статье нашего цикла мы расскажем об основных изменениях в новом законе.
НОВЫЕ ПОНЯТИЯ
До выхода в свет нового Федерального закона определение понятия "маломерное судно" содержалось только в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. В новой редакции закона определение понятия "маломерное судно" четко соотнесено с определением этого понятия, которое дано в правилах судоходства по внутренним водным путям Европейской экономической комиссии ООН. Кроме этого, понятие "маломерное судно" внесено в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
Определения судов:
Маломерное судно - это судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.
Прогулочное судно - это судно, общее количество людей на котором не должно превышать восемнадцать, в том числе пассажиров не более чем двенадцать, и которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах.
Спортивное парусное судно - это судно, построенное или переоборудованное для занятий спортом, использующее в качестве основной движущей силы силу ветра и эксплуатируемое в некоммерческих целях.
Помимо этого вносятся изменения в перечни реестров судов Российской Федерации. Теперь понятие "судовая книга" заменено на понятие "реестр маломерных судов". Сделано это в целях упорядочения процесса регистрации. Уточняется еще и порядок классификации и освидетельствования судов. Из-за конструктивных особенностей и различных требований по освидетельствованию в отдельные классы выделены спортивные и прогулочные суда.
РЕГИСТРАЦИИ НЕ ПОДЛЕЖАТ
В новой редакции закона обозначено три основных группы судов, не подлежащих государственной регистрации. Первая группа - это шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна. Здесь все вполне логично. В большинстве случаев такие суда используются для спасения пассажиров в случае нештатных ситуаций на большом судне. Отдельно от "судна-родителя" они применяются крайне редко. Регистрация этих плавсредств создавала бы дополнительные и ненужные сложности для владельцев судов.
Вторая группа - спортивные парусные суда, длина которых не превышает 9 метров, которые не имеют двигателя и на которых не оборудованы места для отдыха. Спорт есть спорт! А спорту у нас - везде дорога.
Самой же интересной для нас группой судов, не подлежащих обязательной государственной регистрации, является третья. Это суда массой до 200 кг включительно и с двигателем (в случае установки) мощностью до 8 киловатт включительно. В эту группу попадает львиная доля лодок рыболовов.
Какие же тут главные отличия от предыдущего закона? Первое касается тех самых пресловутых килограммов. В старой редакции закона граница регистрации судов определялась грузоподъемностью судна, причем ограничение была весьма небольшим. В новом варианте привязка иная - собственная масса судна. В диапазон от 0 до 200 кг укладываются фактически все надувные суда, гребные лодки и часть пластиковых и металлических лодок, которыми пользуются рыболовы. Второй момент - это моторы. В предыдущей версии закона не подпадали под регистрацию моторы мощностью до 5 л.с. или 3,68 киловатта. Основная коллизия состояла в том, что у многих производителей обозначение мощности выглядело приблизительно так - 5 л.с. (3,7 кВт). Проще говоря, 3,68 немного округляли. И многие рыболовы, обзаводясь даже мотором мощностью 5 л.с., вынуждены были его регистрировать. В новой редакции никаких казусов не предвидится, четко обозначена мощность в киловаттах. Превышает - регистрируем, нет - спокойно катаемся.
ЧТО ПОЧЕМ?
В Федеральном законе № 36 обозначены и тарифы, установленные на регистрацию маломерных, прогулочных и спортивных судов. Естественно, на те, которые государственной регистрации подлежат. Итак, за государственную регистрацию в реестре маломерных судов в отношении спортивных парусных судов, прогулочных судов, маломерных судов предусмотрен сбор в 1000 рублей. За государственную регистрацию изменений, вносимых в реестр маломерных судов в отношении спортивных парусных судов, прогулочных судов, маломерных судов, - 100 рублей; за выдачу судового билета - 100 рублей; за выдачу свидетельства о праве собственности, за государственную регистрацию ограничений (обременений) прав на спортивное парусное судно, прогулочное судно, маломерное судно - 500 рублей.
ЛОЖКА ДЕГТЯ
Если тем рыболовам, чьи плавсредства не подлежат регистрации, новый закон жизнь явно облегчает, то владельцы более серьезных лодок и моторов, похоже, получили новую головную боль. Теперь на подлежащих регистрации спортивных парусных судах, прогулочных судах, маломерных судах должны находиться следующие документы:
1) судовой билет;
2) список членов экипажа
(судовая роль).
Если с судовым билетом все более- менее понятно, то с судовой ролью нет. "Судовая роль - документ, удостоверяющий наличие на борту судна членов экипажа и подтверждающий надлежащее укомплектование судна, что является одним из условий мореходности судна. Судовая роль представляет собой список лиц судового экипажа, в котором указываются фамилия, имя, отчество, год рождения, гражданство, должность, специальность каждого члена экипажа, номер диплома и паспорта моряка, а также тип и название судна, порт и номер регистрации, владелец судна. Судовая роль составляется на судне, подписывается капитаном или уполномоченным лицом и скрепляется судовой печатью." - из комментария к Кодексу торгового мореплавания РФ. Как все это соблюсти, когда речь идет об обычной рыбацкой моторной лодке - вопрос, на который мы постараемся получить ответ в ближайшее время.
Газета "Рыбак Рыбака"
|