Как сообщают российские СМИ, на российско-китайском форуме в Москве было подписано 27 инвестиционных соглашений между российскими и китайскими компаниями на общую сумму в $15 млрд.
Готовность Китая вложить такую сумму в экономику Дальневосточного федерального округа и Забайкалья, безусловно, не может не радовать. Однако обращает на себя внимание, что эти инвестиции в основном ориентированы на сырьевые отрасли. Тем самым закрепляется положение нашего Дальнего Востока как абсолютного сырьевого придатка Восточной Азии и Тихоокеанского региона в целом. Второй момент, который следует отметить, заключается в том, что вышеупомянутые инвестиции будут осуществляться не в контексте супервложений со стороны самой России , а в контексте неизвестности, поскольку, несмотря на принятую стратегию развития Дальнего Востока и Забайкалья и объявленное создание госкорпорации по развитию этих регионов, ясного и простого плана развития данных территорий нет. Равно как нет проектов развития, которые бы способствовали не закреплению нашего статуса сырьевого придатка, а превращению Дальнего Востока в форпост развития всей страны.
Когда я пять лет назад работал помощником полномочного представителя президента России и предлагал создать корпорацию по развитию Дальнего Востока, то предлагал три главных проекта - "Дом дальневосточника", "Здоровье дальневосточника" и "Образование дальневосточника". На самом деле ключевыми могут быть только эти три проекта, поскольку Дальний Восток, как и любой другой регион, поднимают не деньги (сколько бы триллионов туда ни вложить), а люди. Другое дело, что дальневосточники - это не только те, кто родился, вырос и живет здесь, но еще и те, кто приехал сюда на длительный срок. Мы должны также способствовать закреплению людей в этом регионе. Если члены семьи проработали здесь семь и более лет, государство должно на безвозмездной основе предоставлять им дом и землю.
Альтернативы государственным инвестициям в высокотехнологичные отрасли не существует
К сожалению, в условиях отсутствия концептуального проекта развития мы не знаем, что получится в итоге, даже если $15 млрд будут с толком инвестированы. Боюсь, что кроме строительства очередных горно-обогатительных комбинатов, ориентированных на вывоз сырья за рубеж, на которых опять же вахтовым методом работает завозная рабочая сила, мы ничего не получим на выходе. К сожалению, пока во всех стратегиях и планах российских властей ничего более не просматривается. Это лишний раз подтверждает, что альтернативы государственным инвестициям в высокотехнологичные отрасли не существует. Зарубежные инвесторы предпочитают идти по линии наименьшего сопротивления. Не впадая ни в какую абсурдную изоляцию, мы должны сделать зарубежные инвестиции лишь придатком к базовым стратегическим проектам развития России на деньги самой России, иначе ничего путного не выйдет.
Крупнов Юрий Васильевич
России нужны семь революций. Но революции эти должны быть не "оранжевыми", а созидательными
опубликовано в KMnews 05.04.2011 г.
Осталась неделя до 50-летия первого полета человека в космос на корабле "Восток" - русского человека Юрия Гагарина. А сегодня состоялся успешный запуск именного юбилейного "Союза" "Гагарин".
Гагаринские юбилейные мероприятия и торжества имеют гигантское значение. Однако главным все-таки должно быть сегодняшнее действие страны. Иначе массы самого разного чиновного и бизнес-люда вдохновенно в очередной раз отпиарятся на фоне свершений наших отцов и дедов, сами не совершая ничего, более того, часто добивая страну и тот же космос.
Нам сегодня нужен свой "корабль "Восток" - план "Восток", план развития страны. Это определяется тем фактом, что в России стремительно нарастает опасность, которую следует обозначить как "русские ножницы": перенос к нам арабских революций и их наложение на ускоряющиеся деградационные процессы в условиях практически проеденных советских запасов. Эти "ножницы" даже без падения цен на нефть создают зону абсолютной нестабильности и турбулентности.
Подавляющее число политиков и экспертов понимает сегодня (пусть даже и не говорят вслух), что из создавшейся ситуации по инерции уже не выбраться. Не помогут ни заграница, ни сверхтоталитарная детолитаризация и десталинизация, ни патриотическая раздача денег существующим "институтам развития", которую на Западе справедливо называют "разбрасыванием долларов с вертолета".
Корень наших проблем - в утере способности производить сверхстоимость, необходимое общественное богатство, т. е. не только конкурентоспособную продукцию, но и поддерживающие жизнь инфраструктуры нового поколения и суверенные технологии.
Примерами созданных в ХХ веке в России сверхстоимостей являются тюменские нефть и газ, которые кормят теперь не только РФ, но и все постсоветское пространство, космос, атомная энергетика и оружие, ВПК, сеть наукоградов и моногородов, фундаментальная наука, практически всеобщее высшее образование, системно поднятый с собственной академической наукой и передовой промышленностью Дальний Восток.
Однако все это уже не только в прошлом, но, интенсивно ветшая, превращается в свою противоположность.
Пора осознать, что теперь пришла наша очередь (особенно самых одаренных из молодых) кардинально перевоссоздавать, практически заново отстраивать страну и создавать новую сверхстоимость. Вот для этого и нужен новый план "Восток".
Вместо арабских, "оранжевых" и т. п. революций стране жизненно необходимо развитие в виде семи тесно увязанных между собой революций созидательных: демографической, градостроительной, промышленно-технологической, энергетической, антропологической, постсоветской и дальневосточной.
Демографическая революция должна привести к слому трендов вымирания и обезлюживания страны и к середине столетия обеспечить стране не менее 200 млн жителей. Это требует ставки государства и общества на крупную многопоколенную семью с тремя-четырьмя детьми. Все другие революции должны работать на эту (прежде всего, конечно, градостроительная и промышленная).
У страны уже сегодня есть абсолютно все возможности для того, чтобы обеспечивать каждой российской молодой семье с 2015 года сверхдешевый собственный дом-усадьбу в малоэтажных поселениях, т. е. в рамках не раковой мегаполисной, а усадебно-ландшафтной урбанизации с просторным вольным расселением.
Дом или адекватная квартира по экономике и технологии сегодня являются такими же доступными, как, к примеру, телевизор. Превращать в начале ХХI века достойное жилье в несбыточную мечту попросту преступно и свидетельствует не о каких-то проблемах рынка жилья или экономики, а о том, что государство играет в пользу спекулянтов жильем, а не обеспечения достойного качества жизни своих граждан.
Для молодежи нужна "кавказская ипотека", которую полпред в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин обещает кавказским республикам - ипотечный кредит на 50 лет под 5% с 700 руб. в месяц взноса на семью. Или целевые государственные жилищные сертификаты с погашением долга молодой семьи самим же государством - особенно для самых важных регионов Дальнего Востока России и Нечерноземья.
Промышленно-технологическая революция состоит из трех частей: это организация перехода индустрий на седьмой технологический уклад, создание сети кластеров промышленного развития и проектирование хайтековых индустрий, т. н. "простых технологий" для семейного и малого бизнеса. Общей задачей должно стать обеспечение каждому гражданину России мирового качества жизни, включая экологически чистую и качественную пищу, воду, проживание, отдых, досуг, перемещение по стране.
Стержнем промполитики является тотальное технологическое перевооружение на основе создания нового отечественного станкостроения - т. е. ставка на опережающее производство средств производства.
Энергетическая революция связана с превращением страны в энергетическую сверхдержаву, когда миром станет править русский джоуль. Это вовсе не означает, что необходимо консервировать "сырьевое проклятье". Наоборот, надо решительно развивать атомную энергетику, используя популистскую паузу в мире после японских событий, доводя долю "атома" с 20 до 30-50% в электроэнергетике, развивать гидроэнергетику (в т. ч. малую и сверхмалую), нестандартные типы энергетики вроде приливных станций и использования эффектов тепла Земли и т. п.
Ставку в достижении российского глобального энергетического лидерства и первенства следует сделать на опережающее развитие ядерной энергетики на основе замкнутого ядерного топливного цикла (реакторах на быстрых нейтронах) и организацию сотовой инфраструктуры малых атомных станций.
Безусловно, также необходимо провести генеральную ревизию и пересмотреть разрушительную реформу электроэнергетики А.Чубайса.
Самые большие провалы за прошедшие с момента "катастройки" четверть века - в сознании и мышлении, культуре. Поэтому необходима антропологическая революция, ставка на личность и постановку преобразовательных высших способностей мышления, понимания, идеализации, рефлексии, проектирования и действия. Для этого надо делать новую российскую школу, достойную советской школы, на основе деятельностного содержания образования, а также не расформировывать, сдавая позиции, вузы, а резко, в разы повышая их качество, переходить к всеобщему высшему образованию.
Три категории лягут в основу новой российской антропологии: личность, преображение, служение. Именно принцип личности задает уникальность каждого человека и основу реализации его потенциала, позволяет каждому человеку на самобытных основаниях участвовать в мировом развитии - в творческом преображении родной страны и мира.
При этом христианский принцип личности абсолютно противоположен не государственности, на служении которой личность и выявляется в максимальной степени, а атомизированному самодовольному индивиду.
Постсоветская революция связана со строительством новой большой страны - при сохранении национальных суверенитетов новых государств СНГ. Постсоветское пространство из взрывоопасного и нещадно эксплуатируемого грандами геоэкономики должно восстановить себя в качестве монолитного геоэкономического, геополитического, геокультурного и геостратегического субъекта.
Наконец, последняя по списку, но, вероятно, первая по значению - дальневосточная революция, которая должна привести к переносу центра тяжести и самого политического центра страны - столицы - на границу с Китаем. И дело не только в том, что в противном случае у нас отберут наш Дальний Восток. Главное - что мы должны достойно присутствовать в новом мировом центре Северо-Восточной Азии.
Все указанные революции и интегральный феномен русского развития должны быть приоритетно реализованы именно здесь, на Дальнем Востоке России, и на нашей ныне заброшенной территории создан центр мирового развития.
Все семь революций на сегодня обеспечены не только концептуальными, но и экспериментальными заделами.
Т. е. весь парадокс и одновременно ужас заключается в том, что у нас уже все есть для суверенного процветания. Но пока нет одного - проектного государства, которое бы технологически запустило эти революции и сопровождающую их примерно сотню проектов развития.
Создать сверхэффективное проектное государство в силах только общество развития, которое и возникает, словно Китеж-град, сегодня в России.
Надо интенсифицировать этот процесс, объединить усилия всех созидательных сил вокруг проектов развития и организовать плотное общение уже имеющихся общин развития страны.
И тогда нам ничего не страшно, тогда Россию спасет развитие. И у нас будет свой "Восток", а не ностальгия по "Востоку" полувековой давности.
Крупнов Юрий Васильевич
KMnews
|