На вопросы корреспондента газеты "Рыбак Камчатки", касающиеся завершающейся минтаевой путины в Охотском море, ответил начальник отдела Северо-Восточного ПУ БО ФСБ России капитан 1 ранга Юрий Камышанский.
- Идет к своему завершению минтаевая путина 2012 года. Какие нарушения были выявлены в ее ходе?
- С начала 2012 года силами Северо-Восточного ПУ БО ФСБ России проведены 153 контрольно-проверочных мероприятия в отношении рыбопромысловых судов, из них 72 - в отношении судов, осуществляющих специализированный промысел минтая в Охотском море. В результате выявлено 23 нарушения, из них на судах Камчатского края - 9, Сахалинской области - 8, Приморского края - 4, Хабаровского - 2. Ряд рыбацких капитанов привлечен к административной ответственности в виде штрафов. Кроме того, доставлены в порт для проведения разбирательства 7 рыболовецких судов. Наиболее характерными нарушениями, выявленными при проведении контрольно-проверочных мероприятий, как и в прошлые годы, стали добыча минтая без соответствующего разрешения (СРТМ-К "Ленск", судовладелец ЗАО "МСК "Востоктранссервис""), добыча минтая запрещенным орудием лова (СРТМ-К "Икларанд", СРТМ "Фианит" того же судовладельца, добыто свыше 90 тонн), сокрытие от учета рыбопродукции (РС "Аметист", судовладелец ООО "Беринг Финанс", сокрыто более 26 тонн; РС "Черемхово", судовладелец ООО "Сокра-флот", сокрыто свыше 28 тонн), добыча минтая в запретном для промысла тралящими орудиями лова районе (РС "Хокушин", судовладелец ООО "Фирма "Морепродукт Ко., ЛТД""). Также капитаны продолжают нарушать правила подачи данных ССД (РТМС "Простор", ЗАО "Пасифик Марин") и правил ведения промыслового журнала (БМРТ "Альтаир", ЗАО "Остров Сахалин").
- Есть ли возможность у рыбопромысловых судов многократно пересекать госграницу, и насколько удобно для рыбаков и пограничников это было?
- Возможность многократного пересечения ее рыбопромысловыми судами установлена постановлением правительства РФ от 5 сентября 2007 года № 560. В рамках реализации данного постановления Северо-Восточное ПУ БО ФСБ России рассматривает поступающие от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей заявления и выдает разрешения на неоднократное пересечение госграницы РФ: в прошлом году их было выдано 250, по состоянию на 15 марта 2012 года - 85. Кроме того, за допущенные судами, имеющими такие разрешения, нарушения требований природоохранного законодательства и законодательства в сфере охраны государственной границы РФ проводится аннулирование разрешений: в 2011 году их лишились 6 судов, в 2012 году - пока 1 (РС "Пик Фусса", судовладелец - ООО "Фирма "Морепродукт Ко., ЛТД""), капитаном которого в отчете были представлены данные, которые в ходе осмотра судна не подтвердились.
Также, в связи с неоднократным обращением в адрес Северо-Восточного ПУ БО ФСБ России администрации Камчатского края и судовладельцев, на основании поступивших из пограничной службы ФСБ России разъяснительных документов с целью создания рыбопромысловым судам благоприятных условий для ведения деятельности в 2011 году совместным решением министерства рыбного хозяйства края и Северо-Восточного ПУ БО ФСБ России был определен порядок осуществления рыболовства в части приемки уловов тихоокеанских лососей со ставных морских неводов на территории края в период лососевой путины 2011 года (для слива льяльных вод и отходов производственной деятельности). А с 1 января 2012 года - для рыбопромысловых судов, осуществляющих промысловую деятельность по разрешениям на неоднократное пересечение государственной границы РФ, был определен порядок осуществления добычи (вылова) водных биологических ресурсов без возвращения в порт, для закрытия разрешения на неоднократное пересечение государственной границы РФ за 2011 год и открытия разрешения на 2012 год из района рыболовства.
Представляется, что эти решения сыграли немаловажную роль в деятельности рыбодобывающих компаний, а принятые пограничной службой частные решения благоприятно подействовали на ведение рыболовства в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне.
- Были ли задержки при перегрузах в море или в порту, по какой причине?
- Простоев судов в море по вине сотрудников Северо-Восточного погрануправления в 2011-2012 гг. не зафиксировано. Инспекторским составом Северо-Восточного ПУ БО ФСБ России проконтролированы в полном объеме все заявленные юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, капитанами судов перегрузы ВБР в ИЭЗ РФ в зоне ответственности Северо-Восточного ПУ БО ФСБ России. А сотрудники органов пограничного контроля в пункте пропуска "Петропавловск-Камчатский морской порт" не превысили времени оформления и государственного контроля рыбопромысловых судов в порту. По линии камчатской таможни в 2012 году превышено время оформления и государственного контроля рыбопромысловых судов (более 3 часов) в Петропавловск-Камчатском морском порту в отношении ТР "Амаян", СРТМ-К "Николай Солодчук", ЯМС "Янтарь" в связи с выявлением сотрудниками таможни на данных судах недекларированных товаров.
- Вступило в силу постановление правительства России № 107 "О пересечении государственной границы Российской Федерации российскими судами для перегрузки судами уловов водных биологических ресурсов, рыбной и иной продукции из них во внутренних морских водах и в территориальном море РФ", позволяющее совершать перегрузы в территориальном море при неблагоприятных условиях. Кто может воспользоваться им, каков порядок получения разрешения на пересечение границы, почему могут отказать, и где будут осуществляться перегрузы?
- В марте 2012 года в погрануправление уже поступило 20 заявлений от капитанов российских судов (с так называемой "закрытой границей", в отношении которых осуществлен пограничный контроль), осуществляющие рыболовство в ИЭЗ и на континентальном шельфе РФ о получении разрешения на пересечение государственной границы для перегрузки уловов водных биологических ресурсов, рыбной и иной продукции из них во внутренних морских водах и в территориальном море в связи с неблагоприятными гидрометеоусловиями. 18 из них рассмотрены положительно, с выдачей капитанам судов соответствующего разрешения, 2 капитанам судов направлены уведомления об отказе по следующим основаниям: наличие в заявлении неполной информации - ТР "Тесей", ОАО "Океанрыбфлот"; заявление подано менее чем за 6 часов до предполагаемого времени пересечения границы - ТР "Кам Стар", ООО "МарЛен".
В данном постановлении четко определены основания, при которых в выдаче разрешения может быть отказано. Это:
- подача капитаном российского судна заявления менее чем за 6 часов до предполагаемого времени пересечения государствен ной границы;
- наличие в заявлении недостоверной или неполной информации;
- отсутствие у российского судна, запрашивающего разрешение, сигнала технического средства контроля, обеспечивающего постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна.
Заявления от капитанов российских судов, которым необходимо получить разрешение для перегрузки уловов водных биологических ресурсов, рыбной и иной продукции из них во внутренних морских водах и в территориальном море в связи с неблагоприятными гидрометеоусловиями, могут быть направлены в адрес Северо-Восточного ПУ БО ФСБ России по факсу: 8 (415-2) 23-25-57; по электронному адресу: cgk_duty@svpubo.ru или иным способом.
Для уточнения вопросов, связанных с поступлением заявлений и получения разрешений в Северо-Восточном ПУ БО ФСБ России, судовладельцы и капитаны российских судов могут обращаться по телефону 8 (415-2) 43-94-90 (координационный отдел Северо-Восточного ПУ БО ФСБ России).
Перечень районов перегрузки уловов водных биологических ресурсов, рыбной и иной продукции из них во внутренних морских водах и территориальном море РФ, границ этих районов указан в постановлении правительства РФ от 9 февраля
2012 г. № 107. В Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне установлены 23 таких района.
- Кто будет осуществлять контроль за этим?
- Силами и средствами Северо-Восточного ПУ БО ФСБ России при движении судов в район перегрузки, в ходе пребывания в нем, а также при убытии из указанного района по окончании перегрузки водных биоресурсов, в том числе и с использованием отраслевой системы мониторинга. Перегрузка водных биоресурсов между судами, получившими разрешение, осуществляется под контролем инспекторского состава пограничного управления.
Вопросы задавал Максим Труш
Рыбак Камчатки
|